Оценка влияния основных элементов и факторов предпринимательской среды на деятельность СП ОАО «Спартак»

Основными элементами внешней среды производственного предприятия являются конкуренты, поставщики, посредники, покупатели и контактные аудитории. Охарактеризуем каждый из них более подробно.

В настоящее время уровень конкуренции на рынке кондитерских изделий Республики Беларусь достаточно высок. В таблице 2.6 представлены основные конкуренты СП ОАО «Спартак» на рынке кондитерских изделий Республики Беларусь. Кондитерская фабрика «Спартак» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь, подтверждением этому служат данные таблицы 2.6 (данные Белгоспищепрома).

Таблица 2.6 Крупнейшие производители кондитерских изделий в Республике Беларусь (2005 г.)

Производитель Объём производства, т
ОАО «Коммунарка» (г. Минск)
ОАО «Спартак» (г. Гомель)
«Слодыч» (г. Минск)
ОАО «Красный пищевик» (г. Бобруйск)
ООО «Конфа» (г. Молодечно)
ОАО «Ивкон» (г.п. Ивенец)
ОАО «Красный мозырянин»

В таблице 2.6 представлены основные отечественные конкуренты СП ОАО «Спартак», кроме них предприятию приходится ежедневно вступать в конкурентную борьбу за долю рынка с крупнейшими российскими и украинскими кондитерскими фабриками. На сегодняшний день основным конкурентом СП ОАО «Спартак» в Республике Беларусь является минская фабрика кондитерских изделий ОАО «Коммунарка». В 2005 году доля рынка СП ОАО «Спартак» в РБ составила 40,4%, в то время как доля рынка ОАО «Коммунарка» - 26,5 %.

Такие производители как: «Конфа» (г. Молодечно), «Ивкон» (г.п. Ивенец), «Красный Мозырянин» (г. Мозырь) и другие государственные и частные предприятия по выпуску кондитерских изделий, основной конкуренции не составляют и их доля в общем рынке кондитерских изделий является незначительной.

Минская фабрика «Слодыч» специализируется на выпуске печенья. Ассортимент выпускаемой продукции широк и разнообразен. Почти половина всей выпускаемой продукции этого вида выпускаемой в РБ принадлежит ей. Таким образом «Слодыч» можно рассматривать как серьезного конкурента в этом сегменте рынка.

Определим конкурентоспособность продукции СП ОАО «Спартак» по сравнению с его основными конкурентами в Республике Беларусь (таблица 2.7).

Таблица 2.7 Оценка конкурентоспособности продукции СП ОАО «Спартак» по состоянию на 01.01.06 г. (баллов)

Факторы конкурентоспособности СП ОАО «Спартак» Конкуренты  
ОАО «Коммунарка» ОАО «Ивкон» ОАО «Красный пищевик»
Качество
Цена
Упаковка
Широта ассортимента
Удобство фасовки
Известность марки, реклама
Репутация у потребителей
Итоговая оценка (средний бал конкурентоспособности) 9,71 8,43 8,0 6,43


Как свидетельствуют данные таблицы 2.7, продукция СП ОАО «Спартак» достаточно конкурентоспособна, ее конкурентоспособность по большинству проанализированных факторов выше по сравнению с продукцией основных отечественных конкурентов, что и обеспечивает данному предприятию коммерческий успех на рынке кондитерских изделий.

Сравним цены на кондитерские изделия СП ОАО «Спартак» с ценами конкурентов на аналогичную продукцию (таблица 2.8 ) чтобы сделать вывод о конкурентоспособности продукции данного предприятия по цене.

Таблица 2.8 Основные производители кондитерских изделий в РБ и сравнительная характеристика цен на продукцию на 01.01.05.

Наименование продукции СП ОАО «Спартак» Ценовой интервал бел. руб. за кг/шт Основные конкуренты-производители Цен аналогов, бел. руб.
Конфеты шоколадные 7.000-15.500 ОАО «Коммунарка» 4500 - 14200
Печенье 4.000-6.300 ОАО «Слодыч» 3.000 – 6.000
Шоколад 1150-1320 ОАО «Коммунарка» 980 -1150
Карамель 3200-6520 ОАО «Ивкон» 3500-6500
Наборы шоколадных конфет 3800-29500 ООО «Конфа» 2900-15000
Вафли 4200-8700 ОАО «Витьба» 3500-5800

Сравнительный анализ цен на продукцию СП ОАО «Спартак» и аналогичную продукцию конкурентов показывает, что цены практически на все рассмотренные кондитерские изделия у СП ОАО «Спартак» несколько выше, чем у конкурентов. Таким образом, по цене изделия СП ОАО «Спартак» менее конкурентоспособны, чем аналогичные изделия, выпускаемые предприятиями-конкурентами.

Учитывая постоянно усиливающуюся конкуренцию на рынке кондитерских изделий, для СП ОАО «Спартак» актуально в ближайшей перспективе выработать основные направления обеспечения его конкурентоспособности на данном рынке в целях повышения эффективности деятельности данного предприятия.

Посредники – очень важный элемент предпринимательской среды предприятия. СП ОАО «Спартак» имеет торговых и маркетинговых посредников (рекламные агентства, СМИ). У компании есть официальные дилеры во всех областях республики, их работа обеспечивает постоянный рост объёмов продаж. Официальными дилерами СП ОАО «Спартак» являются 30 организаций, расположенные во всех областях Республики Беларусь (список дилеров СП ОАО «Спартак» представлен в приложении З). Кроме дилеров, реализацию продукции СП ОАО «Спартак» оптовые организации, находящиеся как в Республике Беларусь, так и за её пределами. На долю оптовых организаций приходится 61,5% от общего объёма реализации. Такие организации расположены в Гомеле, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других городах. Крупные оптовые базы приобретают продукцию и реализуют её предприятиям розничной торговли. Посреднические сбытовые организации помогают значительно увеличить объёмы реализации и расширить географическое проникновение фирмы.

Поставщики также являются значимым элементом внешней среды предприятия. Основным сырьём для производства кондитерских изделий являются: сахар, какао-бобы, мука, молочные продукты, жиры, крахмал, спирт, фруктовое желе, орехи, изюм, различные эссенции и вкусовые добавки. Основные поставщики сырья для СП ОАО «Спартак» указаны в таблице 2.9.

Таблица 2.9 Основные поставщики СП ОАО «Спартак»

Сырьё Поставщики
Сахар Скидельский, Городецкий, Слуцкий, Жабинский сахарные заводы (РБ )
Сгущённое, сухое молоко Рогачёвский молочноконсервный комбинат, АО «Октябрьский завод обезжиренного молока», молочно-консервный завод(пос. Глубокое, Витебск. обл.)
Крахмал, патока ОАО «Краснобережский крахмалопаточный завод» (Жлобинский р-н), ПП «Запад» (г.Львов)
Маргарин, жир кондитерский, масло сливочное Гомельский, Московский жирокомбинаты
Спирт, виноградный спирт, коньяк ПО «Кристалл», Бобруйский завод виноградных напитков
Изюм, орехи Украинская компания «Люкс» Боливия, Вьетнам
Какао-бобы, масло какао Индонезия, Нигерия

Для упаковки кондитерских изделий СП ОАО «Спартак» используются красочные упаковочные материалы (этикетки, пакеты, коробки) турецких, латвийских и израильских фирм, отечественных производителей (ОАО «Гомельобои», минская фирма «Бристоль»). Как видно из таблицы 2.9, значительная часть поставщиков сырья для ОАО «Спартак» находится за пределами Республики Беларусь, что усложняет расчеты и увеличивает сроки поставок сырья. Следовательно, предприятию следует стремиться к поиску новых отечественных поставщиков сырья в целях взаимовыгодного сотрудничества, сокращения сроков поставки и уменьшения себестоимости продукции.

Основными покупателями СП ОАО «Спартак» являются:

- индивидуальные потребители. Чаще это дети, школьники, студенты, женщины и пенсионеры;

- сфера торговли: оптовые и розничные торговые предприятия, официальные дилеры.

СП ОАО «Спартак» действует в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между данным предприятием и различными экономическими субъектами. В большинстве случаев предпринимательская среда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятому предприятию, однако каждое из них испытывает на себе ее влияние и не всегда может управлять ею. Основные факторы предпринимательской среды, оказывающие влияние на деятельность СП ОАО “Спартак” представлены на рисунке 2.2.

Оценка влияния основных элементов и факторов предпринимательской среды на деятельность СП ОАО «Спартак» - student2.ru

Изучение демографических факторов предпринимательской среды занимает важное место при анализе рыночных возможностей предприятия. При этом необходимо рассматривать во­просы рождаемости, возрастной структуры населения. Это обусловлено тем, что производитель, ориентирующийся на потребление, должен знать, сколько, для кого и каких товаров производить. Так, статистические дан­ные свидетельствуют, что число граждан нашей республики (в т.ч. г. Гомеля и Гомельской области) не увеличивается, а неуклонно падает. За минувший год оно сократилось на 1, 2%, по сравнению с 2004 годом и составило на 1 января 2006 года 9,848 млн. человек. Число браков на 1000 человек уменьшилось за соответствующий период на 13,2 % и составило 3,2. Возросло количество разводов на 7,8 % и достигло 7 на 1000 человек. В семьях становится меньше детей. Все большее распространение получают неполные и однодетные семьи. В результате суммарный показатель рождаемости в Республике не обеспечивает простого воспроизводства населения, так в 2005 году родилось 88,8 тыс. человек, а умерло 143,7 тыс. человек. Количество родившихся детей также сокращается, растет детская смертность за последний год она возросла на 2,4% Тем не менее, существуют по крайней мере, две социально-демографические категории, постоянно прибавляющиеся в численности. Это пенсионеры (как правило, находящиеся в бедственном положении) и безработные. Численность последних, зарегистрированных в органах государственной службы занятости составила в 2005 году 154,7 тыс. человек, что на 9,2 % превысило уровень безработицы, зарегистрированной в 2004 году. Все более существенным фактором, оказывающим непосредственное влияние на демографическую ситуацию в Гомельской области является миграция населения. Это, во-первых, обусловлено необходимостью изменения для многих места жительства из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, современная демографическая ситуация в нашем регионе не способствует увеличению спроса на кондитерские изделия.

Экономические факторы не менее важны, чем демографические. В результате увеличения производства в основных отраслях народного хозяйства Республики Беларусь и улучшения качественных параметров его функционирования рост ВВП в 2005 году составил 111% по сравнению с 2004 годом. Указанный рост ВВП обеспечен без существенного увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов, о чем свидетельствует снижение энергоемкости ВВП на 8 %. В 2005 в промышленности произведено продукции на 15,8 % больше, чем в 2004 году. При этом прирост производства потребительских товаров за данный период составил 12,7 %, в том числе продовольственных товаров – 13,1%, непродовольственных – 12,6%. Экономический рост в 2005 году сопровождался улучшением финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.

Положительным моментом, безусловно является ярко выраженная тенденция замедления инфляционных процессов в нашей республике. По результатам работы народного хозяйства республики за 2005 год, сводный индекс потребительских цен составил 112,1 % или 101,1 % в среднем за месяц. Мало знать, сколько у предприятия имеется потенциальных покупателей, важно определить еще, сколько они смогут купить товаров. На платежеспособный спрос населения влияет много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, инфляция, безработица и т.д. Немаловажно знать структуру распределения доходов между различными группами населения, а также исследовать структуру их расходов на потребление. Это поможет приблизительно определить долю расходов каждой группы населения на приобретение раз­личных товаров.

Размер платежеспособного спроса, в первую очередь, определяется денежными доходами населения. Величина денежных доходов, в свою очередь, определяет структуру расходов населения на приобретение различных товарных групп. Если денежные доходы имеют тенденцию к росту, то потребители увеличивают долю средств на приобретение дорогостоящих продовольственных и непродовольственных товаров, не являющихся предметом первой необходимости. Если денежные доходы падают, то расходы на данную группу товаров падают. Общий уровень покупательной способности населения определяется: величиной текущих доходов; уровнем цен; величиной имеющихся сбережений; возможностью получения кредита. Эти факторы влияют на возможные экономические спады, во время которых, как правило, усиливается инфляция, растет уровень безработицы и повышается процентная ставка по кредитам, что важно для СП ОАО «Спартак», так как предприятие иногда берет крупные кредиты для приобретения нового оборудования и закупки партий дорогостоящего сырья.

Покупательная способность среднедушевого денежного дохода в 2005 году составляла 1,3 минимальных потребительских бюджета, средней заработной платы – 1,5.

Еще одним фактором, влияющим на объем опроса, является доля расходов на продовольственные и непродовольственные товары в общей сумме покупательских фондов населения. В среднем на протяжении последних лет наблюдается следующая структура потребительских расходов: на продовольственные товары - 60-65%, на непродовольственные товары -35-40%, что положительно сказывается на величине спроса на продукцию СП ОАО «Спартак».

Совокупные денежные доходы населения Республики Беларусь в 2005 году составили 30,3 трлн. Руб., что с учетом инфляции на 12,7 % больше по сравнению с 2004 годом. В номинальном выражении денежные доходы выросли на 33,5% при росте потребительских цен за этот период на 18,4 %. Доля денежных доходов населения в ВВП в 2005 г. составила 68,9 % против 73,5 % в 2004 году.

Средняя заработная плата в стране в 2005 году составила 526,5 тыс. бел. руб., что в реальном выражении на 15,9 % больше по сравнению с 2004 годом. Удельный вес задолженности в месячном фонде оплаты труда не превышал 1,9 %. Средний размер пенсий вырос по сравнению с 2004 годом в реальном выражении на 17,4 % - до 164,3 тыс. бел. руб. в номинальном выражении пенсия увеличилась на 40 %. Средний размер назначенной пенсии в 2005 году составил 79,8 % от величины минимального потребительского бюджета пенсионера против 69 % в 2004 году. Социальная политика государства направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2001-2005 гг. в республике осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,3 раза реальные денежные доходы выросли в 1,8 раза, реальная заработная плата в 1,7 раза.

Таким образом, наблюдающийся в настоящее время рост реальных денежных доходов населения Республики Беларусь должен будет оказать положительное влияние на эффективность предпринимательской деятельности данного предприятия за счет увеличения объема сбыта продукции СП ОАО «Спартак».

Исследование политико-правовых факторов предпринимательской среды должно проводиться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Этим правам должны соответствовать определенные обязанности производителей, которые не могут не сказаться на деятельности предприятия. Нецелесообразно ограничиваться только изучением содержания правовых актов. Важно обращать внимание и на такие аспекты, как действенная правовая система, сложившиеся традиции в этой области и процессуальную сторону практической реализации законодательства. Следовательно, предпринимателю необходимо учитывать мероприятия государственной власти, стремиться их прогнозировать и использовать в своих интересах. Знание законов позволяет предприятию правильно построить свою предпринимательскую деятельность, изыскать возможные пути повышения ее эффективности в рамках законодательства. На деятельность СП ОАО «Спартак» влияют следующие нормативно-правовые акты: закон РБ «О предприятиях в Республике Беларусь», правовые акты в области налогового законодательства, Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», свод документов по стандартизации (стандарты на продукцию и процессы производства), закон РБ «О защите прав потребителей в Республике Беларусь», а также правовые акты, издаваемыми местными органами власти, в частности, Положение Гомельского облисполкома в поддержку местных производителей пищевой продукции, согласно которого ассортимент кондитерских изделий всех розничных торговых предприятий г. Гомеля и Гомельской области, торгующих пищевыми продуктами, не зависимо от формы собственности, должен состоять не менее чем на 50% из кондитерских изделий местных производителей, т.е. СП ОАО «Спартак» и др. марок.

Большое влияние на предпринимательскую деятельность оказывают различного рода общественные образования. Профсоюзы, объединения предпринимателей, социальные движения, общества защиты прав потре­бителей имеют свои интересы, свой вес и роль в рыночном пространстве. Для предприятия важна определенная лояльность по отношению к ним и равновесное состояние. Конфликт, как правило, неразумен и невыгоден предприятию.

Проводя исследование факторов предпринимательской деятельности, очень важно иметь в виду два следующих момента. Во-первых, все факторы предпринимательской среды тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ должен вестись не по отдельности, а системно, в комплексе. Во-вторых, степень воздействия отдельных факторов предпринимательской среды на различные предприятия не одинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, сферы деятельности и т.д. СП ОАО «Спартак» как достаточно крупное предприятие испытывает большую зависимость от предпринимательской среды, чем более мелкие предприятия. Таким образом, на СП ОАО «Спартак» факторы предпринимательской среды оказывают довольно ощутимое влияние.

На деятельность СП ОАО «Спартак» наибольшее влияние оказывают следующие факторы предпринимательской деятельности: демографические (величина потенциального спроса), экономические (платежеспособный спрос, структура расходов населения, инфляция), политико-правовые (законодательная база в области налогооб­ложения, внешнеторговых связей, хозяйственного права).

Для СП ОАО «Спартак» фактором, изменения которого приведут к дополнительным возможностям для предприятия, может стать научно-технический в разрезе использования новых ресурсосберегающих технологий и, как следствия, сокращения затрат на производство продукции, снижения себестоимости продукции, рост величины спроса на продукцию.


Наши рекомендации