Комитет по культуре Правительства Ленинградской области
Комитет по культуре Правительства Ленинградской области
ГОУ СПО Ленинградский областной колледж культуры и искусства
Предпринимательство
В социально-культурной сфере
(методическая разработка по теме № 5 учебной дисциплины «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»)
Автор: – преподаватель ЛОККиИ
Матвеев С.А.
Санкт-Петербург – 2008
Введение
Актуальность изучения данной темы студентами совершенно очевидна. Это подтверждается большим интересом практиков, работающих в учреждениях культуры и искусства Ленинградской области к вопросам предпринимательства в сфере культуры, различными публикациями в специальных и периодических изданиях.
Актуальность данной темы обусловлена и тем, что за последние годы в нашей стране стала интенсивно развиваться индустрия культуры и досуга. Изменилось и отношение государства к отрасли «культура» как к «бесплодной сфере», которая, как всегда считалось, лишь «пожирает» бюджетные финансовые и материальные ресурсы. Сфера культуры сегодня становится важным направлением бизнеса. Появилось немало предпринимателей, которые обнаружили свои «золотые жилы» в этой области. Сфера культуры сегодня приносит в бюджет государства, в виде налогов, довольно значительные финансовые средства.
Но вместе с тем, представления о пределах и проблемах рынка в среде работников культуры еще довольно смутное. Новую экономику, новые отношения в сфере культуры должны создавать новые люди с новым экономическим мышлением. Поэтому, сегодня необходим наш «родной» отечественный предприниматель и в сфере культуры. Именно таких людей столь остро нам и не хватает.
Вот почему и для работников учреждений культуры столь важно глубоко и серьезно овладевать знаниями в области предпринимательской деятельности, изучать накопленный во многих странах опыт в этой области.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями, ведущими учебную дисциплину «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы», а также студентами, изучающими эту тему в рамках учебного курса.
Цель данной методической разработки состоит в том, чтобы помочь разобраться с сущностью предпринимательства, его особенностями и видами, получить первоначальные знания научного понимания предпринимательства и его практического применения в будущей деятельности.
Тема 5. Предпринимательство в социально-культурной сфере.
Содержание
- Сущность и основные черты предпринимательской деятельности.
- Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе:
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления;
- Коммерческое предпринимательство;
- Финансовое предпринимательство.
- Предпринимательство в социально культурной сфере.
- Основные направления предпринимательства в сфере культуры и шоу-бизнеса.
Заключение.
Шоу-бизнес – это венчурный бизнес и поэтому он всегда связан с финансовым, психологическим и социальным риском. Продукция шоу-бизнеса рассчитана на массовое потребление. И здесь часто без финансовой поддержки спонсоров, меценатов, благотворительных организаций и фондов бывает не обойтись.
Поиск финансовых средств достаточно сложен, индивидуален и во многом зависит от идеи, таланта, ума, способностей и инициативы предпринимателя в сфере культуры.
Сегодня важно понять, что культуре денег не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес не может эффективно развиваться без взаимного сотрудничества и партнерства.
В целом успех коммерческой деятельности в сфере культуры зависит от качества продукта, ее новизны, доступности, адекватной цены, и своей сформированной аудитории
Рекомендуемая литература.
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблема собственности и культуры/ АН СССР, ин-т экономики. М.: Наука, 1991.
2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Учебное пособие. М. изд-во РУМК Министерство культуры РСФСР 1991.
3. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. Пособие. – М.: Софит, 1994.
4. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: изд-во МГУ, 1995.
5. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр 1998.
6. Игорный бизнес. / Под ред. Пурника А.В. – М.: «Библиомаркет», 1994.
7. Иксанов А.Г., Дымникова А.И. Как просить денег на культуру: Реферат книги Кэролин Л. Столпер, Кэрен Брукс Хопкинс «Успешный фандрейзинг для учреждений культуры». СПб.,: изд-во «Нотабене», 1995.
8. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социально-культурной сфере/ И.М. Шейман, Л.И. Якобсон, Л.С. Демидова и др. М.: Наука, 1995.
9. Культура в условиях рыночной экономики/ под. Ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во СПб ГИК, 1993.
10. Лесной Д. Игорный дом. М., 1994.
11. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб., 2000.
12. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятия социально-культурной сферы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2002.
13. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск: АГИК, 1992.
14. Предпринимательство: Учебник. / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: Инфра-М, 2000
15. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
[1] См. Друкер П.Ф.Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл,1992,стр.38
Комитет по культуре Правительства Ленинградской области
ГОУ СПО Ленинградский областной колледж культуры и искусства
Предпринимательство