Налоги для малых предприятий в 2016 году: обещания и реальность
Кто осуществляет субсидирование малого бизнеса?
Выдачей субсидий для начинающих предпринимателей занимаются различные государственные органы. Есть субсидии безработным на открытие бизнеса, есть возможность получить средства в местных центрах занятости. Регистрируясь в качестве безработного, можно рассчитывать, что государство может единовременно выплатить всю сумму пособия единоразово, если человек предложит реальный бизнес-план и подготовленные расчеты.
Целевые же субсидии для начала предпринимательской деятельности или развития существующего бизнеса выдают Центры поддержки предпринимательства, которые открыты в каждом регионе. Как правило, они работают в тесном сотрудничестве с органами муниципального самоуправления.
Разновидности субсидий
На сегодняшний день в РФ существует несколько разных видов субсидий и программ, по которым они предоставляются. Между собой они различаются по своему назначению. Субсидии предоставляются строго для конкретных отраслей и определенных целей. Обычно это отрасли и сферы хозяйства, которые государство стремится поддерживать и развивать в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Что касается программ для малого или среднего бизнеса, то они отличаются для каждого отдельного региона. Основным документом, которых их регламентирует, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, необходимо учитывать также требования местного законодательства. Наиболее распространенными и популярными являются субсидии для начала или развития бизнеса.
Кто может получить субсидию на открытие или развитие бизнеса
Для получения субсидии на открытие бизнеса необходимо зарегистрироваться в отделении Центра занятости по месту жительства. После этого желающий получить средства должен написать соответствующее заявление. Следующим этапом становится подготовка бизнес плана. Его рассматривает и оценивает специальная комиссия. Если она находит бизнес план соответствующим действующим критериям, то одобряется выдача субсидии. После этого получатель субсидии регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Субсидия на развитие малого бизнеса выдается после предоставления пакета документов, выданных отделением ФНС.
Чтобы получить субсидию на развитие бизнеса, нужно быть владельцем действующего предприятия в форме ИП или ООО. Могут существовать отдельные субсидии для ИП. При этом возраст фирмы не должен быть более одного года. При этом некоторые программы допускают выдачу субсидий фирмам, которые работают до двух лет. Хорошо, если сфера деятельности предприятия является приоритетной для того региона, в котором выдается субсидия. В противном случае чиновники могут отказать в предоставлении материальных средств на развитие. На официальных сайтах местных территориальных центров по поддержке малого предпринимательства часто публикуются списки приоритетных для региона видах деятельности.
Одним из наиболее значимых условий будет являться использование полученных выделенных средств исключительно по целевому назначению. Это означает, что предприниматель не сможет распоряжаться деньгами по своему усмотрению.
В качестве стандартных целей для использования субсидии могут выступать следующие:- оплата необходимого для производства сырья;
· оплата станков или другого оборудования, а также расходных материалов. Которые нужны для осуществления деятельности предприятия;
· покупка необходимых технологий или средств программного обеспечения, а также патентов или других видов нематериальных активов.
Как правило, срок пользования деньгами ограничивается во времени. Обычно это один – два года. Однако могут быть исключения.
Большая часть программ по предоставлению субсидий включают условие, согласно которому вложенные самим предпринимателем в проект средства должны составлять определенную долю по сравнению с суммой субсидии. К примеру, вложенные со стороны самой организации средства должны составлять порядка 60% от запрашиваемой у государства суммы. Конкретный процент будет устанавливаться в соответствии с условиями каждой отдельной программы.
Необходимо знать также, что некоторые предприятия не могут получить субсидию в принципе. Так, государство не помогает в развитии компаниям, которые занимаются производством или торговлей алкогольной или табачной продукцией. Не могут получить субсидию также фирмы, которые занимаются прокатом оборудования.
Помощь в открытии бизнеса
Уровень оказываемой помощи зависит от направления деятельности нового производства. Фактически любое малое предприятие может получить субсидии от государства на бизнес уровня региона и федерального центра по направлениям:
· обучение, повышение квалификации и переобучение специалистов;
· работа в сфере участия в рекламных акциях и выставочно-конгрессных мероприятиях;
· лицензирование;
· деятельности по открытию предприятия;
· приобретение оборудования и компьютерной техники;
· подбор вариантов аренды помещения;
· открытие бизнеса.
Оценка целесообразности предоставления субсидии на открытие бизнеса проводится государственным органом на основании бизнес-плана малого предприятия и основывается на выборе направления работ. В идеале оно должно совпадать с приоритетными направлениями развития экономики в регионе.
В большинстве регионов к приоритетным направлениям относится:
· инновационный бизнес;
· сельское хозяйство;
· производство продукции в реальном секторе.
Также к поддержке государства относится предоставляемая малым предприятиям возможность обратиться в бизнес-инкубаторы. Это удобно перспективой получить юридическую помощь малому бизнесу, помощь в разработке бизнес-плана и другим вопросам.
Для повышения перспектив получения субсидии в список приоритетных направлений деятельности создаваемой организации специалисты рекомендуют включить предоставление вакантных рабочих мест лицам, зарегистрированным на бирже труда. Эти преимущества ориентированы и на безработных, которые планируют открыть собственный малый бизнес.
В рамках грантов и субсидий при правильной подготовке документов можно получить от 40 до 60% необходимой для открытия производства суммы. Гранты и субсидии предприятиям малого бизнеса, работающим в рамках исполнения федеральных программ или региональных программ, могут предоставляться практически ежегодно.
Альтернативным вариантом является участие в исполнении государственных заказов. Данные об объявленных конкурсах по исполнению государственных заказов публикуются на сайтах государственных организаций. На этих ресурсах план размещения конкурсов и их темы публикуются в конце календарного года на следующий. Многие государственные заказы предусматривают преференции участникам конкурса, представляющим малый бизнес.
Непредсказуемый эффект
С 1 июля в Москве вступил в силу закон о торговом сборе, под действие которого подпали 130 000 торговых ИП. У закона, увеличившего нагрузку на маленькие фирмы, есть и позитивные моменты, замечает Быковников. В некоторых регионах – при условии, что фирма применяет традиционную (а не патентную) систему налогообложения, – торговый сбор освобождает от уплаты имущественного налога, объясняет профессор. Если компания владеет дорогим торговым оборудованием, то на этом можно даже сэкономить, уточняет Быковников.
Правительство выступило с позитивным начинанием, которое пока никак не облегчило участь предпринимателей. С 1 августа объявлен трехлетний мораторий на проверки контролирующих органов для всех предприятий, которые признаны малыми (оборот не более 60 млн руб. в год) и если в отношении их не ведется расследование, уголовное или административное. Но количество проверок в 2015 г. по сравнению с прошлым не уменьшилось, знает Несветов.
Долгожданный и полезный законопроект об увеличении доли малого и среднего бизнеса в госзакупках с нынешних 15 до 25%, который обсуждали весь год, и вовсе заморожен. Госкомпании и нынешнее-то 15%-ное ограничение обходят, замечают эксперты.
От ларьков до «Платона»
Предприниматели пострадали и от политических решений властей. В Москве в 2015 г. продолжился снос ларьков, что привело даже к акциям протеста. В апреле прошла акция протеста торговцев, работающих в подземных ларьках. Ларечники протестовали против «планомерного уничтожения тысяч рабочих мест» и хотели привлечь внимание властей и общества к проблемам мелкого бизнеса.
Не пользуются
73% представителей малого, среднего и микробизнеса Москвы за последний год не пользовались льготами и другими мерами поддержки, по данным опроса 2000 руководителей предприятий, проведенного РАНХиГС. Еще 15% не помнят, обращались ли они за помощью
В течение нескольких лет региональные и местные власти сворачивают сектор частной мелкорозничной торговли, констатировал Буев. Несколько лет назад в Москве было почти 20 000 предприятий мелкой розницы, к началу 2015 г. осталось меньше 8000. На то, чтобы судиться с чиновниками, у мелкого бизнеса нет средств, дела в основном проигрываются. Даже выигранные постфактум суды, в которых опротестовывались действия властей, не в состоянии вернуть утраченный бизнес. По данным Буева, после массового сноса объектов нестационарной торговли в 2011 г. работу в Москве потеряло почти 50 000 человек.
Введение системы «Платон», по мнению Павла Сигала, вице-президента «Опоры России», крайне негативно отразилось на малом и среднем бизнесе, который не имеет такого запаса прочности, как крупные транспортные компании. Предложение транспортных услуг уже сократилось на 7–10%, а тарифы на перевозку выросли в пределах 15%. Больше всего пострадали те предприниматели, у кого в хозяйстве одна-две фуры.
Ухудшившиеся отношения с Турцией тоже нанесли удар по малому бизнесу. Около $4 млрд в год, по оценке Nomura International, приносили экономике Турции российские предприниматели (малые и средние компании), закупающие в Турции одежду и другие товары для российского рынка. Это даже больше, чем годовой доход от организованных туристов из России, составляющий $2,7 млрд.
«Половина наших поставщиков тканей переполошилась и временно прекратила поставки, потом все успокоилось, – рассказывает Промптова. – Но вся эта нервотрепка уже поднадоела. Известные нам швейные фабрики говорят, что многие клиенты вроде DD-Shop, которые занимаются производством одежды, перестали планировать надолго вперед. Честно говоря, я не припомню более тяжелого года, чем этот».
Хотят выйти из игры
2015 год был скорее негативным для МСБ, считает большинство экспертов, опрошенных «Ведомостями». И это подтверждают разные исследования. Срок окупаемости инвестиций в малые предприятия в Москве увеличился с 1–1,8 года в 2013 г. до 4–9,4 года к маю 2015 г., говорится в исследовании консалтинговой компании «2Б диалог». В 2013 г. 0,4 руб., инвестированных, например, в автосервис, приносили 1 руб. дохода. Сейчас, чтобы получить этот же рубль, нужно инвестировать не менее 2,7–3,8 руб. В среднем обороты компаний упали как минимум на 40%. Как результат, число малых и средних предприятий, желающих продать бизнес, может резко возрасти.
Небольшое дельце
По статистике, в развитых странах малые предприятия формируют до 80% ВВП, в России же они пока имеют значительно более скромную долю — всего 20%.
Несмотря на правительственные планы увеличить этот показатель до 50-60%, по данным соцопросов, все меньше россиян готовы начать свой бизнес. Среди основных причин сложившейся ситуации эксперты называют нестабильность экономики и отсутствие реальных гарантий для бизнеса.
По словам главы ВЦИОМ Валерия Федорова, Россия может остаться без малого бизнеса: согласно результатам опроса, который проводил ВЦИОМ, около 70% россиян не планируют открывать собственное дело. Одна из главных причин уменьшения количества бизнесменов в стране — это высокий уровень экономической преступности.
"Тут несколько составляющих. Одна из них — это личный опыт. Вторая составляющая — это представление о роли и месте бизнеса в национальной культуре вообще. Россия в данном случае представляет собой некий экстремальный вариант европейской культуры, где бизнес всегда считался чем-то не очень чистым, не очень моральным. Сегодня относительно бизнеса в России господствует такое мнение: конечно, хорошо быть бизнесменом, но для этого нужно презреть все моральные устои, идти на сделки с совестью. Последний фактор — просто у нас отсутствует система обучения тому, как заниматься бизнесом", — считает господин Федоров.
По данным Минэкономразвития на 2014г., в России действует около 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих занятость для 25% населения и создающих до 20% ВВП страны.
Доля малого бизнеса выросла с 12% ВВП с начала нулевых годов. Согласно официальным оценкам, доля малого бизнеса в ВПП в последние годы растет небольшими темпами. "Это может быть связано с самыми разными факторами, в том числе и с используемой методикой расчета данного показателя, с высокой долей теневого сектора в экономике, с сохраняющимся высоким уровнем монополизации рынков и другими факторами", — комментируют в Минэкономразвития.
Однако начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский приводит в пример Италию, где малый бизнес формирует 80% ВВП страны. "В последние пять лет показатель значения малого бизнеса в российском ВВП почти не рос, так как государство поддержку оказывало неэффективно. При этом из-за роста налогообложения в 2013 году страна лишилась более 300 тыс. индивидуальных предпринимателей, закрывших бизнес или ушедших в тень. Поэтому маловероятно, что доля малого и среднего бизнеса будет расти в ближайшее время", — полагает господин Кумановский.
По экспертным оценкам, конкурентное преимущество малого бизнеса заключается в том, что он может оказывать услуги крупным компаниям в своем регионе присутствия с минимальными издержками. В этом случае привлечь малый бизнес на местах намного выгоднее, чем везти туда своих сотрудников и свое оборудование.
Как рассказывают в департаменте развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития, в России довольно много льгот и преференций для малых предприятий.
Например, действует федеральный закон, ограничивающий объем проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, а также устанавливающий дополнительный фильтр на их проведение: проведение внеплановых проверок необходимо согласовывать с органами прокуратуры. Также за последние три года правительство России приняло ряд нормативных актов, которые сократили стоимость и сроки технологического присоединения малых предприятий к энергосетям.
С 2005 года Минэкономразвития реализует масштабную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которой предприниматели имеют возможность получить более двадцати видов субсидий на компенсацию затрат, возникающих у них в ходе осуществления деятельности. С 2009 года реализуется так называемый закон "О малой приватизации", предоставивший малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений.
Кроме того, в Минэкономразвития замечают, что Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства реализует программу по предоставлению малым предприятиям доступа к банковским кредитам на льготных условиях, также для малых предприятий действует целый набор специальных режимов налогообложения: упрощенная и патентная системы налогообложения, единый налог на вмененный доход.
Но, по словам декана факультета менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александра Кайсарова, долю малого бизнеса сокращают именно действия правительства. "Одной рукой — железной — мы вводим драконовские ставки социальных отчислений, формируем такие условия участия в госзакупках, при которых малый бизнес неминуемо выступает как проигравший. Другой рукой — смягчаем административное давление, формируем в целом положительный тренд изменения законодательной базы", — поясняет господин Кайсаров.
Также сильная коррупционная составляющая в экономике приводит к выживанию не самых эффективных предприятий, а предприятий, где руководители смогли выстроить отношения с силовым государством, крупной госкорпорацией. "В известном смысле государство и менеджмент крупных компаний заинтересованы в малом бизнесе, но интерес этот порой весьма специфичен, — говорит Александр Кайсаров.
И все же, вести малый бизнес в России выгодно с формальной точки зрения — исходя из налоговых требований и дарованных преференций. Но с практической точки зрения заниматься малым бизнесом тяжело и нерентабельно из-за отсутствия реальной конкуренции на региональном и федеральном уровне по причине повсеместного присутствия местных элит, госкомпаний и их дочерних структур.
Источник: Газета «Коммерсант» http://www.kommersant.ru от 27.06.2013г.
ПМЭФ-2016: Малый бизнес на распутье
26 июня 2016
На прошедшем в июне 2016 года Санкт-Петербургском международном экономическом форуме один из ключевых вопросов «повестки дня» был связан с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Тема настоящей публикации: ПМЭФ-2016 и развитие малого и среднего бизнеса России.
Вот и завершился на прошлой неделе ПМЭФ-2016, о котором так долго и с такой нескрываемой патетикой твердили не столько отечественные экономисты, сколько идеологи и чиновники. Получился он действительно масштабным и по-настоящему показательным. Присутствие на питерских переговорных площадках монстров мирового политического истеблишмента (генсека ООН Пак Ги Мун, председателя Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, руководителя Кабмина Италии Маттео Ренци и многих других) позволило рассматривать мероприятие, как одно из важнейших событий июня 2016-го года. И даже «сбитый летчик» Николя Саркози, получивший возможность выступить перед собравшимися, общего впечатления значимости форума не испортил, а, наоборот, только подчеркнул. Теперь же, когда все запланированные сделки совершены, соглашения подписаны, перспективы дальнейшего сотрудничества продемонстрированы, а кусочки российских деликатесов окончательно переварились в желудках потенциальных инвесторов, можно без лишних эмоций подвести и итоги прошедшего мероприятия.
Наверное, нет никакого смысла измерять объемы заключенных сделок в рублях, долларах, процентах и иных единицах измерения, которыми пользуются чиновники, статистики и статистики, работающие на чиновников. Дело это, безусловно, нужное, но, в данном случае, не совсем адекватно отражающее экономические реалии. Куда важнее и интереснее посмотреть на заданные санкт-петербургским форумом стратегические векторы и обозначившиеся в результате тенденции. А здесь есть, на что обратить внимание. И, в первую очередь, на то количество внимания, которое, в рамках форума, было уделено малому и среднему бизнесу.
Его оказалось неожиданно много. Организаторы даже выделили под нужды малых и средних предпринимателей специальный «нулевой» день. И именно он стал, пожалуй, самым продуктивным и, одновременно стратегически важным для будущего российской экономики. И не только российской, если принять во внимание, что в подфоруме «Большой спрос на малый бизнес», организованном на площадке ПМЭФ, приняло участие около пятисот человек, в том числе гости из Западной Европы и Латинской Америки. Да и топ-менеджеры крупнейших российских компаний «нулевой день» вниманием не обошли. Все это, вместе взятое, да еще дополненное поручением президента Владимира Путина увеличить количество граждан России, занятых в сегменте малого и среднего бизнеса, на 1,4 миллиона к 2020 году и на 3 миллиона – к 2025, дает основания думать, что малое и среднее предпринимательствоимеет шансы в обозримом будущем стать если и не двигателем прогресса, то одним из его «локомотивов».
Правда, привычного высокохудожественного «трепа» из уст некоторых «экспертов» на дискуссионных площадках для этого недостаточно. Тем, от кого зависит выбор направления, в котором будет развиваться российская экономика, нужно не только спать в президиумах, но и, хотя бы изредка, вслушиваться в предложения, звучащие из уст практиков от предпринимательства. На основе которых сформулировать общепринятые «правила игры» и гарантировать их неизменность в течение относительно долгого временного промежутка. Основные проблемы, с разных сторон грызущие малый и средний бизнес Российской Федерации, давно и хорошо всем известны и от того, что в Санкт-Петербурге их лишний раз всуе помянули, во рту ни у кого слаще не стало. Но тот факт, что из бизнес-избы на всеобщее обозрение вынесли достаточно много мусора, говорит о желании не только самих представителей малого и среднего предпринимательства, но и отдельных кураторов направления в верхних эшелонах власти навести в своем доме хотя бы подобие порядка.
Взять, к примеру, такую тему, как допуск субъектов малого и среднего предпринимательства к жирному пирогу государственных закупок. В последнее время чиновники разного ранга и топ-менеджмент госкомпаний полюбили зачитывать победные реляции об успехах на данном фронте. Были озвучены красивые цифры и в Санкт-Петербурге. Однако вместе с ними достоянием общественности стал и тот факт, что, несмотря на расширение номенклатуры доступа МСП к госзакупкам, многие представители малого и среднего бизнеса не горят желанием участвовать в торгах. Прежде всего потому, что предлагаемые условия сотрудничества зачастую отбивают у них желание вообще связываться с госкорпорациями. Упростить процедуру госзакупок и, одновременно, сделать ее более прозрачной, можно было бы путем внесения изменений в федеральные законы 44 и 223, но Госдума уже несколько месяцев маринует необходимые поправки у себя под сукном, занимаясь более важными делами – типа борьбы с курильщиками и торрент-трекерами.
Еще одна популярная у профессиональных болтунов от политики и экономики тема – это инновации. Курс на них декларируется уже несколько месяцев, но по ходу ПМЭФ вдруг выяснилось, что инновационный рынок в стране отсутствует как таковой, и новые технологии, в случае появления на свет, будут обречены либо грустно болтаться в отечественном рукомойнике, либо утекать за рубеж под аплодисменты вице-премьера Аркадия Дворковича, вслух заявившего, что они никому тут не нужны, ибо их западные аналоги априори милее, румяней и белее. Поддали жару и российские банки, обвинившие малых и средних предпринимателей в отсутствии желания брать у них кредиты, но ни словом не помянувшие о своих грабительских процентах, погашение которых вынуждены субсидироватьмуниципальные и региональные бюджеты.
Это лишь несколько проблем из толстого перечня обозначенных предпринимателями-практиками на площадке Санкт-Петербургского международного экономического форума. Надо заметить, что принципиально неразрешимых среди них нет. Малый и средний бизнесРоссии сегодня полностью готов перейти на новый качественный уровень. Но только при условии наличия политической воли. В этом, пожалуй, и заключается главная загадка прошедшего форума. Станет ли он отправной точкой системного развития сегмента малого и среднего бизнеса или останется в памяти как очередные никого ни к чему не обязывающие, но забавные посиделки?
Источник: Центр развития предпринимательства Московской области
Кредитование
Основным источником средств для расширения бизнеса в российских условиях были и остаются кредиты на развитие малого бизнеса.
В данном разделе мы постарались в краткой и доступной форме представить основную информацию окредитах малому бизнесу в Московской области.
В разделе "Типовые требования банка к заемщикам" Вы узнаете о стандартных условиях, которые банки предъявляют к малым и средним предприятиям для получения ими кредита. В реальности, условия, предъявляемые при выдаче кредита предпринимателям, могут несколько отличаться от банка к банку, но перед походом в банк в любом случае полезно иметь эту обобщенную информацию.
В разделе "Кредитные продукты для предпринимателей" мы собрали для Вас информацию о видах и параметрах кредитов для предпринимателей, предоставляемых основными банками, активно работающими на рынке кредитования малого бизнеса в Московской области.
В разделе "Фонд микрофинансирования" Вы сможете подробней ознакомиться с принципами работы Московского областного фонда микрофинансирования, предоставляющего микрокредитыпредпринимателям в Подмосковье.
Раздел "Гарантийный фонд" посвящен деятельности Московского областного фонда содействия кредитованию, занимающегося выдачей поручительств по обязательствам подмосковных предпринимателей перед банками.
В разделе "МСП-банк" приведена справочная информация о деятельности ОАО «МСП-банк» - банка, на федеральном уровне уполномоченного заниматься развитием малого бизнеса путем расширения и облегчения доступа к банковскому кредитованию.
Также представляем Вам рэнкинги банков, кредитующих МСБ, разработанные "РА "Эксперт".
Таблица 1. Рэнкинг по объемам выдач кредитов МСБ по итогам 2013 года:
Место по итогам 2013 года | № лицензии банка | Банк | Объем кредитов, выданных МСБ, млн рублей | Темп прироста, 2013/2012, % | Рейтинг (подуровень) кредитоспособности от «Эксперта РА» | |
1 481 | Сбербанк России | 912 474 | 736 442 | 23,9 | - | |
1 623 | ВТБ24 | 384 798 | 284 879 | 35.1 | - | |
1 439 | Банк «Возрождение» | 256 556 | 225 791 | 13.6 | - | |
2 275 | УРАЛСИБ | 248 044 | 287 687 | -13.8 | - | |
2 748 | Банк Москвы | 108 003 | 91 064 | 18.6 | - | |
2 707 | КБ «ЛОКО-Банк» | 85 245 | 62 179 | 37.1 | - | |
МИнБ | 85 023 | 77 521 | 9.7 | A (III) | ||
Банк «Санкт-Петербург» | 72 472 | 47 857 | 51.4 | A++ | ||
2 210 | Транскапиталбанк | 65 038 | 64 772 | 0.4 | A++ | |
2 763 | АКБ «Инвестторгбанк» | 52 626 | 51 221 | 2.7 | - | |
Запсибкомбанк | 49 433 | 41 837 | 18.2 | A+ (III) | ||
- | Банковская Группа «Открытие»* | 44 334 | 48 728 | -9.0 | - | |
2 272 | АКБ «РОСБАНК» | 35 877 | 27 548 | 30.2 | - | |
2 590 | «АК БАРС» Банк | 34 453 | 40 624 | -15.2 | - | |
2 225 | КБ «Центр-инвест» | 31 204 | 24 601 | 26.8 | - | |
2 216 | Банк Интеза | 28 897 | 25 574 | 13.0 | - | |
1 810 | Азиатско-Тихоокеанский Банк | 26 791 | 13 883 | 93.0 | A+ (I) | |
3 176 | БАЛТИНВЕСТБАНК | 26 414 | 19 581 | 34.9 | - | |
ЧЕЛИНДБАНК | 24 604 | 23 762 | 3.5 | - | ||
3 058 | АИКБ «Татфондбанк» | 24 285 | 13 064 | 85.9 | A (III) | |
Банк АВБ | 23 295 | 11 736 | 98.5 | A (III) | ||
3 255 | Банк ЗЕНИТ | 23 079 | 24 334 | -5.2 | - | |
1 730 | Первый Республиканский Банк | 22 320 | 15 081 | 48.0 | - | |
3 461 | Первобанк | 20 771 | 22 283 | -6.8 | - | |
УБРиР | 19 940 | 17 773 | 12.2 | - | ||
2 518 | КБ «Кубань Кредит» | 19 823 | 17 722 | 11.9 | - | |
ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК | 17 477 | 20 173 | -13.4 | A+ (I) | ||
1 455 | Автоградбанк | 17 024 | 11 667 | 45.9 | A+ (III) | |
АКБ «Энергобанк» | 16 880 | 12 504 | 35.0 | A (I) | ||
1 978 | МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК | 15 600 | 8 649 | 80.4 | A++ | |
Энергомашбанк | 14 820 | 15 235 | -2.7 | A (III) | ||
1 637 | КБ «СДМ-БАНК» | 14 718 | 11 776 | 25.0 | - | |
2 562 | БИНБАНК | 13 313 | 10 335 | 28.8 | A+ (III) | |
3 205 | РУССТРОЙБАНК | 12 030 | 11 667 | 3.1 | A (II) | |
СКБ-банк | 10 864 | 20 073 | -45.9 | A+ (III) | ||
- | Финансовая Группа Лайф** | 9 911 | 11 319 | -12.4 | - | |
1 776 | Банк «Петрокоммерц» | 9 490 | 2 414 | 293.2 | A+ (II) | |
2 584 | Кредит Урал Банк | 8 762 | 6 550 | 33.8 | A+ (I) | |
2 880 | КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» | 8 644 | 8 317 | 3.9 | - | |
2 268 | МТС-Банк | 8 540 | 7 802 | 9.5 | - | |
2 859 | КБ «НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС» | 7 888 | 4 704 | 67.7 | B++ | |
Банк «Кредит-Москва» | 7 546 | 6 598 | 14.4 | A+ (III) | ||
2 377 | ИнвестКапиталБанк | 6 867 | 8 399 | -18.2 | - | |
1 053 | КБ Финансовый стандарт | 6 456 | 4 012 | 60.9 | A (III) | |
2 542 | ФИА-БАНК | 5 862 | 6 945 | -15.6 | B+ | |
3 077 | КБ «Нацинвестпромбанк» | 5 629 | 7 508 | -25.0 | A (III) | |
2 767 | РОСАВТОБАНК | 5 478 | 4 656 | 17.7 | A (II) | |
2 324 | Банк «Клиентский» | 5 442 | 2 198 | 147.6 | A (III) | |
2 733 | СКБ Приморья «Примсоцбанк» | 5 358 | 4 061 | 32.0 | - | |
КБ «Акцепт» | 5 138 | 5 425 | -5.3 | A+ (III) | ||
Ижкомбанк | 4 866 | 4 057 | 20.0 | A (I) | ||
ОИКБ «Русь» | 4 847 | 3 997 | 21.3 | - | ||
Банк «Первомайский» | 4 466 | 5 645 | -20.9 | A (III) | ||
1 752 | АККСБ «КС БАНК» | 4 307 | 4 098 | 5.1 | A (III) | |
2 654 | КБ «Унифин» | 4 079 | 3 960 | 3.0 | A (III) | |
2 771 | КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» | 3 990 | 10 350 | -61.4 | B++ | |
3 053 | Гранд Инвест Банк | 3 961 | н. д. | н. д. | A (III) | |
2 011 | АКБ «ЭКОПРОМБАНК» | 3 638 | 4 101 | -11.3 | B++ | |
1 378 | Тихоокеанский Внешторгбанк | 3 544 | 4 173 | -15.1 | A (III) | |
1 809 | НГАБ «Ермак» | 3 437 | 2 677 | 28.4 | A (I) | |
АКБ «Урал ФД» | 3 437 | 3 018 | 13.9 | - | ||
Тверьуниверсалбанк | 3 168 | 4 284 | -26.1 | A (I) | ||
2 838 | КБ «СИНКО-БАНК» | 3 129 | 2 526 | 23.9 | A (II) | |
2 772 | ЮГ-Инвестбанк | 3 045 | 2 505 | 21.6 | A (I) | |
2 816 | БАНК СГБ | 2 958 | 4 572 | -35.3 | A (II) | |
3 368 | СМП Банк | 2 955 | 2 200 | 34.3 | - | |
2 156 | НЕФТЕПРОМБАНК | 2 573 | 315.3 | A (I) | ||
2 900 | АКБ «Земский банк» | 2 344 | 2 025 | 15.8 | A (III) | |
3 286 | Дагэнергобанк | 2 256 | 4 720 | -52.2 | A (III) | |
1 343 | Банк «Левобережный» | 2 240 | 2 257 | -0.8 | A (I) | |
2 782 | АКБ «РБР» | 2 139 | 2 887 | -25.9 | B++ | |
2 807 | АКБ «Трансстройбанк» | 2 041 | 1 679 | 21.6 | A (III) | |
3 311 | КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК | 2 024 | 2 575 | -21.4 | - | |
2 211 | Росэнергобанк | 1 995 | 2 088 | -4.5 | - | |
КБ «ГТ банк» | 1 875 | 1 165 | 60.9 | A (II) | ||
3 073 | РГС Банк | 1 858 | 1 688 | 10.1 | A (I) | |
2 995 | КБ «СТРОЙЛЕСБАНК» | 1 685 | 2 127 | -20.8 | A (II) | |
Меткомбанк | 1 594 | 1 600 | -0.4 | - | ||
2 207 | АКБ «Спурт» | 1 569 | 72.5 | - | ||
2 731 | ВостСибтранскомбанк | 1 522 | 1 751 | -13.1 | A (III) | |
КБ «Кольцо Урала» | 1 349 | 35.6 | A+ (III) | |||
3 236 | КБ «СОЮЗНЫЙ» | 1 177 | 1 423 | -17.3 | A (I) | |
Холмсккомбанк | 1 095 | 1 042 | 5.0 | A (II) | ||
2 388 | АКБ «АлтайБизнес-Банк» | 22.9 | B++ | |||
ЗЕМКОМБАНК | 8.8 | A (III) | ||||
1 288 | Ставропольпромстройбанк | 390.3 | A (I) | |||
ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК | -23.8 | A (III) |
Таблица 2. Рэнкинг по портфелю кредитов ИП по итогам 2013 года:
Место по итогам 2013 года | № лицензии банка | Банк | Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным ИП, млн рублей | Темп прироста, 01.01.2014/01.01.2013, % | Рейтинг (подуровень) кредитоспособности от «Эксперта РА» | |
на 01.01.2014 | на 01.01.2013 | |||||
1 481 | Сбербанк России | 290 999 | 227 364 | 28.0 | - | |
3 349 | Россельхозбанк | 69 877 | 66 718 | 4.7 | - | |
1 623 | ВТБ 24 | 59 287 | 44 728 | 32.5 | - | |
СКБ-банк | 15 023 | 15 756 | -4.6 | A+ (III) | ||
2 216 | Банк Интеза | 12 366 | 12 918 | -4.3 | - | |
3 251 | Промсвязьбанк | 12 125 | 11 793 | 2.8 | - | |
2 209 | НОМОС-БАНК | 9 586 | 8 082 | 18.6 | - | |
3 292 | Райффайзенбанк | 8 824 | 5 559 | 58.7 | - | |
2 275 | УРАЛСИБ | 8 676 | 9 214 | -5.8 | - | |
2 748 | Банк Москвы | 7 148 | 3 269 | 118.7 | - | |
1 971 | ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК | 6 773 | 4 975 | 36.2 | A+ (I) | |
2 272 | АКБ «РОСБАНК» | 5 944 | 5 701 | 4.3 | - | |
2 771 | КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» | 5 772 | 8 338 | -30.8 | B++ | |
УБРиР | 5 337 | 3 181 | 67.8 | - | ||
2 225 | КБ «Центр-инвест» | 4 360 | 4 186 | 4.2 | - | |
1 000 | Банк ВТБ | 4 353 | 3 176 | 37.1 | - | |
2 268 | «МТС-Банк» | 4 150 | 4 617 | -10.1 | - | |
2 590 | «АК БАРС» БАНК | 4 126 | 3 948 | 4.5 | - | |
«МДМ Банк» | 3 844 | 4 785 | -19.7 | - | ||
1 776 | Банк «Петрокоммерц» | 3 727 | 1 263 | 195.2 | A+ (II) | |
1 810 | Азиатско-Тихоокеанский Банк | 3 604 | 2 611 | 38.0 | A+ (I) | |
1 966 | НБД-Банк | 3 230 | 3 128 | 3.3 | - | |
2 179 | Банк «ОТКРЫТИЕ» | 2 756 | 3 015 | -8.6 | - | |
2 562 | БИНБАНК | 2 582 | <