История развития менеджмента в РОссии.
История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:
I. Древний период.
II. Индустриальный период.
III. Период систематизации.
История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке. Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми. Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.
Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему. Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему: Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи. Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества. Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам. В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.
Индустриальный период На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным. Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.
Период систематизации Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество. На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством. На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.
Школа научного управления
Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда. Главные причины системы научного менеджмента: попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники; желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы. Основные принципы данной системы управления: отбор рабочих согласно специально разработанным тестам; изучение временных затрат рабочего; разделение работы на специализации; экономическое стимулирование труда; разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.
Классическая школа
История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей. В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества: разделение труда; передача целей от руководства к рабочим; единство распределения; ограниченное число сотрудников.
Школа человеческих отношений
Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления. Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность. Главные принципы школы человеческих отношений: взаимное общение между руководителем и рабочими; беседы сотрудников с психологами; организация мероприятий; приветствие неформальных групп. К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.
Школа поведенческих наук
Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы. Основные задачи данной концепции: исследование поведения человека; улучшение межличностных отношений; разработка проблем социальных коммуникаций; поддержание авторитета в коллективе; стереотипы в поведении; изменение рабочих задач и уровня труда. Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.
Школа науки управления
В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию. У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности. Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа: Постановка проблемы. Разработка модели ситуации. Замена словесного анализа количественными значениями.
Ситуационный подход
Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций. Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов. Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.
Системный подход
Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели. Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления. Системный анализ Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций. Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте. Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы. История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.