Комитет по культуре Правительства Ленинградской области

Комитет по культуре Правительства Ленинградской области

ГОУ СПО Ленинградский областной колледж культуры и искусства

Предпринимательство

В социально-культурной сфере

(методическая разработка по теме № 5 учебной дисциплины «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»)

Автор: – преподаватель ЛОККиИ

Матвеев С.А.

Санкт-Петербург – 2008

Введение

Актуальность изучения данной темы студентами совершенно очевидна. Это подтверждается большим интересом практиков, работающих в учреждениях культуры и искусства Ленинградской области к вопросам предпринимательства в сфере культуры, различными публикациями в специальных и периодических изданиях.

Актуальность данной темы обусловлена и тем, что за последние годы в нашей стране стала интенсивно развиваться индустрия культуры и досуга. Изменилось и отношение государства к отрасли «культура» как к «бесплодной сфере», которая, как всегда считалось, лишь «пожирает» бюджетные финансовые и материальные ресурсы. Сфера культуры сегодня становится важным направлением бизнеса. Появилось немало предпринимателей, которые обнаружили свои «золотые жилы» в этой области. Сфера культуры сегодня приносит в бюджет государства, в виде налогов, довольно значительные финансовые средства.

Но вместе с тем, представления о пределах и проблемах рынка в среде работников культуры еще довольно смутное. Новую экономику, новые отношения в сфере культуры должны создавать новые люди с новым экономическим мышлением. Поэтому, сегодня необходим наш «родной» отечественный предприниматель и в сфере культуры. Именно таких людей столь остро нам и не хватает.

Вот почему и для работников учреждений культуры столь важно глубоко и серьезно овладевать знаниями в области предпринимательской деятельности, изучать накопленный во многих странах опыт в этой области.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями, ведущими учебную дисциплину «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы», а также студентами, изучающими эту тему в рамках учебного курса.

Цель данной методической разработки состоит в том, чтобы помочь разобраться с сущностью предпринимательства, его особенностями и видами, получить первоначальные знания научного понимания предпринимательства и его практического применения в будущей деятельности.

Тема 5. Предпринимательство в социально-культурной сфере.

Содержание

  1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности.
  2. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе:
    • Производственное предпринимательство и технология его осуществления;
    • Коммерческое предпринимательство;
    • Финансовое предпринимательство.
  3. Предпринимательство в социально культурной сфере.
  4. Основные направления предпринимательства в сфере культуры и шоу-бизнеса.

Заключение.

Шоу-бизнес – это венчурный бизнес и поэтому он всегда связан с финансовым, психологическим и социальным риском. Продукция шоу-бизнеса рассчитана на массовое потребление. И здесь часто без финансовой поддержки спонсоров, меценатов, благотворительных организаций и фондов бывает не обойтись.

Поиск финансовых средств достаточно сложен, индивидуален и во многом зависит от идеи, таланта, ума, способностей и инициативы предпринимателя в сфере культуры.

Сегодня важно понять, что культуре денег не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес не может эффективно развиваться без взаимного сотрудничества и партнерства.

В целом успех коммерческой деятельности в сфере культуры зависит от качества продукта, ее новизны, доступности, адекватной цены, и своей сформированной аудитории

Рекомендуемая литература.

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблема собственности и культуры/ АН СССР, ин-т экономики. М.: Наука, 1991.

2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Учебное пособие. М. изд-во РУМК Министерство культуры РСФСР 1991.

3. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. Пособие. – М.: Софит, 1994.

4. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: изд-во МГУ, 1995.

5. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр 1998.

6. Игорный бизнес. / Под ред. Пурника А.В. – М.: «Библиомаркет», 1994.

7. Иксанов А.Г., Дымникова А.И. Как просить денег на культуру: Реферат книги Кэролин Л. Столпер, Кэрен Брукс Хопкинс «Успешный фандрейзинг для учреждений культуры». СПб.,: изд-во «Нотабене», 1995.

8. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социально-культурной сфере/ И.М. Шейман, Л.И. Якобсон, Л.С. Демидова и др. М.: Наука, 1995.

9. Культура в условиях рыночной экономики/ под. Ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во СПб ГИК, 1993.

10. Лесной Д. Игорный дом. М., 1994.

11. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб., 2000.

12. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятия социально-культурной сферы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2002.

13. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск: АГИК, 1992.

14. Предпринимательство: Учебник. / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: Инфра-М, 2000

15. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

[1] См. Друкер П.Ф.Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл,1992,стр.38

Комитет по культуре Правительства Ленинградской области

ГОУ СПО Ленинградский областной колледж культуры и искусства

Предпринимательство

Наши рекомендации