Модуль3. анализ реализуемости проекта
Анализ реализуемости – это процесс оценки жизнеспособности бизнес-идеи. Как показано на рисунке 6, наиболее эффективные коммерческие предприятия возникают в ходе процесса, включающего (1) распознавание бизнес-идеи, (2) проверку жизнеспособности идеи, (3) составление бизнес-плана и (4) реализацию нового предприятия. Если бизнес-идея не оправдывается хотя бы по одному пункту анализа реализуемости, ее, в соответствии с рисунком, следует отбросить или переработать. Многие предприниматели делают ошибку, сформулировав бизнес-идею – и сразу же переходя к составлению бизнес-плана, описывающего именно эту идею и поддерживающего ее. Данная последовательность действий часто исключает важнейший этап – оценку реализуемости бизнес-идеи, либо оставляет слишком мало времени на такой анализ перед составлением бизнес-плана.
Выполняя оценку реализуемости, необходимо изменение сознания: рассматривать бизнес-идею следует уже не только как идею, а как реальный бизнес.
Рисунок 6.Роль анализа реализуемости в процессе разработки успешных бизнес-идей
Реализуемость | |||||||||
товара/услуги | «Да» для всех четырех | ||||||||
элементов: | |||||||||
Затраты времени и | переход к составлению | ||||||||
Реализуемость | |||||||||
бизнес-плана | |||||||||
Бизнес- | ресурсов, | отрасли/рынка | |||||||
проект | необходимых для | ||||||||
продвижения | |||||||||
бизнес-идеи, | |||||||||
Организацион | |||||||||
зависят от: | |||||||||
ная реалиизу- | |||||||||
«Нет» для одного элемента | |||||||||
емость | |||||||||
или большего числа: | |||||||||
отказ от идеи или ее | |||||||||
Финансовая | переработка | ||||||||
реализуемость | |||||||||
Анализ реализуемости представляет собой скорее оценку предполагаемого бизнеса в целом, чем анализ самой идеи нового товара или услуги. Логическая последовательность шагов, показанных на рисунке 6, четко отражает исследовательский характер всего процесса, начиная с планирования, и заканчивая фазой продаж. Анализ реализуемости представляет собой научное исследование, он необходим для критической оценки всех достоинств планируемого проекта. Бизнес-план в большей степени ориентирован на планирование конкретной деятельности по реализации проекта и организации продаж.
Схематически порядок анализа реализуемости показан в таблице 3. Проведение анализа реализуемости предполагает первичное и вторичное исследования. Первичное исследование –это исследование,выполняемое лицом или лицами,ответственными заанализ. Обычно оно включает консультации с отраслевыми экспертами, обратную связь с
потенциальными потребителями, проведение исследований в фокус-группах и управленческие обзоры. Вторичное исследование – это проверка уже собранных данных. Эти данные обычно включают результаты отраслевого анализа, данные Бюро переписей, аналитические прогнозы и прочую важную информацию, собранную в ходе работы с литературой и в сети Интернет.
Таблица 3.Анализ реализуемости
Часть 1: реализуемость товара/услуги А: Целесообразность товара/услуги Б: Спрос на товар/услугу
Часть 2: реализуемость отрасли/целевого рынка А: Привлекательность отрасли Б: Привлекательность целевого рынка
Часть 3: Организационная реализуемость А: Мастерство управленческих кадров Б: Достаточность ресурсов
Часть 4: Финансовая реализуемость А: Полный объем денежных средств, необходимых для начала деятельности
Б: Финансовые показатели аналогичных проектов В: Финансовая привлекательность предлагаемого проекта в целом
Итоговая оценка
Следует подчеркнуть, что анализ реализуемости, помимо оценки достоинств конкретной идеи, дает возможность полного пересмотра, варьирования и изменения содержания этой идеи по предварительным результатам анализа, а также с учетом мнений участников опроса. Концепция анализа реализуемости состоит в испытании предложенной идеи – в ходе ее обсуждения с отраслевыми экспертами, потенциальными потребителями, изучения отраслевых тенденций, оценки финансовой стороны вопроса и внимательного рассмотрения прочих аспектов. Вся указанная деятельность не просто помогает понять степень реализуемости идеи, но также позволяет правильно «приготовить форму» и «отлить» идею.