Менеджмент в условиях рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Менеджмент в условиях рыночной экономики……………………………...4
1.1. Функции и задачи менеджмента…………………………………………....4
1.2. Содержание менеджмента………………………………………………......8
1.3. Принципы менеджмента…………………………………………………....9
1.4. Позиции менеджера и предпринимателя…………………………………..12
2. Анализ предпринимательской среды деятельности СП ОАО «Спартак»...14
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак».....14
2.2 Оценка влияния основных элементов и факторов предпринимательской среды на деятельность СП ОАО «Спартак»........................................................26
2.3 SWOT–анализ предпринимательской деятельности СП ОАО «Спартак»..38
3.Основные элементы и факторы предпринимательской среды и их влияние на деятельность предприятия……………………………………………………....42
3.1 Понятие предпринимательской среды, ее роль и значение…………….....42
3.2 Структура предпринимательской среды……………………………………45
3.3 Факторы предпринимательской среды и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………..…..50
ВВЕДЕНИЕ
Окружающий нас деловой и общественный мир состоит из организаций – производственных и обслуживающих, частных и государственных, больших, средних и малых, коммерческих и некоммерческих и пр. Каждая из них по отношению к внешнему окружению является открытой: потребляет его ресурсы, соответствующим образом перерабатывает их, а полученные результаты деятельности передает во внешнюю среду. Непрерывность и эффективность процессов обмена обеспечивают жизнеспособность организации.
Общим для всех организаций является то, что они являются управляемыми, добиваются результатов не сами по себе, а под руководством менеджеров, от опыта и квалификации которых зависит общая результативность. Часто при характеристике деятельности менеджеров используют определение Питера Друкера, известного теоретика в области управления, который отметил: «Менеджеры определяют направления развития своих организаций, выступают в роли лидеров и решают, как использовать имеющиеся организационные ресурсы для достижения поставленных целей»
Прежде чем начать изучать различные направления менеджмента, важно подчеркнуть, что управляющие всегда должны учитывать многообразные воздействия, исходящие как изнутри, так и извне организации, которые оказывают влияние на выполнение стоящей перед ними задачи.
Широко распространено мнение, что менеджмент - это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, принимающие организационные решения о лучшем использовании ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно является искусством.
Вместе с тем, менеджмент — это и наука. Развитие ситуации и области деятельности, лабораторные исследовательские проекты за последние шестьдесят лет сделали исследование менеджмента более научным.
Таким образом, можно сказать, что менеджмент — это искусство и наука одновременно.
В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в сложный период перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Следовательно, эффективность деятельности предприятия в значительной степени зависит от многочисленных факторов предпринимательской среды и умения предприятия реагировать на них и по возможности управлять ими. Если предприятие не учитывает влияния данных факторов, то это отрицательно отражается на эффективности его деятельности в целом, безусловно, снижая такие экономические показатели работы предприятия как прибыль и рентабельность. Соответственно, изучение предпринимательской среды и учет влияния ее факторов в формировании стратегии и тактики развития предприятия является прямым путем повышения эффективности деятельности производственного предприятия.
Таким образом, учитывая вышесказанное, тема данной курсовой работы является достаточно актуальной, особенно в настоящее время, в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как изучение и учет факторов предпринимательской среды, управление ими служит верным гарантом успеха предприятия на рынке и обеспечивает эффективность деятельности самого предприятия в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы.
Содержание менеджмента
Существует несколько определений содержания менеджмента, характеризующих его различные аспекты. Рассмотрим основные из них: раскрывающие содержание управления организацией как открытой системой и характеризующие менеджмент с точки зрения деятельности по удовлетворению потребностей клиентов.
Управление организацией как открытой системой. Организация зависит от внешней среды: она получает ресурсы извне и передает результаты деятельности во внешний мир. Менеджмент необходим для достижения высоких результатов деятельности, которые, однако, он не сводятся только к выпуску продукции или оказанию услуг. К результатам кроме удовлетворения потребностей клиентов относятся достижение целей, обеспечение производительности и эффективности. Эффективность характеризует степень приближения организации к поставленным целям, перечень которых может быть намного шире, чем ответственность перед потребителем (см., например, табл. 1.).
В приведенной таблице первые два блока – базовых целей и общей политики – наглядно показывают зависимость организаций от внешней среды и стремление компаний достичь высокой общественной эффективности. Третий блок «Кодекс поведения» включат внутренние цели предприятий, достижение которых повышает результативность их деятельности и также способствует развитию общества.
Принципы менеджмента
Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). Так, например, для внутрифирменного управления характерны: принципы централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация на долгосрочные цели развития, участие работников в управлении, принцип планомерности и др. Все они составляют группу структурно-функциональных принципов управления. Вторая группа принципов — принципы управления производством, третья — принципы управления персоналом. Ведущим принципом менеджмента выступает принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. При применении этого принципа решается проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования.
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо — президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с принципом единоначалия каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы.
Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений, что способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений.
Во многих организациях организационная система основывается на принципе централизации, при котором управление осуществляется из одного центра. Здесь устанавливается жесткая регламентация центра. Подразделения полностью лишены хозяйственной самостоятельности.
Эта форма присуща небольшим компаниям, специализирующимся на выпуске одного вида продукции с ориентацией на местный или отечественный рынок. Президент компании одновременно является и ее управляющим. Он обычно имеет двух заместителей (вице-президентов), один из которых ведает вопросами производства и технологии, другой - сбытом продукции.
Более сложным является управление крупной фирмой, выпускающей один вид продукции. В ведении президента находятся только общие вопросы управления. Вице-президенты управляют секторами с помощью управляющих.
Еще больше усложняется управление централизованной фирмой, если она специализируется на нескольких видах продукции. В этом случае в подчинении вице-президентов находятся уже несколько управляющих по видам деятельности.
Централизованная организационная форма характеризуется: предпочтительностью функциональных служб перед службами подразделений; наличием множества функциональных служб; исследовательскими подразделениями в центральном аппарате; центральным отделом сбыта.
При децентрализованной форме управления производственные подразделения (отделения) пользуются полной самостоятельностью и в сфере производства, и в сфере сбыта. Высшая администрация осуществляет контроль, координирует работу отделений и осуществляет перспективное планирование. Все производственные отделения находятся на самофинансировании. Децентрализованная форма управления характерна для крупных фирм, имеющих большое количество предприятий с широкой номенклатурой товаров.
Менеджмент современных крупных фирм характеризуется сочетанием принципов централизации и децентрализации, когда за высшим звеном управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями - оперативное управление. Внутри фирмы создаются автономные производственные отделения, которые самостоятельно производят, сбывают продукцию и отвечают за получение прибыли.
Активную жизненную силу в современном производстве приобретает принцип демократизации управления. В результате усложнения процесса труда изменился подход к рабочему. Он становится субъектом производственного процесса. У рабочего с высоким уровнем профессиональной квалификации, образования и общей культуры возникает потребность участвовать в управлении производством. Понятие «промышленная демократия» характеризует высокую степень участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим.
Рисунок 2.1 Производственная структура СП ОАО «Спартак»
СП ОАО «Спартак» производит разнообразные кондитерские изделия. Их ассортимент очень широк и разнообразен, включает более 300 наименований и включает следующие виды кондитерских изделий: карамель, печенье, вафли, вафельные батончики, шоколадные конфеты, наборы конфет, шоколад, шоколадные батончики с наполнителями, торты и пирожные, новогодние наборы сладостей.
Продукция СП ОАО «Спартак» достаточно конкурентоспособна, так как высокое качество кондитерских изделий выгодно сочетается с оригинальной, удобной упаковкой, а также с доступными ценами. Кондитерская фабрика «Спартак» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь. В 2005 году доля рынка СП ОАО «Спартак» в РБ составила 40,4%.
Сладкая продукция СП ОАО «Спартак» пользуется спросом не только у гомельчан и жителей республики, но и за её пределами. 70 % продукции СП ОАО «Спартак» реализуется в РБ, 20% в России и 10% в странах дальнего зарубежья. Фабрика уделяет большое внимание сбытовой политике. Компания «Спартак» использует прямые каналы сбыта, реализуя часть своей продукции через принадлежащие ей торговые точки. В настоящее время в Гомеле работают пять фирменных магазинов фабрики «Спартак». Они расположены в разных районах города: по ул. Советской 63, по ул. Черноморской 5, на Центральном рынке по ул. Карповича 28, МЖК Солнечный, по ул. Ильича 36. Доля продукции, реализуемой через фирменные магазины невелика и составляет 1,5 – 4 % от общего объёма реализации. Также СП ОАО «Спартак» реализует свою продукцию, используя косвенные каналы сбыта. У компании есть официальные дилеры во всех областях республики.
Кроме дилеров, реализацию продукции СП ОАО «Спартак» оптовые организации, находящиеся как в республике Беларусь, так и за её пределами. На долю оптовых организаций приходится 61,5% от общего объёма реализации. Такие организации расположены в Гомеле, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других городах.
На фабрике постепенно проводится реорганизация производства, имеющая чёткие приоритеты. СП ОАО «Спартак» одним из первых в республике запатентовало свою торговую марку и фирменные сорта кондитерской продукции и даже получило европейские сертификаты на ряд изделий. Этому способствует и создание сети цеховых и центральных лабораторий, оснащённых самым современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
На фабрике проводится целенаправленная социальная политика. Даже в самые трудные для фабрики времена коллектив не сокращали. Средняя заработная плата здесь сегодня вдвое выше, чем в среднем по республике, и выплачивается она регулярно. Остались на балансе фабрики и объекты социально-бытового назначения. В настоящее время СП ОАО «Спартак» финансирует из собственных средств содержание детского сада, двух общежитий, базы отдыха, медпункта. Решаются и жилищные проблемы: работникам фабрики выделяются субсидии и кредиты для приобретения жилья.
Структура работников СП ОАО «Спартак» по категориям персонала и возрастному составу проанализируем в таблицах 2.1 и 2.2. Как свидетельствуют данные таблицы 2.2, в 2005 году увеличился вес таких категорий персонала как руководители и специалисты и незначительно снизился удельный вес рабочих.
Таблица 2.1 Структура работников СП ОАО «Спартак» по категориям персонала за 2003-2005 гг.
Категории занятых | ||||||
Всего | Уд. вес | Всего | Уд. вес | Всего | Уд. вес | |
Численность на конец года | ||||||
В том числе: руководителей | 4,174 | 4,34 | 4,64 | |||
специалистов | 6,526 | 4,74 | 5,33 | |||
других служащих | 0,19 | 0,4 | 0,04 | |||
рабочих | 89,11 | 90,52 | 89,99 |
Таблица 2.2 – Возрастной состав работников СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.
Категории занятых | ||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Численность на конец года | ||||||
В том числе: | ||||||
До 16 лет | - | - | - | - | - | - |
16-24 | 14.345 | 13.58 | 15.67 | |||
25-29 | 14.421 | 14.05 | 15.22 | |||
3.074 | 3.05 | 2.85 | ||||
2.695 | 3.01 | 3.18 | ||||
32-39 | 21.7 | 22.57 | 23.32 | |||
40-49 | 29.26 | 30.12 | 26.94 | |||
50-54 | 10.44 | 9.32 | 8.5 | |||
55 лет и старше | 4.06 | 4.3 | 4.32 | |||
из них: женщины 55 лет и старше | ||||||
мужчины 60 лет и старше |
Как видно из таблицы 2.2, в 2005 году самой многочисленной возрастной категорией были работники в возрасте от 40 до 49т лет, самой малочисленной – работники в возрасте 55лет и старше. Средний возраст работников предприятия в 2005 году составил 34,6 лет.
Одним из наиболее важных экономических показателей деятельности предприятия, емко ее характеризующих, является объём производства продукции. Данные, характеризующие динамику объёмов производства СП ОАО «Спартак» за период с 2001 по 2005 год следующие: 44300 т, 46700 т, 40700 т, 37300 т и 34700 т соответственно. Начиная с 2001 года, в связи с кризисом в экономике республики, уровень объёма производства продукции на СП ОАО «Спартак» начал снижаться значительными темпами и в 2004 году достиг 34700 т.
Несмотря на это, в ближайшем времени руководство СП ОАО «Спартак» планирует увеличить объемы производства продукции посредством мобилизации производственного потенциала фабрики, а также слаженной работы коллектива. В 2006 году СП ОАО «Спартак» планирует значительно увеличить объём производства кондитерских изделий, и первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Для того, чтобы оценить деятельность СП ОАО «Спартак» проанализируем основные показатели, характеризующие деятельность предприятия, а это: производство продукции как в натуральном так и в стоимостном выражении, выручка от реализации продукции, затраты реализованной продукции, производительность труда на одного человека, прибыль от реализации, рентабельность реализованной продукции, структура средств и источников их формирования, эффективность использования активов предприятия, показатели рентабельности предприятия, показатели финансового состояния предприятия. Для расчета этих показателей необходимо проанализировать данные бухгалтерской отчетности предприятия: «Баланс предприятия», «Отчет о прибылях и убытках», пояснительная записка к балансу. Представим в сводной таблице основные показатели финансово-хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» (таблица 2.3).
Таблица 2.3 Динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.
Показатели | 2003г. | 2004 г. | 2005 г. | Темп роста, % | |
2004 г. к 2003 г. | 2005 г. к 2004 г. | ||||
Производство кондитерских изделий, тонн | 91,5 | 93,0 | |||
Производство продукции в фактических ценах, тыс. руб. | 125,9 | 134,3 | |||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 134,2 | 123,96 | |||
Издержки производства, тыс. руб. | 135,7 | 130,7 | |||
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 116,6 | 135,7 | |||
Балансовая прибыль, тыс. руб. | 103,4 | 132,1 | |||
Рентабельность реализованной продукции, % | 11,4 | 9,8 | 10,1 | -1,6 | +0,3 |
По данным таблицы 2.3 видно, что наблюдается рост всех показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, кроме объема производства. Объем производства кондитерских изделий с каждым годом сокращается. Так в 2004 году производство кондитерских изделий в натуральном выражении сократилось по сравнению с 2003 годом на 9,5 %, а в 2004 году - на 7 % по сравнению с 2004 годом. В фактических же ценах объем производства растет как в 2004 году, так и в 2005 году, причем темп прироста с каждым годом увеличивается (в 2004 г. – на 25,9 %, в 2005 г. – на 34,3 %). Выручка от реализации продукции, затраты реализованной продукции также растут. Темпы прироста этих показателей почти одинаковые. Так темп прироста выручки от реализации 2004 года составил 26,8 %, а затрат –35,7 %. В 2005 году темп прироста выручки от реализации продукции - 31,2 %, затрат реализованной продукции составил 30,7 %. Рентабельность реализованной продукции в 2004 году снизилась на 1,6 процентных пункта и составила 9,8 %, а в 2005 году - 10,1 %, что на 0,3 процентных пункта выше, чем в 2004 году, т.е. рентабельность продаж увеличивается.
Проанализируем показатели эффективности использования активов СП ОАО «Спартак» (таблица 2.4).
Таблица 2.4 Показатели эффективности использования активов СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Отклонение, (+, -) | Темп роста, % | |||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2004 г. к 2003 г. | 2005 г. к 2004 г. | 2004 г. к 2003 г. | 2005 г. к 2004 г. | 2005 г. к 2003 г. | |
1.Прибыль отчетного периода | +220104 | +1334800 | 105,19 | 129,93 | 136,68 | |||
2.Средняя величина валюты баланса | +15254685 | +16006450 | 164,14 | 141,0 | 231,45 | |||
3.Выручка от реализации продукции | +17935063 | +16868300 | 134,19 | 123,96 | 166,34 | |||
4. Коэффициенты: - оборачиваемости (3:2) - рентабельности (1:3) | 2,21 0,08 | 1,8 0,06 | 1,59 0,07 | -0,4 -0,017 | -0,2 +0,0031 | 81,75 78,39 | 87,91 104,82 | 71,87 82,17 |
5.Время обращения, дни (2стр.х 360дней/3 стр.) | 163,2 | 199,63 | 227,07 | +36,43 | 27,44 | 122,32 | 113,75 | 139,14 |
Как показывают расчеты таблицы 2.4, прибыль предприятия, являясь конечным и, пожалуй, главным результативным показателем, в 2005 году выросла на 1334800 тыс. руб. или на 29,93 % по сравнению с 2004 годом, в котором наблюдался небольшой рост прибыли - на 220104 тыс. руб. или на 5,19 % по сравнению с 2003 годом. По сравнению с 2003 годом прирост прибыли 2005 года составил 36,68 %, т.е. наблюдается ежегодная тенденция роста прибыли. Такое же положение наблюдается в эти годы и с другими показателями. Выручка от реализации продукции (услуг) в 2004 году выросла на 17935063 тыс. руб. или на 34,19 % по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году наблюдается выручки на 16868300 тыс. руб. или на 23,96 % по сравнению с 2004 годом, а по сравнению с 2003 годом на 66,34 %. Как показали рассчитанные темпы роста, в 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдаются более высокие темпы роста, чем в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
В 2005 году рентабельность составила 7 %, что на 1 процентный пункт выше, чем в 2004 году, когда она составляла 6 %. Но по сравнению с 2003 годом, когда рентабельность составляла 8 %, рентабельность 2004 года снизилась на 1 процентный пункт по отношению, т.е. рентабельность 2005 года хоть и увеличилась по сравнению с 2004 годом, но еще не достигла уровня 2003 года. Оборачиваемость валюты баланса снижается с каждым годом. Она составила 2,21 раза в 2003 году, 1,59 раза в 2005 году, тогда как этот показатель в 2004 году был 1,7 раза. Соответственно, в 2004 и 2005 годах увеличилась продолжительность одного оборота валюты баланса. Она составила в 2004 году – 199,63 дня, в 2005 году – 227,07 дня, т.е. время обращения валюты баланса увеличилось в 2004 году на 22,32 %, в 2005 году - на 3,75 %. Наблюдается замедление оборачиваемости активов, что негативно сказывается на деятельности СП ОАО «Спартак». Рассмотренные показатели показали довольно положительные значения всех показателей как в 2004 году, так и в 2005 году, что характеризует предприятие как стабильно работающее и представляющее интерес у инвесторов. Но для более полной оценки деятельности предприятия необходимо оценить его финансовое состояние.
Для того, чтобы охарактеризовать финансовое состояние СП ОАО «Спартак» необходимо проанализировать ряд показателей, оценивающих данное состояние предприятия. Понятие финансовой устойчивости предприятия тесно связано с перспективной платежеспособностью. Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа определить финансовые возможности предприятия на длительную перспективу.
Таблица 2.5 Динамика показателей финансовой устойчивости СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Отклонение, (+,-) | |
2004 г. к 2003 г. | 2005 г. к 2004 г. | ||||
1. Стоимость имущества | +19763514 | +16247900 | |||
2.Источники собственных средств | +6598400 | + 6666500 | |||
3.Собственные оборотные средства | +1990080 | - 372600 | |||
4. Заемные средства | +7699496 | +9581400 | |||
5. Товарные запасы | +6335109 | +10404700 | |||
6. Необоротные активы | +10073938 | + 7039100 | |||
7.Материальные оборотные средства | +9689576 | + 9208800 | |||
8. Коэффициент независимости (автономности) | 0,76 | 0,58 | 0,54 | -0,18 | -0,04 |
9. Коэффициент маневренности | 0,08 | 0,14 | 0,10 | +0,06 | -0,04 |
10.Коэффициент инвестирования | 1,5 | 1,16 | 1,11 | -0,34 | -0,05 |
11.Коэффициент финансовой зависимости | 0,24 | 0,42 | 0,46 | +0,18 | +0,04 |
12.Коэффициент финансового риска (плечо финансового рычага) | 0,58 | 0,72 | 0,86 | +0,14 | +0,14 |
13.Коэффициент доли собственных средств в товарных запасах | 0,16 | 0,22 | 0,12 | +0,06 | -0,1 |
Расчет показателей финансовой устойчивости показывает рост финансовой зависимости СП ОАО «Спартак» от внешних кредиторов в 2005 году. В 2005 году зависимость предприятия от внешних кредиторов составила 46 %, что на 4 % выше, чем в 2004 году. Предприятие имеет тенденцию к увеличению зависимости от внешних источников финансирования. Способность предприятия маневрировать собственными средствами снижается с 14 % в 2004 году до 10 % в 2005 году. Коэффициент инвестирования позволяет определить, насколько необоротные активы обеспечены собственными источниками средств. Как видно из таблицы, в 2005 году долгосрочные активы были обеспечены собственными средствами почти на 111 %, когда как в 2004 году на 116 %, т.е. обеспеченность собственными средствами долгосрочных активов снизилась на 5 %. Доля собственных средств в товарных запасах составила в 2005 году 12 % (ниже норматива на 18 %), что на 10 % ниже, чем в 2004 году. Увеличилось плечо финансового рычага на 14 % и составило в 2005 году 86 %. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость от внешних инвесторов значительно выросла и снизилась его рыночная устойчивость. В целом финансовое состояние данного предприятия можно охарактеризовать как нормальное, даже, несмотря на то, что намечена тенденция к его улучшению и зависимость от заемного капитала еще достаточно велика.
Основываясь на вышеизложенных фактах и экономическом анализе деятельности предприятия, можно заключить, что несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в республике Беларусь в связи с переходом на рыночные отношения, СП ОАО «Спартак» работает стабильно, без перебоев, получая существенную прибыль; производство рентабельно благодаря использованию новых высокоэффективных технологий и эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов; ассортимент выпускаемой продукции весьма широк, она конкурентоспособна и достаточно быстро реализуется. Предприятие имеет хорошие перспективы экономического развития. Безусловно, не всё идёт гладко: есть проблемы с сырьём, с полной загрузкой мощностей.
Таким образом, разумная ассортиментная, техническая, финансовая политика позволили кондитерской фабрике «Спартак» не только выжить, но и развиваться в условиях перехода к рыночной экономике и ожесточающейся конкуренции на рынке кондитерских изделий.
Сравнительный анализ цен на продукцию СП ОАО «Спартак» и аналогичную продукцию конкурентов показывает, что цены практически на все рассмотренные кондитерские изделия у СП ОАО «Спартак» несколько выше, чем у конкурентов. Таким образом, по цене изделия СП ОАО «Спартак» менее конкурентоспособны, чем аналогичные изделия, выпускаемые предприятиями-конкурентами.
Учитывая постоянно усиливающуюся конкуренцию на рынке кондитерских изделий, для СП ОАО «Спартак» актуально в ближайшей перспективе выработать основные направления обеспечения его конкурентоспособности на данном рынке в целях повышения эффективности деятельности данного предприятия.
Посредники – очень важный элемент предпринимательской среды предприятия. СП ОАО «Спартак» имеет торговых и маркетинговых посредников (рекламные агентства, СМИ). У компании есть официальные дилеры во всех областях республики, их работа обеспечивает постоянный рост объёмов продаж. Официальными дилерами СП ОАО «Спартак» являются 30 организаций, расположенные во всех областях Республики Беларусь (список дилеров СП ОАО «Спартак» представлен в приложении З). Кроме дилеров, реализацию продукции СП ОАО «Спартак» оптовые организации, находящиеся как в Республике Беларусь, так и за её пределами. На долю оптовых организаций приходится 61,5% от общего объёма реализации. Такие организации расположены в Гомеле, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других городах. Крупные оптовые базы приобретают продукцию и реализуют её предприятиям розничной торговли. Посреднические сбытовые организации помогают значительно увеличить объёмы реализации и расширить географическое проникновение фирмы.
Поставщики также являются значимым элементом внешней среды предприятия. Основным сырьём для производства кондитерских изделий являются: сахар, какао-бобы, мука, молочные продукты, жиры, крахмал, спирт, фруктовое желе, орехи, изюм, различные эссенции и вкусовые добавки. Основные поставщики сырья для СП ОАО «Спартак» указаны в таблице 2.9.
Таблица 2.9 Основные поставщики СП ОАО «Спартак»
Сырьё | Поставщики |
Сахар | Скидельский, Городецкий, Слуцкий, Жабинский сахарные заводы (РБ ) |
Сгущённое, сухое молоко | Рогачёвский молочноконсервный комбинат, АО «Октябрьский завод обезжиренного молока», молочно-консервный завод(пос. Глубокое, Витебск. обл.) |
Крахмал, патока | ОАО «Краснобережский крахмалопаточный завод» (Жлобинский р-н), ПП «Запад» (г.Львов) |
Маргарин, жир кондитерский, масло сливочное | Гомельский, Московский жирокомбинаты |
Спирт, виноградный спирт, коньяк | ПО «Кристалл», Бобруйский завод виноградных напитков |
Изюм, орехи | Украинская компания «Люкс» Боливия, Вьетнам |
Какао-бобы, масло какао | Индонезия, Нигерия |
Для упаковки кондитерских изделий СП ОАО «Спартак» используются красочные упаковочные материалы (этикетки, пакеты, коробки) турецких, латвийских и израильских фирм, отечественных производителей (ОАО «Гомельобои», минская фирма «Бристоль»). Как видно из таблицы 2.9, значительная часть поставщиков сырья для ОАО «Спартак» находится за пределами Республики Беларусь, что усложняет расчеты и увеличивает сроки поставок сырья. Следовательно, предприятию следует стремиться к поиску новых отечественных поставщиков сырья в целях взаимовыгодного сотрудничества, сокращения сроков поставки и уменьшения себестоимости продукции.
Основными покупателями СП ОАО «Спартак» являются:
- индивидуальные потребители. Чаще это дети, школьники, студенты, женщины и пенсионеры;
- сфера торговли: оптовые и розничные торговые предприятия, официальные дилеры.
СП ОАО «Спартак» действует в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между данным предприятием и различными экономическими субъектами. В большинстве случаев предпринимательская среда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятому предприятию, однако каждое из них испытывает на себе ее влияние и не всегда может управлять ею. Основные факторы предпринимательской среды, оказывающие влияние на деятельность СП ОАО “Спартак” представлены на рисунке 2.2.
Изучение демографических факторов предпринимательской среды занимает важное место при анализе рыночных возможностей предприятия. При этом необходимо рассматривать вопросы рождаемости, возрастной структуры населения. Это обусловлено тем, что производитель, ориентирующийся на потребление, должен знать, сколько, для кого и каких товаров производить. Так, статистические данные свидетельствуют, что число граждан нашей республики (в т.ч. г. Гомеля и Гомельской области) не увеличивается, а неуклонно падает. За минувший год оно сократилось на 1, 2%, по сравнению с 2004 годом и составило на 1 января 2006 года 9,848 млн. человек. Число браков на 1000 человек уменьшилось за соответствующий период на 13,2 % и составило 3,2. Возросло количество разводов на 7,8 % и достигло 7 на 1000 человек. В семьях становится меньше детей. Все большее распространение получают неполные и однодетные семьи. В результате суммарный показатель рождаемости в Республике не обеспечивает простого воспроизводства населения, так в 2005 году родилось 88,8 тыс. человек, а умерло 143,7 тыс. человек. Количество родившихся детей также сокращается, растет детская смертность за последний год она возросла на 2,4% Тем не менее, существуют по крайней мере, две социально-демографические категории, постоянно прибавляющиеся в численности. Это пенсионеры (как правило, находящиеся в бедственном положении) и безработные. Численность последних, зарегистрированных в органах государственной службы занятости составила в 2005 году 154,7 тыс. человек, что на 9,2 % превысило уровень безработицы, зарегистрированной в 2004 году. Все более существенным фактором, оказывающим непосредственное влияние на демографическую ситуацию в Гомельской области является миграция населения. Это, во-первых, обусловлено необходимостью изменения для многих места жительства из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, современная демографическая ситуация в нашем регионе не способствует увеличению спроса на кондитерские изделия.
Экономические факторы не менее важны, чем демографические. В результате увеличения производства в основных отраслях народного хозяйства Республики Беларусь и улучшения качественных параметров его функционирования рост ВВП в 2005 году составил 111% по сравнению с 2004 годом. Указанный рост ВВП обеспечен без существенного увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов, о чем свидетельствует снижение энергоемкости ВВП на 8 %. В 2005 в промышленности произведено продукции на 15,8 % больше, чем в 2004 году. При этом прирост производства потребительских товаров за данный период составил 12,7 %, в том числе продовольственных товаров – 13,1%, непродовольственных – 12,6%. Экономический рост в 2005 году сопровождался улучшением финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.
Положительным моментом, безусловно является ярко выраженная тенденция замедления инфляционных процессов в нашей республике. По результатам работы народного хозяйства республики за 2005 год, сводный индекс потребительских цен составил 112,1 % или 101,1 % в среднем за месяц. Мало знать, сколько у предприятия имеется потенциальных покупателей, важно определить еще, сколько они смогут купить товаров. На платежес