Научное управление производством

Комплекс проведенных американскими инженерами и практиками экспериментов и рекомендаций по организации производства позволил получить революционные основы научного управления производством, которые чаще всего называют теорией (школой) научного управления.

Значительные перемены в глобальной структуре экономики США во второй половине ХIХ века с созданием огромных национальных и мультинациональных корпораций на транспорте и в промышленности связаны с внедрением новых современных научных достижений. В то же время в низовых звеньях управления изменения происходили крайне медленно, что отражалось в низкой производительности труда.

Как известно запросы практики зачастую стимулируют необходимость научной разработки новых технологий организации труда взамен исчерпавших себя в более ранних периодах производства, которые себя полностью оправдывали ранее.

Так вместо мастера, который длительное время был центральной фигурой организации производства, распределял задания, контролировал использование рабочего времени и выполнение работниками норм выработки, а также определял размеры оплаты труда, потребовалось провести стандартизацию и унификацию производственных операций, снизить зависимость организации труда от личностных факторов управленца.

С такими функциями успешно могли справиться не научные работники (теоретики), а действующие инженеры (практики), знающие особенности технологии труда и видевшие резервы повышения рациональности использования рабочего времени. Поэтому первый этап научного управления производством был реализован группой инженерно-технических работников, которые прошли трудовой путь от рабочего до руководителя производства.

Таким образом, машинное производство при недостаточно квалифицированной наемной рабочей силе в конце ХIХ века потребовало поиска резервов роста производительности труда, прежде всего, на низовом - производственном уровне. В решение этих сложных задач существенный вклад внесли американские инженеры-практики.

Основателем теории научного управления считается [56, с. 21] инженер-практик Фредерик Уинстоу Тейлор (1856-1915), который прошел все ступени от мастера до главного инженера в одном из крупнейших заводов. В 1903 году он опубликовал книгу "Shop Management" и предложил систему стандартизации орудий, условий и методов труда, которые часто называют "тейлоризмом" [41, с. 345].

Фредерик Тейлор, его ученики и соратники Френк Гилбрет (1868-1924) и Лилия Гелбрет (1878-1972), Генри Гантт (1861-1919) на основе разделения процесса труда на отдельные элементы проводили анализ трудовых операций с помощью наблюдений и хронометража, предложили улучшение рабочего инструмента, нормирование и стимулирование труда.

Предложения Ф. Тейлора по использованию лопаты-совка емкостью около 8,6 кг [39, с. 66] дало феноменальный выигрыш, Френк Гилбрет 18 движений при кладке кирпича сократил до 4,5 движений [41, с. 110], увеличив тем самым производительность труда на 50%.

В 1911 г. Фредерик Тейлор опубликовал книгу: "Принципы научного менеджмента" (Principles of Scientific Management) [39, с. 64], которая традиционно считается началом признания менеджмента наукой.

Принципы "тейлоризма" были в полной мере реализованы Генри Фордом (1868-1947) в автомобилестроении с использованием поточной линии, движущейся с научно обоснованной скоростью, рассчитанной на возможности среднего человека. В 1910 г. он построил вблизи Детройта большой автомобильный завод, электростанцию, сталелитейный завод, свои кузницы, купил собственные железные и угольные рудники, пароходы, железные дороги, всевозможные заводы, фабрики, создал гигантскую империю. Применение сборочного конвейера позволило сократить время выпуска автомобиля с 12 до двух и менее часов.

В целях достижения максимальной производительности и непрерывной работы системы поточного производства Г.Форд предусмотрел восьмичасовой рабочий день и чрезвычайно жесткий режим труда с единственным 15-минутным перерывом на обед, включая время на туалет, на работе людям запрещалось опираться на машины, сидеть, садиться на корточки, свистеть, говорить или курить.

Генри Форд провозгласил ряд правил, призванных помочь стать не только хорошими работниками компании, но и хорошими гражданами: проявлять бережливость, жить в приличном доме, не принимавшем квартирантов; не иметь никаких дополнительных источников дохода (например, в семье должен был работать только муж); не связываться с «нехорошими людьми», сочувствующими профсоюзам и особенно принимающими участие в их организации, не позволять этого своим детям; не пить и не курить чрезмерно, избегать игры на деньги, быть в "хорошей физической мужественности или моральном облике».

В 1926 г. Г.Форд установил для своих работников пятидневную рабочую неделю, а в конце ноября 1929 г., когда американская экономика уже была в кризисе, откликнулся на призыв президента не снижать заработную плату и поднял ее до семи долларов в день.

В обобщенном виде научное управление производством включает комплекс взаимосвязанных задач:

разделение процесса труда на отдельные производственные операции и специализация работников по их выполнению на поточной линии, что позволяет снизить требования к универсальности их подготовки;

подбор работников по физическим и умственным данным в соответствии с требованиями выполнения определенных видов работ;

обучение и тренировки работников непосредственно на рабочем месте в короткие сроки с использованием стандартных методов и технологии работ, подбора оптимального инструмента и оборудования;

определение научно обоснованных норм выработки в течение рабочего дня путем наблюдения, замеров и рациональной последовательности выполнения каждой операции, применения рациональных приемов труда в определенной профессии;

выбор рационального режима труда и отдыха работников, систем оплаты и премирования за превышение норм выработки в целях стимулирования роста производительности труда;

отделение управленческого труда от физического выполнения работ как обдумывания и планирования, признание управления как самостоятельной области деятельности и специальности.

Низкая квалификация работника того времени позволяла в таких условиях достаточно быстро приобрести эффективные навыки выполнения отдельной операции, а за счет интенсивного труда добиться относительно высокого уровня жизни.

Кстати в советское время в нашей стране тейлоризм иронично назывался "системой выжимания пота из рабочего класса", так как научно обоснованная скорость движения поточной линии не устраивала российских профсоюзов, защищавшим право наемных работников не особо напрягаться на рабочем места, как на «загнивающем Западе».

Следует отметить, что в Советском Союзе также уделялось внимание нормированию или научной организации труда, ее инициатор - экономист и социолог Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). После 1920 года он увлекся применением в повседневной жизни системы организации и интенсификации труда методом хронометража движений. Однако и до настоящего времени интенсивность труда в материальном производстве, да и в управленческих структурах России заметно уступает западным нормативам, одновременно существенно ниже и уровень оплаты труда.

Значение основных положений теории научного управления для российского менеджмента особо возрастает в связи с предстоящим масштабным возрождением реального отечественного производства на принципах рыночных отношений с использованием достижений науки и техники.

Таким образом, наследие Ф. Тейлора и его последователей многогранно и противоречиво [39, с. 66], так как, с одной стороны, он создал условия для небывалого роста производительности труда работников и повышения материального состояния работников за счет интенсивного труда. С другой стороны, "тейлоризм" как организацию труда профсоюзы по праву считали и считают "системой выжимания пота" или «порабощения человека машиной», с чем трудно не согласиться.

Для каждого человека и всего общества всегда есть выбор: работать интенсивно для своего благополучия и процветания страны или же делать вид, что работаешь и вести жалкое существование. Конечно, для ограничения социального расслоения населения и достижения социальной справедливости должны осуществляться меры государственного регулирования экономики, которые не всегда применяются или недостаточно эффективны.

Тем не менее при недостаточно эффективном производстве не может быть высокого качества жизни населения, что свидетельствует о необходимости практического использования тейлоризма в условиях возрождения реального производства в современной России с учетом национальных и социальных особенностей.

Условия для эффективного труда в современных условиях во многом зависят от совершенства применяемых технологий. Международная практика показала целесообразность обеспечения удовлетворенности работников трудом на производственном уровне, которая должен включать:

исключение монотонного и тяжелого физического труда путем механизации и автоматизации рутинных и трудоемких производственных операций;

применение производственных роботов в условиях вредной среды и для выполнения опасных для здоровья и жизни технологических операций;

обеспечение содержательности труда за счет объема, привлекательности и разнообразия выполняемых работником операций, законченности процесса и ощущения полученного результата;

обеспечение работников удобным в пользовании и высоко производительным инструментом и оборудованием, технологичными материалами и приборами;

рациональный режим труда и отдыха для достижения высокой производительности и сохранения работоспособности персонала, дизайн и эргономика рабочего места.

Организация труда должна также учитывать современные требования обогащение труда человека, которые предусматривают:

ощущение работниками важности, нужности и общественной полезности выполняемой работы;

доверие к работнику и его ответственность за конечный результат труда и производительность;

возможность влияния работника на условия труда и способы достижения поставленных руководителем задач («мягкое управление»);

самостоятельность распределения работником выделенных ресурсов и контроля за ресурсами;

наличие обратной связи с руководителем и знание работником оценки результатов своего труда;

возможность профессионального роста, приобретения нового опыта и повышения квалификации.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Сущность либеральной подхода в управлении производством.

2. Причины роста деловой активности В США,

3. Взаимосвязь трех отраслей рыночной науки.

4. Первые социальные эксперименты в производстве.

5. Содержание социального эксперимента в России.

6. Этапы и причины трансформации рыночных отношений.

7. Содержание теории научного управления производством.

8. Вклад инженеров-практиков в рост производительности труда.

9. Удовлетворенность трудом.

10. Обогащение труда.


Наши рекомендации