Товарный знак/знак обслуживания
Товарный знак или знак обслуживания – это отличительное обозначение, которое идентифицирует определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые конкретным лицом, предприятием или группой лиц/предприятий, и которое позволяет потребителю отличить их от товаров и услуг других лиц (более подробное объяснение см. http://www.wipo.int/ru/about-ip/trademarks.html).
Некоторые общие особенности процедур регистрации товарных знаков
В некоторых странах охрана знака может быть получена вследствие регистрации или использования. В других странах в случае большинства товарных знаков вы должны обязательно их зарегистрировать, если хотите обеспечить им охрану. Даже если у вас есть вариант получения охраны без регистрации, т.е. на основе использования знака, то и тогда целесообразно зарегистрировать знак для получения лучшей и более солидной охраны.
Если вы хотите получить охрану товарного знака для вашего МСП путем регистрации, то тогда вы должны подать заявку в национальное или, если такая возможность существует, в региональное ведомство по товарным знакам. Далее, ведомство после уплаты вами требуемой пошлины проводит экспертизу заявки. Имеется целый ряд причин, в силу которых ваша заявка может быть отклонена. На практике чаще всего заявки отклоняются на том основании, что:
(i) имеется вероятность того, что потребители будут путать ваш знак со знаком, который уже включен в реестр или в отношении которого подана заявка или с незарегистрированным общеизвестным знаком;
(ii) ваш знак лишь описывает товар или услугу или особенность товара или услуги;
(iii) ваш знак состоит из географического термина, который вводит в заблуждение или не должен монополизироваться одним единственным предприятием;
(iv) ваш знак нарушает публичный порядок или нормы морали; или
(v) ваш знак состоит или содержит без полученного на то разрешения элемент, который тождественен или сходен с официальным знаком, гербом, флагом и другой эмблемой, сокращенным наименованием государственной или межправительственной организации.
Если закон о товарном знаке какой-либо страны предусматривает процедуру возражения, заявка публикуется после ее рассмотрения и любые заинтересованные лица будут иметь возможность возражать против регистрации знака, если они считают, что их права могут быть затронуты его регистрацией. В этом случае ведомство принимает решение на основе доказательств, предоставленных обеими сторонами, и это решение обычно может быть обжаловано.
В зависимости от национального законодательства первоначальный период регистрации составляет не менее 7 лет (обычно 10 лет). Однако в отличие от других прав промышленной собственности регистрация знаков может быть возобновлена после уплаты пошлины за возобновление до бесконечности. См. также «Поиск по фондам товарных знаков».
Коллективные знаки
Хотя это определение может быть разным в различных странах мира, коллективные знаки обычно определяются как знаки, которые отличают географическое происхождение, материал, способ изготовления, качество и другие общие характеристики товаров и услуг различных предприятий, использующих коллективный знак. Их владельцем может быть либо ассоциация, членами которой являются эти предприятия, или любой другой орган, в том числе государственное учреждение или кооператив. Большинство стран требуют, чтобы заявка на регистрацию коллективного знака сопровождалась копией инструкции, регулирующей использование коллективного знака, и не позволяют давать лицензию на коллективный знак. Подобно товарным знакам/знакам обслуживания коллективные знаки также сохраняются в силе после уплаты пошлины за возобновление.
Общеизвестные знаки
Общеизвестные товарные знаки и знаки обслуживания пользуются в большинстве стран охраной от знаков, которые считаются воспроизводством, имитацией или переводом этого знака, при условии, что они могут вызвать путаницу в соответствующем секторе общества. Общеизвестные знаки обычно охраняются независимо от того, зарегистрированы они или нет, в отношении товаров и услуг, которые являются идентичными или схожими с теми товарами и услугами, в отношении которых они завоевали свою репутацию. Во многих странах при определенных условиях они также охраняются и в отношении несхожих товаров и услуг. Следует отметить, что хотя нет общесогласованного подробного определения того, что является «общеизвестным знаком», страны могут воспользоваться документом «Совместная рекомендация ВОИС о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков».
Охрана общеизвестных знаков
Многие страны охраняют незарегистрированные общеизвестные знаки в соответствии со своими международными обязательствами по Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Соответственно, не только крупные компании, но также и МСП могут иметь хорошие шансы установить достаточно добросовестные отношения со своими клиентами, с тем чтобы их знаки могли быть признаны в качестве общеизвестных знаков и получить охрану без регистрации. Тем не менее рекомендуется добиваться регистрации, особенно если учесть тот факт, что многие страны предусматривают широкую охрану зарегистрированных общеизвестных знаков от подмены (статья 16.3 ТРИПС), т.е. репутация знака подрывается вследствие неразрешенного использования этого знака другими лицами.
Вы должны знать о том факте, что ряд законов о товарных знаках просто претворяют в жизнь обязательства по статье 16.3 Соглашения ТРИПС и охраняют зарегистрированные общеизвестные товарные знаки лишь при условиях, что:
товары и услуги, в отношении которых используется другой знак или запрашивается охрана, не идентичны и несхожи с товарами, в отношении которых общеизвестный знак завоевал свою репутацию;
использование другого знака будет указывать на связь между этими товарами и владельцем общеизвестного знака, и
его интересам в результате такого использования по всей вероятности будет нанесен ущерб.
Географические указания