Управление и механизм обеспечения экономической безопасности предприятия
Управление безопасностью – это процесс, направленный на решение установленного перечня управленческих задач по соответствующему направлению деятельности.Существует множество конкретных ситуаций и возникающих угроз, с которыми фирма сталкивается в своей деятельности. Эти ситуации и угрозы не новы по своему содержанию, меняться может лишь форма проявления. Экономическая практика в большинстве своем уже предложила конкретные методы и механизмы решения данных проблем. Управление экономической безопасностью требует сведения этих методов и механизмов в единую систему, основанную на определенных (общих) принципах и критериях оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта. Эти принципы и критерии позволили бы выявлять и устранять возникающие угрозы и вырабатывать стратегические решения, обеспечивающие устойчивость компании. Механизм управления ЭБП представляет объективно обусловленную последовательность действий по обеспечению экономической безопасности предприятия: определение потребностей в обеспечении безопасности, сил и средств, а также организационно-хозяйственного механизма, формулировка целей и задач обеспечения безопасности, проведение в жизнь выработанных мер.
Управление экономической безопасностью включает следующие уровни:
v стратегический уровень- формирование целевых ориентиров деятельности хозяйствующего субъекта в долгосрочном периоде, выбор стратегии достижения цели, выявление и формирование стратегии использования основных конкурентных преимуществ компании.
v оперативно-тактический уровень- текущее управление деятельностью фирмы и предполагается решение таких задач, как оптимизация ресурсов, разработка ценовой политики и т.д., иными словами, обеспечение финансового равновесия фирмы через управление доходностью, ликвидностью и риском.
Тот или иной уровень управления определяет соответствующий ему инструментарий.
При выборе направления управления безопасностью фирмы следует учитывать следующие факторы:
Ø общую стратегию развития фирмы;
Ø степень агрессивности конкурентной стратегии фирмы;
Ø степень криминогенности региона размещения фирмы;
Ø финансовые возможности фирмы по обеспечению собственной безопасности;
Ø квалификацию персонала службы безопасности фирмы;
Ø наличие поддержки со стороны властных органов и т.д.
Политика безопасности представляет собой систему взглядов, мер, решений, действий в области безопасности, которые создают благоприятные условия для достижения целей бизнеса, т.е. политика безопасности позволяет предприятию выполнять производственную программу, выпускать конкурентоспособную продукцию (товары, услуги, работы), повышать эффективность производства, преумножать собственность, получать прибыль и т.д.
Концепция безопасности. Концепция безопасности предприятия представляет собой официально утвержденный документ, в котором отражена система взглядов, требований и условий организации мер безопасности персонала и собственности фирмы.
К концепции предъявляются следующие требования:
1. Конструктивность.Такое требование будет признано реализованным, если в концепции найдет отражение:
Ø исходное состояние экономического объекта, на преобразование которого направлена концепция;
Ø состояние объекта, достигнутое в результате реализации концепции;
Ø меры, необходимые для достижения сформулированных в концепции целей;
Ø средства, необходимые и достаточные для достижения поставленных целей;
Ø источники ресурсного обеспечения, используемые в ходе реализации концепции;
Ø механизм реализации концепции, т.е. способы (методы) использования выделенных средств и ресурсов.
2. Вписываемость.Имеется в виду встроенность концепции преобразования какого-либо объекта в систему преобразования всей фирмы, одним из компонентов которой этот объект является.
3. Открытость.Разработанная концепция должна давать возможность в ее рамках реагировать на изменение условий реализации концепции и вносить коррективы в реализацию в случае их необходимости.
Вышеуказанные требования диктуют в качестве, обязательного условия включение в логическую структуру концепции следующих позиций:
1. Выявление объекта и предмета, определения их сущности, места среди множества других.
2. Четкая формулировка роли реализации концепции и задач, стоящих при ее реализации.
3. Выделение условий, необходимых и достаточных для реализации концепции, и сопоставление их с реально существующими.
4. Определение круга мероприятий, обеспечивающих преобразование объекта реализации концепции, а также путей ее реализации.
5. Формулирование критериев успешности мероприятий по разработке концепции, а также по оценке результатов ее реализации.
С учетом изложенных требований примерная структура концепции может выглядеть следующим образом:
I. Описание проблемной ситуации в сфере безопасности предприятия
1. Перечень потенциальных и реальных угроз безопасности, их классификация и ранжирование.
2. Причины и факторы зарождения угроз.
3. Негативные последствия угроз для предприятия.
II. Механизм обеспечения безопасности
1. Определение объекта и предмета безопасности предприятия.
2. Формулирование политики и стратегии безопасности.
3. Принципы обеспечения безопасности.
4. Цели обеспечения безопасности.
5. Задачи обеспечения безопасности.
6. Критерии и показатели безопасности предприятия.
7. Создание организационной структуры по управлению системой безопасности предприятия.
III. Мероприятия по реализации мер безопасности
1. Формирование подсистем общей системы безопасности предприятия.
2. Определение субъектов безопасности предприятия и их роли.
3. Расчет средств и определение методов обеспечения безопасности.
4. Контроль и оценка процесса реализации концепции.
Стратегия управления безопасностью. Для обеспечения необходимой эффективности, управление безопасностью бизнеса должно строиться в соответствии с выработанной стратегией.
Стратегия управления безопасностью фирмы – это совокупность долгосрочных целей, реализация которыхобеспечивает защиту фирмы от угроз разглашения коммерческой информации, а также нанесения ей другого имущественного и неимущественного ущерба.
Как следует из приведенного ранее рис.5.1 стратегия управления безопасностью предприятия может строиться по одному из следующих направлений:
1. Упреждающее противодействиепредполагает возможность использования службой безопасности фирмы наиболее активных методов противодействия возможным угрозам. Основным критерием выбора метода служит его максимальная эффективность без учета этичности его применения. Реализация данного направления допускает использование промышленного шпионажа, не всегда корректные методы контроля над лояльностью собственного персонала и т.д.
Упреждающее воздействие имеет, как достоинства, так и недостатки (табл. 2.3.1).
Таблица 2.3.1. Достоинства и недостатки упреждающего воздействия
Достоинства упреждающего воздействия | Недостатки упреждающего воздействия |
1. Возможность эффективного решения возникающих у фирмы проблем, связанных с обеспечением собственной безопасности, без поддержки государства | 1. Неизбежные противоречия с действующим законодательством, т.е. потенциальные проблемы с правоохранительными, судебными и надзорными органами |
2. Обеспечение приоритета методов профилактического противодействия потенциальным угрозам | 2. Высокая вероятность адекватного ответа со стороны конкурентов, пострадавших от подобной политики |
3. Возможность обеспечения эффективной поддержки других направлений деятельности фирмы, таких как маркетинг и управление персоналом | 3. Необходимость более высокого вложения финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов |
Данное направление управления безопасностью целесообразно использовать в крупных компаниях или фирмах, функционирующих в условиях жесткой конкурентной борьбы.
2. Пассивная защитапредполагает ориентацию фирмы на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов. Эта ориентация дает возможность ограничить функции собственной службы безопасности, закрепив за ней минимально необходимые обязанности по профилактике и отражению потенциальных угроз.
Пассивная защита имеет достоинства и недостатки, представленные в табл. 2.3.2.
Таблица 2.3.2. Достоинства и недостатки пассивной защиты
Достоинства пассивной защиты | Недостатки пассивной защиты |
1. Минимальные затраты на практическую реализацию защиты | 1. Полная зависимость безопасности фирмы от эффективности деятельности правоохранительных органов |
2. Отсутствие угроз применения к фирме соответствующих санкций со стороны государства, благодаря соблюдению правовых норм | 2. Ориентация на методы противодействия уже реализованным угрозам. Данные методы являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими мероприятиями |
3. Адекватный ответпредполагает возможность использования службой безопасности всего комплекса методов профилактики и отражения потенциальных угроз. В порядке исключения допускается использование не совсем корректных методов, но только в отношении таких конкурентов или источников угроз, которые первыми применили подобные методы.
Обеспечивающие подсистемы – это элементы системы управления, направленные на обеспечение решения функциональных задач системы управления безопасностью фирмы.
Данное направление является компромиссом между направлениями упреждающего противодействия и пассивной защиты. Адекватный ответ смягчает недостатки первых двух направлений, но при этом не позволяет в полной мере использовать указанные достоинства. Реализация стратегии управления безопасностью фирмы выполняется по этапам, представленным на рис. 2.3.1.
Рис. 2.3.1. Последовательность реализации стратегии управления безопасностью фирмы.
Показатели экономической безопасности. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия строится на использовании множества показателей. Е. Бухвальд с соавторами дает следующую классификацию показателей экономической безопасности:
· по уровню объекта экономической безопасности:;
· по степени значимости показателей;
· по периоду действия угроз, включая их прогноз;
· по направлениям воздействия на экономику;
· по составу угроз, характеру и масштабу вероятного ущерба.
Детализируя приведенную классификацию, авторы разъясняют, что по уровню объектаэкономической безопасности все показатели делятся на следующие группы: (1) показатели макроэкономического уровня (страны), (2) показатели мезоуровня (отраслевого либо регионального), (3) показатели микроэкономического уровня (промышленных и торговых предприятий, банков, акционерных обществ и т.п.), (4) показатели личностного уровня. По степени своей значимости все показатели делятся на следующие группы:
1) общие макроэкономические,
2) базовые макроэкономические,
3) частные экономические,
4) внешние.
По периоду своего воздействияугрозы делятся на
1) краткосрочные,
2) среднесрочные
3) долгосрочные.
Среди показателей экономической безопасностиавторы выделяют
1) собственно экономические показатели,
2) показатели, характеризующие кадровый, интеллектуальный, научно-технический, производственный потенциал, а также уровень обеспечения природными ресурсами,
3) показатели, характеризующие динамичность и адаптивность управленческого механизма,
4) показатели, характеризующие зависимость предприятия от внешних факторов.