Природа управленческих процессов
Поведение коммерческих компаний на рынке налагает существенный отпечаток на роль и процедуры управления, которые приобретает характер менеджмента в виду предоставления широкой свободы выбора и особой ответственности за результаты деятельности. Поэтому в условиях непредсказуемой рыночной среды деятельность руководства коммерческих компаниях требуется начинать с прогнозирования ситуации на рынке и выбора руководством вида (видов) деятельности, а также выгодной (рациональной) маркетинговой товарной, ассортиментной и ценовой политики.
Решающим этапом работы руководителей коммерческих компаний становится принятие управленческих решений, в которых определяется - чем заниматься и какие средства для этого использовать. Для сравнения подобные проблемы применительно к бюджетным организациям, в частности прогнозирование социального спроса населения и принятия решений по распределению бюджетных средств на тот или иной вид социальных услуг, решают органы государственной (муниципальной) власти и местного самоуправления, они же доводят задания до исполнителей - бюджетных организаций или устраивают торги (тендеры) для коммерческих компаний за право участия в выполнении социального заказа.
Как показывает накопленный зарубежный опыт дальнейшие управленческие процедуры после получения или самостоятельного определения объема работ и распределения ресурсов для их выполнения как в бюджетных организациях, так и в коммерческих компаниях существенно не различаются, что дает основание для научного обоснования единых или обобщенных процедур управления (менеджмента).
Известно, что в результате научного подхода к процессу управленческого труда в условиях рыночных отношений еще в конце ХIХ - начале ХХ века выявлена необходимость отделения управленческих действий как обдумывания и планирования от фактического выполнения работ и признания управления как самостоятельной области деятельности и специальности.
Анализ содержания процесса управленческого труда в начале ХХ века позволил обосновать условное его разделение на определенные составляющие – функции. На практике управленческий труд опытного руководителя весьма сложно расчленить на этапы, а тем более установить какую-либо строгую последовательность функций. Этим можно объяснить наличие самых разных подходов к составу и классификации функций управления (менеджмента).
Однако единая природа функций очевидна, а различные взгляды на их количество, сущность и взаимосвязь лишь подчеркивают многообразие социально-экономических процессов. При этом ученые и практики в сфере производства убедились, что современные достижения в науке и технике могут успешно применяться для целей коллективного труда.
Основатель административной (классической) концепции управления Анри Файоль намеренно использовал термин "администирование", который был традиционным для западноевропейской практики, вместо привычного в то время американского термина "менеджмент", где фактически государство не вмешивалось в экономическую деятельность.
По его взглядам администирование включает две части: первая часть связана с пониманием функций управления, вторая – с пониманием научных принципов управления. Функции управления определяют сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца, они отвечает на вопрос, что делает руководитель. Научные принципы напротив отвечают на вопрос, как руководитель делает это.
Управление А. Файолем предлагалось понимать как универсальный процесс в составе шести функций [55, с. 22], к которым он считал необходимым относить предвидение, планирование, организацию, мотивацию, координирование и контроль.
Согласно основ американского менеджмента [39, с. 72] процесс управления состоит из четырех основных взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые образуют циклический взаимосвязанный процесс, базирующийся на прямой и обратной связи субъекта и объекта управления.
Связи между основными функциями менеджмента обеспечивают коммуникации (вертикальные и горизонтальные) и принятие управленческих решений. Поэтому эти функции относят к связующим, однако это не означает, что их следует считать второстепенными.
В рыночных условиях коммуникации как средство социального взаимодействия и способ передачи информации приобретают решающее значение на всех этапах работы менеджера, включая принятие решения, планирование, организацию или контроль. Коммуникации обеспечивают качество принимаемых решений и разрабатываемых планов, оперативность действий по организации работ и контролю за их ходом.
Выделение четырех основных функций менеджмента и двух связующих функций отражает социальный характер целенаправленного коллективного труда. По своей природе основные функции менеджмента закономерно последовательны как по звеньям управления (сверху - вниз), так и по содержанию действий менеджера (план – система - побуждение - анализ).
Каждая из основных функций обладает своими внутренними закономерностями, однако в достаточной степени находится в зависимости от предшествующей функции или звена управления и предназначена для ее реализации, а иногда и для уточнения с учетом складывающейся обстановки.
Взаимосвязь основных функций менеджмента проявляется также в общем критерии эффективности по конечному результату деятельности трудового коллектива. Правомерность оценки функций по единому критерию объясняется возможностью компенсировать недостатки планирования качественной организацией труда, пробелы в организации устранить за счет инициативы подчиненных при достаточной степени их мотивации, а отклонения от цели своевременно обнаружить при надлежащем контроле и уточнить первоначальный план или же разработать новый более лучший план.
Следует подчеркнуть, что реализация функций в бюджетных организациях и коммерческих компаниях существенно различаются по содержанию и продолжительности периодов управленческих воздействий. В частности, руководители бюджетных организаций получают производственные задания на выполнение социального заказа и необходимые ресурсы от государственных (муниципальных) органов управления или местного самоуправления, как правило, на календарный год.
Кроме того, они могут быть ориентированы органами власти об объемах предстоящих социальных заказов и особенностях их выполнения на будущие периоды, особенно если это связано с капитальными вложениями по перспективам технического оснащения и развития бюджетных организаций.
Руководство коммерческих компаний самостоятельно определяет себе производственную программу и требуемые ресурсы для ее реализации на календарный год и прогнозируют свою деятельность на перспективу с учетом возможных изменений рыночной конъюнктуры. Поэтому разработка и принятие решений в комплексе функций менеджмента становятся более весомыми в связи с возрастающей ценой возможной ошибки в условиях неопределенности и рыночного риска, а также необходимостью прогнозирования долгосрочных экономических и социальных последствий альтернативных вариантов деятельности коммерческих компаний.
Бюджетные организации осуществляют свою деятельность под оперативным контролем и корректирующими воздействиями органов власти, которые могут вносить изменения как в объем выполняемых работ, в приоритетность их выполнения, а также и в выделяемые ресурсы. Для своевременной реакции на возможные изменения социально-экономической ситуации органы власти в своем распоряжении обычно содержат централизованный резерв сил и средств.
Коммерческие компании вынуждены самостоятельно определять свои цели на рынке, виды и масштабы деятельности, требуемые для этого ресурсы, решать свои проблемы с рыночными партнерами в порядке взаимодействия, в том числе по осуществлению процессов снабжения и сбыта продукции, оказания различных услуг, а также резервировать часть ресурсов для реагирования на изменения ситуации на рынке.
Содержание функций менеджмента
Руководство коммерческих компаний, осуществляя управленческую деятельность в соответствии с рыночной конъюнктурой, преследуют, прежде всего, основную свою цель - получение прибыли. Для этого реализуются рыночные резервы, включая изучение нужд, потребностей и запросов населения, своевременное обновление продукции, работ и услуг, внедрение инновационных технологий, экономное расходование ресурсов и сохранение окружающей природной среды.
Функции менеджмента в таких условиях можно представить в расширенном варианте, включая основные, связующие и обеспечивающие. Каждая из десяти функций (Табл. 6.1) предполагает свое содержание, однако действия руководства тесно связаны с предыдущей функцией и конечным результатом деятельности коммерческой компании.
Основными функциями в соответствии с исторически устоявшимися традициями в американском менеджменте по-прежнему остаются планирование, организация, мотивация и контроль, связующими - принятие решений и коммуникации. В качестве обеспечивающих функций предлагается использовать прогнозирование, координацию, взаимодействие и регулирование. При этом в соответствии с древней истиной начинать любую работу следует с конца, то есть необходимо оценить (спрогнозировать), какие последствия ожидаются после ее завершения.
Таблица 6.1.