Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде.

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде производится в особом порядке. Особенности арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве юридического лица устанавливаются Законом о банкротстве. Дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

1.должник;

2.арбитражный управляющий;

3.конкурсные кредиторы;

4.уполномоченные органы;

5.федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

6.лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

1.представитель работников должника;

2.представитель собственника имущества должника–унитарного 3.предприятия;

4.представитель учредителей (участников) должника;

5.представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

6.иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, осуществляет иные полномочия. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Судья арбитражного суда может принять меры для примирения сторон. Осуществление таких мер не может являться основанием для приостановления производства по делу о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве установлен в 7 месяцев.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

2.решение об отказе в признании должника банкротом;

3.определение о введении финансового оздоровления;

4.определение о введении внешнего управления;

5.определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

6.определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

7.определение об утверждении мирового соглашения. Определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб, могут быть обжалованы.

31а. Наблюдение как процедура банкротства.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Наблюдение– процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству (при подаче заявления конкурсным кредитором и уполномоченным государственным органом – по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя) (информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете»).

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд).

Последствия, наступающие с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству);

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника);

4) запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ц/б.

Определение арбитражного суда направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Органы управления должника не вправе принимать решения (о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, ФПГ).

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий (обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, уведомить кредиторов о введении наблюдения, созвать и провести первое собрание кредиторов).

По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должностив случае нарушения им требований ФЗ о банкротстве (исполнение обязанностей должника возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника).

Временный управляющий определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в нем.

32а. Финансовое оздоровление как процедура банкротства.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.

Финансовое оздоровление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком.

Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредителей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Также учредителями или даже третьими лицами должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, государственная гарантия, поручительство) в размере не менее 120% от суммы задолженности.

Основная цель финансового оздоровления- восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролирует административный управляющий.

Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей - не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований кредиторов.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами. Устанавливаются ограничения на совершение сделок, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также на учреждение доверительного управления имуществом должника.

Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Инициатива проведения финансового оздоровления может исходитьот участников (учредителей); собственника имущества должника – унитарного предприятия; третьего лица (третьих лиц) (по согласованию с должником) (указанные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством).

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

1) на основании решения первого собрания кредиторов;

2) в отсутствие какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство указанных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

1) определение о прекращении производства по делу об банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует);

2) определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника);

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (если нет основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).

33а. Внешнее управление как процедура банкротства.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности

Данная процедура вводится на срок до 18 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев. С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых последствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью его заменяет, получая достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Ему передаются также вся документация и печати.

К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета)

Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий касаетсяначисления неустоек (штрафов, пени), иных финансовых (экономических) санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также процентов, подлежащих уплате. Вместо этого начисляются проценты в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ, т.е. по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Мораторий не распространяется на:

а) денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления;

б) требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Управляющий составляет план внешнего управления, в котором содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди них может быть перепрофилирование производства, увеличение уставного капитала должника, продажа предприятия на открытых торгах.

Окончание процедуры внешнего управления - это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей либо третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

.Ситуации, когда может быть назначена процедура внешнего управления:

1) На стадии завершения наблюдения на основании решения первого собрания кредиторов .

2) По итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления (арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления; если с момента введения финансового оздоровления до рассмотрения вопроса о введении внешнего управления прошло более 18 месяцев – внешнее управление не вводится).

3) Если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управления, а в ходе конкурсного управления появились основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена

Продажа осуществляется путем открытых торгов в форме аукциона (их проводит внешний управляющий; получение денежных средств от продажи не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления) (если нет заявок – первые торги несостоявшиеся – проводятся повторные; если повторные несостоявшиеся, через 14 дней новое сообщение о продаже при снижении цены на 10%; последующий порядок продажи устанавливается собранием кредиторов; победитель торгов и внешний управляющий подписывают договор купли-продажи предприятия).

Внешний управляющий обязан подготовить отчет, в котором содержится одно из предложений (подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом; к отчету прилагаются протокол собрания кредиторов и реестр их требований):

-о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

-о продлении установленного срока внешнего управления;

-о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;

-о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Определение арбитражного суда по результатам рассмотрения отчета:

-о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром или в случае утверждения судом мирового соглашения;

-о переходе к расчетам с кредиторами производства);

-о продлении срока внешнего управления.

Суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при наличии соответствующего ходатайства собрания кредиторов, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета или непредставления отчета в течение месяца со дня окончания внешнего управления).

Наши рекомендации