Тема 1. Предмет и задачи курса «Экономика и организация труда»
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения учебной дисциплины «Экономика и организация труда» заключается в формировании компетенций, необходимых для выработки практических навыков оценки и организации рационального трудового процесса и эффективного использования трудовых ресурсов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Курс «Экономика и организация труда» относится к базовой части дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, и входит в состав дисциплин Организационно-управленческого модуля М4 (Б1.Б4.2.).
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Макроэкономика»:
Знания: Понятия макроэкономики и показателей национального хозяйства, особенности роста макроэкономики. Содержание материального производства, воспроизводства населения. Типы экономического роста. Денежное обращение. Модель рыночного регулирования экономики. Государственное регулирование национального хозяйства. Современная бюджетная политика России. Валютные отношения. Тенденции развития национальной экономики.
Умения: самостоятельно рассчитывать длительность показатели национального хозяйства; анализировать направления роста макроэкономики, определять факторы изменения численности населения и основные показатели численности населения, определять типы общественного воспроизводства и их результативность. Рассчитывать экономический цикл и характеризовать его.
Владение: методами и формами организации общественного производства, его рационального размещения в пространстве и во времени, навыками экономического мышления в области макроэкономики; нормативной, справочной и статистической информацией о состоянии и развитии национальной экономики.
2.2. Из курса «Микроэкономика»:
Знания: о предприятиях как хозяйствующих субъектах, задействованных в экономике, их размерах, формах собственности и экономической роли; о факторах производства, экономической цели и основных показателях деятельности предприятия: выручке (валовом доходе), затратах (издержках производства), прибыли, а также о трудовых ресурсах, заработной плате, капитале, инвестициях, амортизации.
Умения: анализировать принципы поведения предприятий на рынках, определять и давать оценку положительным и отрицательным внешним эффектам хозяйствования.
Владения: способами сбора и использования информации, необходимой для анализа и оценки состояния и развития предприятий в условиях современной экономики.
2.3. Из курса «Менеджмент»:
Знания: основных положений об управлении производством, процессе разработки и принятия управленческих решений, содержании и методических подходах к оценке определенной ситуации, выработке, обоснованию и принятию управленческого решения для конкретных условий деятельности; о содержании информации, необходимой для обоснования управленческих решений, контроля их исполнения и оценке результативности.
Умения: самостоятельно собирать и обрабатывать информацию, необходимую для оценки производственной ситуации; выбирать метод и способ разработки управленческого решения, осуществлять контроль за его исполнением и оценивать его результативность.
Владение: методами и формами организации сбора и обработки информации, ее анализа и интерпретации; навыками экономического мышления при оценке производственных ситуаций с помощью различной информации, поиска путей и способов их решения; способами организации исполнения принятых решений и оценки их эффективности.
2.4. Из курса «Статистка»:
Знания: Экономических закономерностей построения и осуществления сбора, обработки и анализа статистической информации; содержания статистического исследования и его назначения; виды, содержание и методику определения статистических показателей, содержание и назначение статистической отчетности, моделирование и прогнозирование развития экономических процессов на основе статистической информации.
Умения: определять, рассчитывать и анализировать показатели выпуска продукции, производительности и эффективности труда, уровня и динамики заработной платы на предприятиях различных организационно-правовых форм и методов хозяйствования; прогнозировать тенденции развития производства; исследовать механизм формирования и регулирования основных показателей деятельности предприятия, повышения эффективности его работы.
Владения: методикой статистического исследования, методикой расчета статистических показателей, их анализа, моделирования и прогнозирования.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Планирование на предприятии;
· Экономика отрасли;
· Организация производства;
· Комплексный экономический анализ;
· НИРС.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (на основании проекта стандарта 38.03.01 экономика)
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции, соотнесенные с общими целями ОПОП ВО:
общепрофессиональные компетенции:
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
профессиональные компетенции:
- способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5).
В результате освоения дисциплины «Экономика и организация труда» студент должен:
знать:
- основы экономики труда, закономерности формирования трудовых отношений на предприятии;
- основные понятия, принципы и содержание процесса организации и оплаты труда на предприятии;
- сущность и содержание нормирования труда;
- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;
- меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны труда, техники безопасности;
- основные показатели эффективности экономики, организации и использования труда на предприятии;
уметь:
- собирать и анализировать данные по учету, организации, нормированию, эффективности и оплате труда и др.;
- проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии;
- изучать затраты рабочего времени, анализировать условия и режимы труда;
- разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы трудовых затрат;
- измерять количественные и выявлять качественные характеристики трудовых ресурсов предприятия, трудового потенциала;
владеть:
- специальной экономической терминологией и лексикой;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, активные и интерактивные методы обучения;
- методами изучения затрат рабочего времени, нормирования и организации труда, организации заработной платы;
- методами поиска и применения профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
- практическими навыками разработки мероприятий по рациональному использованию рабочего времени работников предприятия, внедрению прогрессивных методов и приемов труда, организации производства и заработной платы.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины – 180 часа, 5 зачетных единиц.
Аудиторные занятия – 68 час.
Самостоятельная работа – 112 час.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Форма обучения | ||
Очная | Заочная полный срок | Заочная сокращенный срок | |
Общая трудоемкость дисциплины | 5 (180) | 5 (180) | 5 (180) |
Переаттестация | 1 (36) | ||
Аудиторные занятия | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
семинарские занятия | |||
лабораторные работы | |||
другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
контрольная работа | - | - | - |
домашние задания | - | - | - |
курсовая работа | |||
подготовка к экзамену | |||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен |
Курс | |||
Семестр | 5,6 | 4,5 |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Предмет и задачи курса «Экономика и организация труда» | - | - | Еженед | собеседование | |||
2. | Введение в экономику труда | 1,2 | Еженед | собеседование, опрос | ||||
3. | Трудовые ресурсы предприятия | 2,3 | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | ||||
4. | Производительность труда | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
5. | Труд как процесс | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
6. | Организация труда на предприятии | Еженед | .Опрос, участие в практ занятиях | |||||
7. | Организация рабочих мест | Еженед | .Опрос, участие в практ занятиях | |||||
8. | Нормирование труда на предприятии | 8,9 | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | ||||
9. | Изучение затрат рабочего времени | 10, | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | ||||
10. | Организация работы по нормированию труда на предприятии | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
11. | Заработная плата в рыночной экономике | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
12. | Основные положения организации заработной платы | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
13. | Тарифная система организации оплаты труда | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
14. | Бестарифная система организации оплаты труда | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
15. | Организация материального стимулирования на предприятии | Еженед | Опрос, участие в практ. занятиях | |||||
16. | Выполнение курсовой работы | |||||||
17. | Подготовка к экзамену | |||||||
Итого за 5 семестр | экзамен | |||||||
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин
Тема 5. Труд как процесс
Понятие процесса труда. Виды трудовых процессов. Содержание трудового процесса. Требования к организации трудового процесса. Трудовая операция: понятие, состав и назначение. Методы и приемы труда. Принципы экономии трудовых движений. Рационализация приемов и методов труда.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе изучении дисциплины «Экономика и организация труда» используются активные технологии: лекции, практические занятия, тематические дискуссии, деловые игры, тесты.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Текущий контроль формирования компетенций проводится в виде контроля успеваемости, проверки самостоятельности решения студентами задач и выполнения заданий, тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий.
Промежуточный контроль проводится в виде тестирования.
Итоговый контроль проводится в виде экзамена
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Занятие 1. Введение в экономику труда
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается понятие «труд»?
2. Какие известны основные категории труда?
3. Что означает понятие «трудовая деятельность»?
4. Какие существуют формы проявления трудовой деятельности?
5. Какие признаки характеризуют трудовую деятельность?
6. Какие функции выполняет труд? В чем они заключаются?
7. В чем сущность концепций трудовой деятельности?
8. Каковы формы проявления труда?
9. Какова роль труда в развитии человека и общества?
Задания:
1. Раскройте и обоснуйте двойственный характер труда.
2. Представьте характеристику труда как фактора производства.
Содержание курсовой работы
Курсовая работа включает:
- характеристику содержания работы на рабочем месте;
- оценку условий труда в баллах на основе факторов утомляемости;
- выбор типового режима труда и отдыха и установление величины регламентированного перерыва на отдых;
- расчет времени обслуживания рабочего места и продолжительности организационно-технологических перерывов;
- составление нормативного баланса рабочего времени, расчет коэффициентов использования рабочего времени и загрузки рабочего;
- обработку данных хронометражного наблюдения;
- расчет нормы времени, нормы выработки и расценки;
- расчет заработной платы рабочего за месяц по установленной для него системы оплаты труда.
1. Оценка условий труда
Исходя из характеристики условий труда на рабочем месте по варианту задания (табл.1), необходимо определить суммарную балльную оценку условий труда.
Например, суммировав количество баллов по каждому фактору утомляемости, получим общую оценку условий туда - 21балл.:
3+3+2+3+3+2+3+2=21
2. Выбор типового режима труда и отдыха
Зная общую оценку условий труда в баллах, выбираем типовой режим труда и отдыха (прил.4). Так, оценке условий труда в 21 балл соответствует 7-ой режим. Выбрав режим, определяем соответствующую ему суммарную длительность регламентированного перерыва на отдых в мин. (режиму №7 соответствует перерыв на отдых 22 мин. за смену), добавив к нему 10 мин. На личные надобности.
Тот = 22+10=32 мин.
3. Определение времени организационно-технологических перерывов
По каждому варианту задания (табл.2) установлена продолжительность регламентированных организационно-технологических перерывов, не перекрываемых рабочим временем, в процентах от продолжительности рабочей смены. Так, если в задании указано, что величина этих перерывов составляет 5% от времени смены - Тсм , то их продолжительность будет равна 24 мин. (480×0,05=24).
4. Расчет времени обслуживания рабочего места)
Продолжительность времени обслуживания рабочего места установлена в задании (табл.2) в процентах от оперативного времени – Топ
Исходя из классификации затрат рабочего времени, Топ определяется как разность между временем смены Тсм , временем обслуживания рабочего места – Тоб и временем регламентированных перерывов:
Топ = Тсм - Тоб - (Тот + Тт ), | (1) |
Где Тот - регламентированный перерыв на отдых, мин.;
Тт - регламентированные организационно-технологические перерывы, мин.
Отсюда:
Тоб = Тсм - Топ - (Тот + Тт ), | (2) |
Например: если Тоб = 6% Топ, то 0,06 Топ = 480 – Топ - (32 + 24)
1,06 Топ = 480 – 56 = 424
Топ = 424/ 1,06 = 400 мин.
Значит, Тоб = 480 – 400 – 56 = 24 мин.
5. Нормативный баланс рабочего времени рабочего
Нормативный баланс рабочего времени рабочего составляется на основе результатов расчетов элементов рабочего времени, выполненных в соответствии с материалами задания, и нормативными данными (таблица).
Нормативный баланс рабочего времени рабочего
Элементы рабочего времени | Условные обозначения | Затраты времени, мин. |
1. Оперативное время | Топ | |
2. Время обслуживания рабочего места | Тоб | |
3. Регламентированные перерывы, всего, | Трп | |
в том числе: | ||
- на отдых | Тот | |
- организационно-технологические | Тт | |
Итого: | Тсм |
По данным баланса рабочего времени рабочего необходимо определить коэффициент использования рабочего времени Квр. и коэффициент загрузки рабочего Кз..
6. Обработка хронометражного наблюдения
В задании по курсовой работе по каждому варианту (табл.3) приведены данные хронометражного наблюдения по конкретной производственной операции, выполняемой рабочим на определенном рабочем месте, и представлены в виде нескольких хронометражных рядов.
На специальном бланке (приложение 7) необходимо выполнить обработку хронометражных рядов:
- проверить устойчивость каждого ряда (прил.5) и выполнить, если необходимо, очистку ряда;
- рассчитать элементные нормы (среднюю продолжительность каждого элемента операции);
- определить продолжительность производственной операции – tоп.
Для успешного выполнения этой работы необходимо использовать конспекты лекций и специальную литературу (1,2,3,4).
7. Расчет норм затрат труда
По результатам обработки хронометражного наблюдения и данным нормативного баланса рабочего времени рабочего необходимо рассчитать норму времени на выполнение заданной операции, норму выработки на смену и расценку на единицу продукции.
Тарифный разряд рабочего указан в задании (табл.2), тарифные коэффициенты – прил.6. Часовые тарифные ставки определяются на основе прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного по Свердловской области на текущий год.
8. Расчет месячной заработной платы рабочего
На основе расчетной нормы выработки за смену, расценки за единицу продукции, количества дней работы течение месяца и процента премии к сдельной заработной плате необходимо рассчитать месячную заработную плату рабочего при использовании сдельно-премиальной системы оплаты труда на данном рабочем месте.
Количество дней работы за месяц и процент премии устанавливаются в каждом варианте задания.
Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна включать следующие элементы:
- Титульный лист (приложение 1);
- Задание на курсовую работу;
- Оглавление (приложение 2);
- Введение;
- Основную часть;
- Заключение (выводы);
- Список литературы.
Введение должно содержать обоснование актуальности и значения темы курсовой работы, цели и задачи нормирования, методы сбора и обработки информации, обоснование использования литературных источников и нормативной информации.
Основная часть курсовой работы все расчеты, выполненные в соответствии с указанным содержанием и порядком ее выполнения с необходимыми пояснениями и формулами.
Заключение должно содержать анализ выполненных расчетов и выводы как обоснование оптимальности и целесообразности выполненной работы по нормированию труда на рабочем месте.
В список литературы следует включать источники, соответствующие теме курсовой работы и использованные при ее выполнении. Это могут быть нормативные, справочные, учебные источники и законодательные документы. Список литературы оформляется в соответствии с действующими требованиями и в алфавитном порядке.
Текст курсовой работы может быть выполнен рукописным или машинописным способом, содержать таблицы, формулы. Изложение материала в тексте должно быть лаконичным, последовательным и логическим с необходимыми ссылками на использованную литературу.
Текст курсовой работы выполняется на страницах формата А4 на одной стороне листа с соблюдением следующих размеров полей: левое и нижнее – 20мм. , правое – 10мм. и верхнее – 15мм. . Страницы текста следует пронумеровать арабскими цифрами внизу в середине страницы. Нумерация начинается со страницы 2. Титульный лист включается в нумерацию, но номер страницы на нем не ставится. Каждая таблица должна иметь номер и заголовок. Если в тексте одна таблица, то она не нумеруется.
Используемые для расчетов формулы должны быть тоже пронумерованы. К формулам следует дать расшифровку буквенных обозначений.
Введение, основная часть, заключение, список литературы , приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом. Заголовки структурных элементов располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания.
Подготовленная в соответствии с указанными требованиями курсовая работа оформляется в специальную папку и сдается на проверку преподавателю.
6.3 Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие труда и формы его проявления.
2. Содержание, характер и разновидности труда.
3. Классификация видов труда в зависимости от содержания и характера труда.
4. Виды труда и их характеристика.
5. Основные теоретические концепции трудовой деятельности.
6. труд как фактор производства.
8. Труд и трудовые ресурсы.
9. Структура трудовых ресурсов.
10. Воспроизводство трудовых ресурсов.
11. Трудовые ресурсы предприятия. Понятие «персонала» и его характеристика.
12. Классификация персонала.
13. Показатели трудовых ресурсов предприятия (персонала).
14. Движение кадров на предприятии.
15. Кадровая политика предприятия.
16. Производительность труда: понятие и показатели.
17. Факторы роста производительности труда.
18. Направления роста производительности труда.
19. Трудовой процесс: понятие, содержание и виды.
20. Трудовые операции: понятие и виды.
21. Методы и приемы труда.
22. Сущность и задачи организации труда.
23. Принципы и формы организации труда.
24. Условия труда: понятие, виды и оценка.
25. Режим труда и отдыха
26. Дисциплина труда.
27. Нормирование труда: понятие, задачи и назначение.
28. Нормы затрат труда: понятие, виды и назначение.
29. Организация нормирования труда на предприятии.
30. Структура нормы времени.
31. Методы расчета норм труда.
32. Методы нормирования труда.
33. Рабочее время рабочего: понятие и значение.
34. Классификация рабочего времени рабочего.
35. Методы изучения затрат рабочего времени.
36. Фотография рабочего времени: понятие, содержание, виды и назначение.
37. Хронометраж: понятие, виды и назначение.
38. Заработная плата, ее сущность и функции.
39. Организация заработной платы: понятие, принципы и основные элементы.
40. Принципы и формы организации заработной платы.
41. Оценка эффективности организации заработной платы.
42. Сущность и элементы тарифной системы.
43. Формы и системы оплаты труда.
44. Сдельные системы заработной платы.
45. Повременные системы заработной платы.
46. Бестарифная форма организации оплаты труда: понятие, содержание и назначение.
47. Виды (варианты) бестарифной системы оплаты труда.
48. Достоинства и недостатки бестарифной системы оплаты труда.
49. Оценка эффективности бестарифной системы оплаты труда.
50. Материальное стимулирование работников предприятия: понятие, содержание, виды и назначение.
51. Организация премирования на предприятии.
52. Надбавки и доплаты как вид материального стимулирования.
53. Классификация надбавок и доплат.
54. Оценка эффективности материального стимулирования.
55. Структура фонда заработной платы персонала предприятия.
56. Методы измерения производительности труда.
57. Рабочие места, их понятие и виды.
58. Организация рабочих мест.
59. Аттестация рабочих мест.
60. Оценка эффективности организации рабочих мест.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Рофе, А.И. Экономика труда [Электронный ресурс] : учебник для вузов [Гриф УМО] / А. И. Рофе. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - Москва : КноРус, 2015. - 373 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/53616/.
2. Скляревская, В.А. Экономика труда [Электронный ресурс] : учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. А. Скляревская. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 302 с.
3. Экономика и социология труда. Теория и практика [Текст] : учебник для вузов по экономическим направлениям [Гриф УМО] / [И. В. Кохова] ; под ред. В. М. Масловой ; Фин. ун-т при Правительстве РФ. - Москва : Юрайт, 2015. – 536 с.
Дополнительная литература
1. Башмаков, В.И. Управление социальным развитием персонала [Текст] : учебник для вузов по направлению подготовки "Управление персоналом" [Гриф УМО] / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 238, [1] с.
2. Лясников, Н.В. Экономика и социология труда [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. В. Лясников, М. Н. Дудин, Е. В. Чеканов. - 2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - Москва : КноРус, 2014. - 274 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/53608/.
3. Одегов, Ю.Г. Кадровая политика и кадровое планирование [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата по экономическим направлениям и специальностям [Гриф УМО] / Ю. Г. Одегов, М. Г. Лабаджян ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - Москва : Юрайт, 2015. - 443, [1] с.
4. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. С. Пряжников. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 366, [1] с.
5. Психология труда, инженерная психология и эргономика [Текст] : учебник для академического бакалавриата по гуманитарным направлениям и специальностям [Гриф УМО] / [Е. А. Климов и др.] ; под ред. Е. А. Климова, О.Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : Юрайт, 2015. - 617, [1] с.
6. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф Учебно-методического центра "Классический учебник"] / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. - Электрон. текстовые дан. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 367 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15342.
7. Яковенко, Е. Г. Экономика труда [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов [Гриф учебно-методического центра "Профессиональный учебник"] / Е. Г. Яковенко, Н. Е. Христолюбова, В. Д. Мостова. - Электрон. текстовые дан. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 319 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8598.
Информационно-справочные и поисковые системы:
Общероссийская Сеть КонсультантПлюсСправочная правовая система содержит более 2600000 документов - это крупнейший массив правовой информации, доступный пользователям СПС. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Электронная база данных – Интернет–ресурсы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации учебной дисциплины «Экономика и организация труда» необходимо использовать материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех видов учебных занятий и самостоятельной работы студентов, предусмотренных учебной программой, и соответствующую санитарным и противопожарным правилам и нормам:
- аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения;
- компьютерная программа для тестирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский государственный профессионально-
педагогический университет
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Экономика и организация труда»
на тему «Нормирование труда»
_________________________________
наименование объекта нормирования
Студент ______________________
Ф.И.О.
Группа _______________________
Руководитель__________________
Ф.И.О.
Екатеринбург 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оглавление
Введение _______________________________________________________
1. Основная часть – нормирование труда на ………..
1.1 ____________________________________________________________
1.2 ____________________________________________________________
1.3 ____________________________________________________________
1.4.____________________________________________________________
1.5 ____________________________________________________________
1.6_____________________________________________________________
1.7 ____________________________________________________________
1.8.____________________________________________________________
Заключение _____________________________________________________
Литература _____________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российский государственный профессионально-
педагогический университет
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра экономики
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студент _____________________________________________________________
Ф. И. О. группа______________________________________________________________
Тема работы _________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок сдачи работы _____________________
Перечень вопросов, подлежащих разработке:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель подпись, дата
Задания по курсовой работе «Нормирование труда на рабочем месте»
Таблица 1
Показатели условий труда
Номер вари- анта | Факторы утомляемости | |||||||
Физи- ческое усилие, кг (среднее) | Рабочая поза: стоя, с накло- ном до 30 градусов, %от времен смены | Темп работы (количе- ство рабочих движе- ний в час) | Нагрузка на зрение | Моно- тонность (число повто- рений опера- ций в час) | Темпе- ратура возду- ха в поме- щении, 0С | Шум | Пылевое загряз- нение воздуха | |
высокой точности | большой | Умерен-ное | ||||||
грубая | большой | Умерен- ное | ||||||
высокой точности | Умерен- ный | Умерен- ное | ||||||
грубая | большой | малое | ||||||
малой точности | Повышен ный | малое | ||||||
средней точности | Умерен- ный | большое | ||||||
высокой точности | большой | Умерен- ное | ||||||
высокой точности | большой | Умерен- ное | ||||||
средней точности | Умерен- ный | малое | ||||||
грубая | Умерен- ный | малое |
Таблица 2
Нормативы затрат времени на обслуживание рабочего места
и организационно-технологические перерывы
Варианты заданий | Затраты времени по вариантам | Разряд работы | |
на обслуживание рабочего места, % от Топ | на организационно-технологические перерывы, % от Тсм | ||
6,2 | 3,5 | IV | |
5,6 | 3,6 | III | |
5,8 | 5,0 | IV | |
6,0 | 3,6 | III/II | |
7,7 | 3,6 | III | |
7,7 | 3,6 | III | |
5,9 | 2,5 | IV | |
6,1 | 2,3 | IV | |
6,1 | 2,5 | III | |
6,4 | 3,5 | III |
Таблица 3
Данные хронометражных наблюдений в серийном производстве
Наименова ние приема (элемента операции) | Текущее время конца приема непрерывного наблюдения, мин. и сек. | ||||||||||||||
Вариант 1 – Сверление отверстий в детали под винты | |||||||||||||||
Взять деталь, положить под сверло | 0,2 | ||||||||||||||
Просверлить четыре отверстия | 1,1 | 3,09 | |||||||||||||
Отложить деталь на поддон | |||||||||||||||
Вариант 2 – Торцовка бруска с двух концов в размер | |||||||||||||||
Взять брусок | 0,3 | 1,2 | |||||||||||||
Оторцевать с двух концов в размер | 2,9 | 3,4 | |||||||||||||
Положить деталь на поддон | 4,3 | ||||||||||||||
Вариант 3 – Сверление отверстия в бруске под болт | |||||||||||||||
Подать деталь к станку | 0,2 | 2,2 | Наши рекомендации
|