А. Понятие и виды монополистической деятельности
Под монополистической деятельностью понимаютсяпротиворечащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и антиподом конкуренции.
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов
Разновидностями такой деятельности являются:
1. индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования.
2. коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:
а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).
Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от числа участников также может быть:
1) индивидуальной. Формами ее проявления являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления.
2) коллективной, осуществляемой в форме соглашений (согласованных действий).
60а. Формы недобросовестной конкуренции
1) Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (прямая дискредитация, то есть сведения должны быть распространены и они презюмируются несоответствующими действительности, пока не будет доказано иное).
2) Введение покупателя в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
3) Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (косвенная дискредитация).
4) Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
5) Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 14 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
6) Смешение - достигается смешением в сознании потребителей между деятельностью подлинного носителя деловой репутации (добросовестного конкурента) и ложного имитатора (недобросовестного конкурента)
Например, незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности. Продажа, обмен, или иное введение в оборот товаров, осуществляемые на основе указанного неправомерного использования.
7) Дезорганизация деятельности конкурента.
8) Демпинг - это неправомерное конкурентное действие по снижению продажной цены товара (это неправомерно в сфере внешней торговли)
А на внутреннем рынке - если только подпадает под понятие «монопольно низкие цены».
61а. Правовые средства антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.
Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие.
1. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммерческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. С данным правом корреспондирует обязанность субъектов представлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его деятельности.
2. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия, в частности определять территориальные и товарные пределы рынка, доминирующих на нем субъектов, производить оценку балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов.
3. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим.
62а. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства