Мероприятия по продвижению продукции/услуг
В этом подразделе следует указать маркетинговые мероприятия (реклама, акции по продвижению товара, презентации и т.п.), которые планируется осуществлять для привлечения и удержания клиентов. Для каждого товара или вида услуг, который вы хотите предложить к реализации, определите, как вы будете продвигать его до конечного потребителя
Какие затраты на продвижение товара считаете оптимальными? Как будете формировать маркетинговый бюджет. Составьте программу продвижения и рассчитайте затраты на реализацию мероприятий.
Какие расходы предполагаются в случае проведения послепродажного обслуживания.
Какие методы стимулирования сбыта предполагается использовать.
Бюджет кампании по продвижениюпродукции/услуг
№ | Инструменты продвижения | На каком этапе. Продолжительность Периодичность | Объем | Цена, руб. | Итого затрат в первый год, руб. |
Объем данного раздела не должен превышать двух страниц.
6. Производственный план
Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования – основная задача этого раздела бизнес-плана.
Основные вопросы раздела:
6.1. Месторасположение и земля
6.2. Описание технологии. Контроля качества. Сертификация
6.3. Производственные площади и помещения (потребность и обеспеченность, условия пользования помещениями).
6.4. Необходимое оборудование, оснастка, инструмент. Материалы, сырье.
Наименование | Цена | Кол-во | Поставщик, условия | Срок поставки | Стоимость (руб.) | |
имеется | дополнит. | |||||
6.5. Кадровое обеспечение производственного процесса. Форма привлечения к труду (постоянная, совместительство, надомная и т.д.)
Должность, квалификация | Кол-во единиц | Форма привлечения к труду | Оклад в мес., руб. | Занятость (мес.) | Затраты в год (руб.) |
Всего |
6.6. Транспортное обеспечение, связь, энергетическое и инженерное обеспечение.
6.7. Обеспечение экологии и безопасности производства.
6.8. Переменные и постоянные затраты. Расчет себестоимости продукции.
6.9. Расчет точки безубыточности.
Объем данного раздела не должен превышать двух страниц.
7. Организационный план
Основные вопросы раздела
· Организационно-правовая форма предприятия
· Собственники
1. Ф.И.О.
2. Доля в капитале
3. Степень участия в работе предприятия
4. Форма собственности
· Организационная структура фирмы.
· Основные руководители (Ф.И.О. Должность. Описание функции. Основные обязанности и компетенция на предыдущем месте. Формы и уровни оплаты)
· Кадровое обеспечение руководства и управления.
Должность, квалификация | Кол-во единиц | Форма привлечения к труду | Оклад в мес., руб. | Занятость (мес.) | Затраты в год (руб.) |
Всего |
· Вид специальной подготовки, требующейся для работников
· Дополнительные материальные льготы для сотрудников фирмы и деловой карьеры
· Режим труда на фирме и сменяемость рабочей силы
Календарный план реализации проекта
№ этапа | Название этапа реализации проекта | Сроки выполнения | Затраты, руб. | Результаты этапа |
... | ||||
n |
Объем данного раздела не должен превышать одной страницы.
8. Финансовый план
Раздел предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта.
В этой части бизнес-плана сводятся в единое целое все расчеты, проводимые в предыдущих разделах, сопоставляются поступления (доходы) и расходы, выявляется финансовый результат (прибыль, убыток). Все расчеты следует оформлять в таблицы.
Здесь должна быть отражена информация о планируемых доходах проекта (объёмы реализации), текущих затратах проекта, планируемые источники финансирования, их структура (собственные, заемные), условия привлечения и возврата заёмных источников финансирования, прогноз движения денежных средств. После подсчета доходов и расходов подводится итог – прибыль предприятия. Накопленная прибыль позволяет определить сроки окупаемости вложений в проект. Исходя из размеров прибыли планируется возврат кредита и гашение процентов. Обязателен расчет показателей: прибыль, рентабельность, остаток денежных средств на конец каждого периода.
Все затраты можно разделить на две группы: стоимость проекта - это первичные, связанные с открытием или расширением бизнеса и текущие (приводятся в плане доходов и расходов).
8.1. Стоимость проекта и источники финансирования проекта
В этом разделе приводится смета затрат до получения первых денежных поступлений от реализации товара/услуг с указанием источников финансирования: собственные средства, микрозайм, кредит, лизинг, грант или иная форма государственной поддержки.
Статьи затрат | Стоимость, тыс. руб. | Источник средств |
Регистрация бизнеса | ||
Оборудование и инструменты | ||
Материалы и сырье | ||
Арендные платежи | ||
Расходы на рекламу | ||
Расходы на связь, интернет | ||
Транспортные расходы | ||
Расходы на ФОТ | ||
Отчисления с ФОТ во внебюджетные фонды | ||
…….. | ||
Всего инвестиций: |
План доходов и расходов. Чистая прибыль от реализации проекта
Наименование показателя | Величина показателя (в руб.) | |||
1-й год | ||||
I кв | II кв | III кв | IV кв | |
1. Доходы- всего (выручка от реализации продукции/услуг на основе прогноза объема продаж) | ||||
2. Текущие затраты- всего В том числе: | ||||
Материалы и сырье | ||||
Арендные платежи | ||||
Расходы на рекламу | ||||
Расходы на связь, интернет | ||||
Транспортные расходы | ||||
Расходы на ФОТ | ||||
Отчисления с ФОТ во внебюджетные фонды | ||||
….. | ||||
Налоги, подлежащие включению в себестоимость | ||||
3. Прибыль до уплаты налогов (п.1 – п.2) | ||||
Налоги, выплачиваемые за счет прибыли | ||||
4. Чистая прибыль |