Особенности контроля в коммерческой сфере
Функции | Специфика труда | Особенности контроля |
1. Законность. 2. Риск. 3. Интеграция. 4. Инновации. 5. Кадровая. 6. Обучающая. 7. Консалтинг. 8. Этическая. | Прибыльная деятельность при соблюдении установленного рыночного законодательства. Разумная степень рыночного риска при внедрении новых продуктов и технологий. Совместные усилия при реализации трудоемких программ. Финансовая поддержка или государственные гарантии для венчурных фирм. Внедрение эффективной сис-темы комплектования и оценки труда персонала. Применение наставничества и коллективных форм обучения для сотрудников. Специализированная работа по претензиям потребителей. Наличие правил, ценностей, этики и корпоративных обычаев. | Сочетание целей получения прибыли и удовлетворения интересов потребителей. Достижение преимуществ перед конкурентами без нарушений антимонопольного законодательства. Соблюдение договорных обяза-тельств по вкладу в производство и распределению прибыли. Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости при заключении рисковых сделок. Кадровый аудит при возникновении проблем в работе руководящего состава и специалистов. Оценка способности работать коммерческого персонала в условиях неопределенности и риска. Обращение к специалистам по оценке качества продукции, работа с браком и рекламациями. Сочетание контроля и доверия, нежелательность попустительства или опеки. |
Преимущества рыночных отношений проявляются в сокращении сроков внедрения новых технологий при соблюдении разумного рыночного риска. Однако получение конкурентного преимущества не должно входить в противоречие с требованиями антимонопольного законодательства.
Сложные производственные проекты обычно связаны с вложениями существенных ресурсов, что требует интеграции усилий нескольких коммерческих компаний на договорных отношениях как по вложению финансовых средств, так и по распределению прибыли от реализации проектов, которые нуждаются в периодическом контроле, а при необходимости и в корректировке.
Инновационные проекты, которые реализуются крупными коммерческими компаниями, зачастую нуждаются в государственной финансовой поддержке или государственных гарантиях деятельности небольших рисковых (венчурных) фирм. При этом необходимы оценка платежеспособности и финансовой устойчивости при заключении рисковых сделок, а также выделение ресурсов траншами после проверки рациональности использования ранее выделенных средств и реальности получения планируемого конечного результата.
Успешная коммерческая деятельность на рынке во многом определяется потенциалом трудового коллектива и внедрением эффективной системы комплектования и оценки труда персонала. При возникновении проблем в работе руководящего состава и специалистов может осуществляться кадровый аудит с привлечением квалифицированных внутренних или внешних аудиторов.
Контроль в коммерческой сфере направлен на то, чтобы работник уверенно действовал в условиях значительной неопределенности и риска, что требует внедрения индивидуальных форм обучения в виде, прежде всего, наставничества. Когда возникают сложные и неясные ситуации применяются также коллективные формы обучения в виде совещаний, семинаров, консультаций. Такие формы позволяют справляться со значительной неопределенностью в работе и помогают выстоять при неудачах в конкурентной борьбе.
При появлении жалоб потребителей необходима специализированная работа по претензиям потребителей, для чего требуется обращение к специалистам по оценке качества продукции, работа с браком и рекламациями.
Этические представления о задачах, способах и механизме контроля в коммерческой сфере противоречивы. С одной стороны, недопустима бесконтрольность, которая приводит к небрежности в выполнении взятых обязательств и возможным злоупотреблениям должностными полномочиями.
Пристальный контроль обладает тем преимуществом, что он обеспечивает единообразие действий и администрация получает информацию о происходящем, а также до некоторой степени помогает защитить интересы потребителя.
Однако опека может ограничивает самостоятельность и творческое развитие работника. Конечно, сохранять единство процедур и стандартов обслуживания необходимо, но профессиональная деятельность требует индивидуального подхода.