Как действует коллективное управление?
Имеются разные виды организаций коллективного управления или групп таких организаций в зависимости от категории соответствующих произведений (музыка, драматические произведения, мультимедийные продукты и т.д.), которые коллективно управляют различными видами прав.
«Традиционные» организации коллективного управления, действующие от имени своих членов, согласовывают ставки вознаграждения и условия использования с пользователями, предоставляют лицензии, разрешающие использование, собирают и распределяют вознаграждение. Сами правообладатели непосредственно не участвуют в каком-либо из этих действий.
Центры оформления прав предоставляют пользователям лицензии, которые отражают условия использования произведений и размеры вознаграждения, установленные каждым отдельным держателем прав, являющимся членом центра (в области репрографии, например, авторы печатных произведений, таких как книги, журналы и периодические издания). Здесь центр действует в качестве представителя правообладателя, который остается непосредственно вовлеченным в определение условий использования его произведений.
«Полный спектр услуг» – это своего рода коалиция отдельных организаций коллективного управления, которые предлагают пользователям централизованный источник, где можно легко и быстро получить разрешение. Наблюдается все более четкая тенденция создавать такие организации из-за растущей популярности «мультимедийных продуктов» (продуктов, составленных или созданных из нескольких видов произведений, включая компьютерное программное обеспечение), которые требуют получения самых разнообразных разрешений.
В области музыкальных произведений (включающих все виды музыки: современной, джазовой, классической, симфонической, блюзовой и эстрадной, как инструментальной, так и вокальной) – документация, лицензирование и распределение - это три кита, на которых основывается коллективное управление правами на публичное исполнение и эфирное вещание.
Организация коллективного управления ведет переговоры с пользователями (такими как радиостанции, вещатели, дискотеки, кинотеатры, рестораны и т.п.), или группами пользователей и разрешает им использовать охраняемые авторским правом произведения из своего репертуара при условии выплаты вознаграждения и выполнения других условий. На основе своей документации (информация о членах и их произведениях) и программ, представленных пользователями (например, списки музыкальных произведений, исполняемых на радио), организация коллективного управления распределяет авторское вознаграждение среди своих членов в соответствии с установленными правилами распределения. Обычно, из авторского вознаграждения вычитается сбор на покрытие административных расходов и, в некоторых странах, на общественные мероприятия культурного характера. Вознаграждение, фактически выплачиваемое обладателям авторских прав, соответствует масштабам использования произведений и сопровождается информацией об этом использовании. Эти действия и операции выполняются с помощью компьютеризированных систем, специально приспособленных для этих целей.
В области драматических произведений (которые включают сценарии, киносценарии, пантомиму, балет, театральные пьесы, оперы и музыкальные спектакли) практика коллективного управления отличается тем, что организация коллективного управления действует в качестве агента, представляющего авторов. Она согласовывает с организациями, представляющими театры, общий контракт, в котором указываются минимальные условия использования конкретных произведений.
Исполнение каждой пьесы требует в этом случае получения дополнительного разрешения от автора, которое принимает форму индивидуального контракта, устанавливающего конкретные условия автора. Затем, организация коллективного управления сообщает о том, что разрешение было дано заинтересованным автором и собирает соответствующее вознаграждение.
В области печатных произведений (означающих книги, журналы и другие периодические издания, газеты, доклады и сборники песенных стихов) коллективное управление главным образом означает предоставление права на репрографическое воспроизведение, другими словами разрешения на фотокопирование охраняемого материала такими учреждениями как библиотеки, общественные организации, университеты, школы и ассоциации потребителей. Принудительные лицензионные соглашения, если они допускаются международными конвенциями, могут быть включены в национальное законодательство; в этих случаях за вознаграждение предоставляется право на использование, которое не требует получения согласия правообладателя. Организации коллективного управления получают и распределяют вознаграждение. В особом случае воспроизведения для частного или личного использования некоторые национальные законодательные акты содержат особое положение о справедливом вознаграждении, которое выплачивается правообладателям и финансируется за счет сборов, взимаемых с оборудования или фотокопий, или с того и другого.
В области смежных прав национальное законодательство некоторых стран предусматривает право на вознаграждение, которое выплачивается исполнителям или производителям фонограмм или и тем и другим, если коммерческие звукозаписи сообщаются для всеобщего сведения или используются для эфирного вещания. Вознаграждение за такие виды использования собирается и распределяется либо совместными организациями, созданными исполнителями и производителями фонограмм, или раздельными организациями, в зависимости от отношений между соответствующими сторонами или от правовой ситуации в стране.