Личные качества предпринимателя
Исследователи выделяют несколько качеств, позволяющих одним людям распознавать существующие возможности лучше, чем другим. Прежде, чем мы начнем говорить об этих качествах, отметим, что существует весьма тонкое, но очень важное отличие между двумя терминами, отражающими суть. Мы уже определили возможность как счастливое стечение обстоятельств, создающих потребность в новом товаре, услуге или виде коммерческой деятельности. В то же время, термин распознание возможности относится к процессу выявления реальной возможности организации прибыльного бизнеса на основе нового товара или услуги. Это означает, что возможность не может быть использована, пока она не распознана34. Далее мы рассмотрим некоторые характерные качества тех, кто лидирует по части распознавания возможностей.
Предшествующий опыт
Несколько исследований показывают, что распознавать коммерческие возможности предпринимателям помогает предшествующий опыт работы в отрасли35. Например, отчет по 500 основателям различных компаний типа «Inc.» показывает, что у 43 процентов из них идеи новой деятельности появились в процессе работы в компаниях, относящихся к той же отрасли29. Данный результат согласуется с данными исследования, выполненного Национальной Федерацией независимых предпринимателей36. Существует несколько объяснений таких результатов. Работая в конкретной отрасли, специалист обнаруживает сегменты рынка, недостаточно хорошо обслуживаемые отраслью. Возможно также, что, работая в конкретной области, человек приобретает набор социальных связей, помогающих ему лучше понимать суть процессов, что открывает ему путь к новым возможностям37.
Как только предприниматель организует компанию, ему открываются новые возможности. Это явление получило название принципа коридора: как только предпринимать открыл дело, он ступает на путь, который, как «коридор», ведет его к новым открывающимся возможностям. Проще говоря, если вы создали компанию и
34 V. Mahnke, M. Venzin, and S. A. Zahra, "Governing Entrepreneurial Opportunity Recognition in MNEs: Aligning Interest and Cognition Under Uncertainty," Journal of Management Studies, 44, no. 7 (2007): 1278-98.
35 J. Wiklund and D. A. Shepherd, "Portfolio Entrepreneurship: Habitual and Novice Founders, New Entry, and Mode of Organizing," Entrepreneurship Theory and Practice, 32, no. 4 (2008): 701-25; G. D. Markham and R. A. Baron
36 A. C. Cooper, W. Dunkelberg, C. Woo, and W. Dennis, New Business in America: The Firms and Their Owners.
Washington, DC: National Federation of Independent Business, 1990.
37 R. L. Sorenson, C. A. Folker, and K. H. Brigham, "The Collaborative Network Orientation: Achieving Business Success Through Collaborative Relationships," Entrepreneurship Theory and Practice 32, no. 4 (2008): 615-34.
вошли в отрасль, вам намного проще увидеть в ней новые возможности, чем человеку со стороны.
Когнитивные факторы
Способность к распознаванию возможностей может быть врожденным навыком как познавательный (когнитивный) процесс. Многие думают, что у предпринимателей есть «шестое чувство», позволяющее им видеть те возможности, которые прочие люди не замечают. Это «шестое чувство» получило название предпринимательской расторопности, которую можно формально определить как способность замечать важные явления, не выполняя полномасштабных исследований. Многие предприниматели оценивают себя именно так, считая себя более «расторопными», чем прочие люди38. Расторопность в значительной мере является приобретаемым навыком, и люди, лучше разбирающиеся в конкретной области, более расторопны в плане выявления возможностей, чем неспециалисты. Например, инженер, специализирующийся на компьютерной технике, лучше понимает потребности и возможности компьютерной отрасли, чем юрист.
Социальные связи (социальный капитал)
Ширина и глубина социальных связей конкретного человека влияет на его способность распознавать коммерческие возможности39. Люди, имеющие большой круг социальных и профессиональных связей, более открыты для новых возможностей и идей, чем люди со скудными связями40. Наличие связей часто инициирует начало коммерческой деятельности41. В ходе анализа 65 начинающих компаний половина их основателей говорили о том, что пришли к новым идеям, используя личные контакты42. Аналогичное исследование было посвящено выявлению отличий между так называемыми сольными предпринимателями (теми, которые пришли к своим бизнес-идеям самостоятельно) и социальными предпринимателями (теми, которые пришли к своим бизнес-идеям через социальные связи). Исследователи обнаружили, что социальные предприниматели видят больше возможностей, чем сольные предприниматели, но реже говорят о себе, как об особенно расторопных и творческих людях.
Важный факт, проливающий свет на значимость социальных связей с точки зрения способности к распознаванию возможностей, это отличие степени влияния сильных и слабых социальных связей. Взаимодействие с другими людьми называется «связью». У
38 S. A. Alvarez and J. B. Barney, "Entrepreneurial Alertness," in The Blackwell Encyclopedia of Management— Entrepreneurship, eds. M. A. Hitt and R. D. Ireland, (Maiden, MA: Blackwell Publishing, 2005), 63-64.
39 S. C. Parker, "The Economics of Formal Business Networks," Journal of Business Venturing 23, no. 6 (2008):
627-40; G. Kings ley and E. J. Malecki, "Networking for Competitiveness," Small Business Economics 23, no. 1 (2004): 71-84.
40 A. C. Cooper and X. Yin, "Entrepreneurial Networks," in The Blackwell Encyclopedia of Management— Entrepreneurship, eds. M. A. Hitt and R. D. Ireland (Maiden, MA: Blackwell Publishing, 2005), 98-100.
41 D. B. Audretsch, W. Bonte, and M. Keilbach, "Entrepreneurship Capital and Its Impact on Knowledge Diffusion and Economic Performance," Journal of Business Venturing 23, no. 6 (2008); 687-98; P. Davidsson and B. Honig, "The Role of Social and Human Capital Among Nascent Entrepreneurs," Journal of Business Venturing 18, no. 3 (2003): 301-31.
42 R. H. Roller, "On the Source of Entrepreneurial Ideas," in Frontiers of Entrepreneurship Research (Wellesley, MA: Babson College, 1988), 194-207.
всех нас имеются связи. Сильные связи характеризуются интенсивным взаимодействием, они формируются между сотрудниками, друзьями и супругами. Слабые связи характеризуются нечастым общением, они образуются в рамках случайных знакомств. Согласно результатам исследований в данной области, чаще всего предприниматели организуют новые дела на базе слабых связей, нежели на основе сильных связей43, поскольку сильные связи, обычно формируемые между единомышленниками, самодостаточны, и способствуют укреплению уже существующих у них идей. С другой стороны, слабые связи, формирующиеся в ходе случайных знакомств, не столь замкнуты, как между единомышленниками, в результате один человек может сказать другому нечто, что окажется для него совершенно новой идеей44. Представим, например, что специалист-электрик объясняет владельцу ресторана, как ему решить проблему своего бизнеса. Выслушав объяснение, владелец ресторана может сказать: «Я никогда не слышал подобных способов решения проблемы от кого-либо в своей компании или отрасли. Этот подход совершенно нов для меня, думаю, он поможет мне решить проблему».
Творческие способности
Под творческими способностями (креативностью) понимается процесс генерации новых или полезных идей. Процесс распознавания возможностей может быть, по крайней мере, отчасти, творческим процессом. В большинстве примеров нетрудно заметить творческий элемент, характерный для процесса разработки новых товаров, услуг или вариантов коммерческой деятельности. Все чаще группы предпринимателей, работающие в составе компаний, рассматриваются как творческие коллективы.
Рисунок 5 описывает процесс распознавания возможности. Как показано на рисунке, существует связь между осведомленностью о существующих тенденциях и личными качествами предпринимателя, поскольку эти два фактора распознавания возможностей тесно связаны. Например, предприниматель с широким кругом социальных связей в большей степени осведомлен о существующих тенденциях технического развития, чем предприниматель с узким кругом общения. С другой стороны, знание бурно развивающихся технологий, например – цифровых, позволяет предпринимателю посещать конференции или семинары, на которых он углубляет свои познания и расширяет круг социальных связей.
Рисунок 5.Процесс распознавания возможностей
Тренды окруж. среды | |||||||
Экономические факторы | |||||||
Социальные факторы | |||||||
Технологические | How Construing Situations Affects Opportunity Recognition," Social | ||||||
достижения | |||||||
. ssrn.com; R. P. Singh, G. E. Hills, R. C. Hybels, and G. T. Lumpkin, | |||||||
Политические и | |||||||
Social | Entrepreneurs," | ||||||
законодательные | Ниши в сфере товаров, | ||||||
изменения | услуг и вариантов | of Business | Идеи нового | ||||
коммерческой деятельности | бизнеса, товара | ||||||
of | |||||||
Четкое разделение доступных | или услуги | ||||||
Личные качества | вариантов и реальных | ||||||
возможностей | |||||||
предпринимателя
Предшествующий опыт Когнитивные факторы Социальные связи Творческие способности
Техники генерации идей
В целом, предприниматели видят больше идей, чем возможностей, поскольку многие идеи возникают как варианты лучшего способа превращения существующей возможности в бизнес. Для стимуляции и облегчения процесса генерации новых идей товаров, услуг и вариантов коммерческой деятельности используется несколько методов. Рассмотрим некоторые из них.
Мозговой штурм
Общепринятый метод генерации новых бизнес-идей получил название мозгового штурма. В целом, мозговой штурм – это процесс генерации набора идей по конкретной теме. Варианты реализации такой схемы варьируются от человека с желтым блокнотом, записывающего в него все, что придет на ум, до формальных совещаний с участием большого числа людей под руководством специально назначенных арбитров.
Фокус-группы
Фокус-группа объединяет от 5 до 10 человек, выбранных для исследования по причине их тесной связи с обсуждаемой проблемой. Техника фокус-групп используется в самых разнообразных целях, она может применяться и для генерации новых бизнес-идей.
Работа с литературой и поиск в сети Интернет
Третьим подходом к генерации новых бизнес-идей является анализ существующей литературы и данных, выложенных в сеть Интернет. Естественным подходом кажется предварительный выбор идеи, за которым следует ее анализ. Однако это слишком
прямолинейный подход. Чаще всего лучшие идеи возникают как результат обнаружения их общей формулировки, как, например, идея электронных игр для взрослых, а последующий активный поиск в литературе и сети Интернет подсказывает лучшие варианты таких игр.