Система достижения социального согласия в обществе
В основу социального партнерства Международной организации труда положены соблюдение прав человека и предотвращение насилия, для чего создана развернутая правовая основа в составе 180 Конвенций и более 200 Рекомендаций, составляющих нечто вроде Международного кодекса труда.
Конвенции МОТ подлежат выполнению странами-участницами после их ратификации. Парламентами государств–членов МОТ ратифицировано Конвенций: Испании – 116, Франции – 110, Италии – 101, Норвегии – 92, Уругвая – 83, Бельгии – 82, Болгарии – 80. В Советском Союзе было ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. За период своего существования Российская Федерация ратифицировала еще одну Конвенцию, в перспективе планируется ратифицировать еще 14 Конвенций МОТ. Рекомендации Международной организации труда ратификации не подлежат и учитываются при разработке национального трудового законодательства.
Правовые аспекты Международного кодекса труда основаны на следующих общепризнанных и мировой практике положениях:
признание права профессиональных союзов как представителей интересов трудящихся на законодательную инициативу, включая трудовое законодательство;
необходимость создания в государствах-членах Международной организации труда арбитражных органов для разрешения социально-трудовых конфликтов;
обеспечение условий для независимости деятельности и автономности функций профсоюзов и объединений предпринимателей как равноправных партнеров в социально-трудовых отношениях;
общественное воздействие на социальных партнеров в целях исключения в их программах и практических действиях политических амбиций и идеологических установок.
К слабым местам использования международного кодекса труда в российских условиях можно отнести:
отставание от развитых стран мира в ратификации Конвенций, несмотря на то, что Россия стала одним из первых стран-участниц Международной организации труда;
резкое снижение активности профсоюзного движения, особенно с переходом к рыночным отношениям и созданием малого и среднего бизнеса, руководители которых получили право заключения срочных трудовых договоров на срок до пяти лет и всячески препятствуют созданию профсоюзных групп;
отсутствие права профсоюзов на законодательную инициативу;
отставание России в сфере оплаты труда, так как заработная плата длительное время ниже прожиточного минимума;
нестабильность рыночного законодательства.
Механизм реализации социального партнерства предполагает проведение ряда последовательных действий: выделение полномочных представителей, представляющих интересы социальных групп общества; ведение переговорного процесса для изучения условий сторон и поиска компромиссных вариантов решений; последовательное заключение взаимоприемлемых долгосрочных соглашений; создание контрольных и арбитражных органов для слежения и принятия мер; использование правоохранительных функций при нежелании сторон соблюдать принятые обязательства; выработка мер силового давления на работодателей и органы власти при невозможности или нежелании идти на уступки.
Мероприятия по реализации социального партнерства (Табл. 11.2) охватывают, прежде всего, унификацию национального трудового законодательства с признанными международными нормами, заключение долгосрочных социально-трудовых соглашений на различных уровнях. В каждом из них осуществляется учет специфических особенностей условий, оплаты труда и социальных гарантий.
На федеральном уровне долгосрочные соглашения охватывают глобальные проблемы, характерные в каждый конкретный период времени для всей страны, а также отраслевые (тарифные) соглашения, учитывающие специфику труда, особенно безопасность и охрану труда, а также соответствующие им социальные гарантии в отрасли.
На региональном (территориальном) уровне соглашения учитывают влияние природно-климатических условий, наличие ресурсов и уровень социально-экономического развития, что особенно важно при обширной территории нашей страны.
На уровне конкретного предприятия, независимости от форм собственности, соглашения принимают форму коллективного договора трудового коллектива с работодателем с отражением особенностей условий и оплаты труда, других социальных гарантий. Каждый работник заключает соглашение в виде трудового договора (контракта) с работодателем.
Таблица 11.2.
Содержание мероприятий системы социального партнерства
Направления работы | Содержание действий | Основные документы |
1. Унификация социально-трудовых отношений и освоение международного опыта. 2. Соглашения в сфере труда и занятости населения. 3. Коллективные трудовые соглашения. 4. Индивидуальные трудо-вые соглашения. 5. Разрешение социально-трудовых конфликтов. | Создание Международной организации труда. Ратификация Конвенций. Международный контроль. Разработка, согласование и заключение долгосрочных соглашений в сфере труда и занятости населения. Отражение особенностей социальных гарантий наемных работников применительно к условиям отдельного предприятия. Заключение индивидуального трудового соглашения между наемным работником и работодателем. Формирование трехсто-ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. | Конвенции МОТ. Рекомендации МОТ. Указы Президента РФ. Законы субъектов РФ. Генеральные соглашения; отраслевые (тарифные) соглашения; региональные (территориальные) трех-сторонние соглашения. Коллективный договор между трудовым коллек-тивом и администрацией предприятия. Трудовой договор (контракт). Договор подряда. Состав и задачи трех-сторонних комиссий с равным представительством сторон. |
Кроме того, согласно рекомендациям Международной организации труда в каждой стране – участнице организации должны быть созданы трехсторонние комиссии для разрешения социально-трудовых споров с равным представительством от профессиональных союзов, собственников основных средств и органов власти, что гарантирует объективность их работы.