Проблемы государственного воздействия на инновационную деятельность
Правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность
Ввиду характера инновационной деятельности возможности воздействия на нее в принципе следует считать ограниченными. Государство обладает специальной компетенцией, дающей право целенаправленного воздействия на инновационную деятельность. Это объясняется тремя причинами.
Первая состоит в том, что государство представляет публичный интерес всех членов общества в различных сферах.
Вторая состоит в возможности государства оказывать материально-финансовое воздействие на любые производственные процессы, выступая в роли основного потребителя или заказчика.
И третья причина состоит в том, что государство вырабатывает общеобязательные правила поведения, которые согласовываются с интересами инновационной сферы.
Способы воздействия: директивное или прямое, экономическое или косвенное.
Прямое воздействие:
С этой позиции к директивному или прямому воздействию можно отнести следующие:
a)Создание специальных структур, занимающихся организационной деятельностью в сфере инноваций.
b)Разработка целевых федеральных и местных научно-технических программ
c)Прямое государственное финансирование из бюджета различных научно-технических исследований и проектов в форме государственных субсидий, субвенций, госзаказов и т.п.
Косвенное регулирование.
Экономическое и косвенное воздействие - это те действия, которые позволяют государству стимулировать поведение участников инновационной деятельности. В мировой практике косвенным воздействием считают воздействие государства на налоговую, амортизационную, антимонопольную, патентную и кредитную политику.
В России косвенное воздействие государства представлены далеко не полно, а некоторые отсутствуют в принципе.
Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг остается одной из актуальнейших задач российской экономики.
К основным причинам низкой инновационной активности российских хозяйствующих субъектов следует отнести, в частности, серьезный экономический риск, связанный с освоением инноваций, отсутствие эффективных механизмов государственного регулирования экономики и инновационной деятельности, в частности, низкую результативность научной и научно-технической деятельности и, наконец, отсутствие системного инновационного законодательства.
Одним из важнейших инструментов воздействия государства на регулирование инновационной деятельности, как и любого вида предпринимательства, является законодательное регулирование соответствующей сферы деятельности. В Российской Федерации нет специального законодательного регулирования инновационной деятельности, хотя попытки принятия такого федерального законодательного акта предпринимались и предпринимаются в настоящее время. Первый этап инновационной деятельности, завершающийся созданием и правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, достаточно полно регулируется ч. 4 ГК РФ. Правовое регулирование второго ее этапа, завершающегося созданием оборотоспособных материальных носителей, в которых выражена интеллектуальная собственность, и введением их в гражданский оборот осуществляется нормами ч. ч. 1 и 2 ГК РФ. Таким образом, оба этапа инновационной деятельности нашли в основном свою правовую регламентацию в ГК РФ. При этом на развитие инновационной деятельности влияют также другие Федеральные законы, такие как Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, «О науке и государственной научно-технической политике», Таможенный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на создание инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. К последним можно отнести Федеральные законы «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах Российской Федерации», «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», «Об инновационном центре «Сколково» и др.
Действующий механизм формирования и реализации государственной научно-технической инновационной политики, к сожалению, не обеспечивает реализацию полного инновационного цикла «формирование спроса на инновации — научные исследования — разработки — опытное освоение — производство и реализация инновационной продукции».
Потребность в дополнительном специальном законодательном регулировании инновационной деятельности может быть оправдана в случае наличия проблем, «слабых мест» в ее действующей правовой регламентации. К такому «слабому месту» следует отнести в первую очередь обеспечение «стыка» вышерассмотренных этапов инновационной деятельности, т.е. создание механизма, способствующего заинтересованности разработчиков интеллектуального продукта и производства в сплочении усилий, направленных на внедрение, промышленное освоение и выпуск на рынок конкурентоспособной продукции, содержащей охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
Среди прямых мер воздействия государства на инновационное развитие следует отметить в первую очередь создание специальных органов, несущих ответственность за состояние инновационной деятельности в стране. Такого органа в структуре органов государственного управления в Российской Федерации, к сожалению, на сегодняшний день нет.
Важное значение имеет распределение бюджетных средств, направляемых на различные формы поддержки (финансирование, кредитование, инвестирование) инновационной деятельности, в первую очередь в приоритетных для государства на определенный период направлениях. Учитывая низкую эффективность прямого финансирования государством инновационных проектов, представляется целесообразным более активно использовать в инновационной деятельности механизм государственно-частного партнерства.
Серьезным стимулом для привлечения частных инвестиций в инновационную сферу могло бы стать использование такого косвенного метода государственной поддержки инновационной деятельности, как предоставление специальных налоговых льгот. Представляется необходимым расширение сферы освобождения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ от налога на добавленную стоимость (НДС), а также увеличение суммы льготы по инвестиционному налоговому кредиту. Требует совершенствования амортизационная политика, в частности введение ускоренной амортизации при реализации инновационных проектов.
Одним из эффективных средств поддержки инновационной деятельности является инвестирование, причем государство может выступать не только как инвестор, но и, будучи носителем властных полномочий, предоставлять государственные гарантии РФ под инвестиционные проекты. Так, активизация и повышение эффективности венчурного предпринимательства возможны при более активной поддержке венчурного бизнеса со стороны государства.
Как показывает передовой зарубежный опыт, важная роль отводится государству в поддержке малого и среднего инновационного бизнеса. Важно не только создавать различные формы инфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, зачастую дублирующие друг друга, но и повышать эффективность их функционирования. Требует совершенствования информационное обеспечение инновационной деятельности.
Представляется актуальным создание эффективных экономических и правовых механизмов пресечения производства контрафактной продукции путем дальнейшего совершенствования законодательства, в частности о защите конкуренции. Безусловно, требуют совершенствования механизмы обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, материального стимулирования их авторов, защиты прав авторов и правообладателей. Требуют создания правовые и организационные условия функционирования рынка интеллектуальных прав с формированием структур, обеспечивающих «стыковку» спроса на интеллектуальные права и предложения по распоряжению ими. Такие работы проводятся как в масштабах государств, так и в отдельных регионах.