Распространенные мифы о предпринимательстве
Существует масса мифологических концепций, касающихся образа предпринимателей и их мотивации при организации компаний для реализации возникших идей. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные мифы о предпринимательстве – их связь с реальностью.
Миф номер один: предпринимателями не становятся, ими рождаются. Это мифоснован на ошибочной вере в то, что бывают люди, предрасположенные к предпринимательской деятельности. Результаты нескольких сотен исследований в области психологии и социологии предпринимательства показывают, что предприниматели в целом не отличаются от прочих людей. Этот результат свидетельствует о том, что никто не рождается предпринимателем, и что каждый может стать предпринимателем. Дело, которым занимается каждый конкретный человек, является результатом влияние среды, жизненного опыта и личного выбора16. В то же время, существует набор личных качеств и навыков, которые принято ассоциировать с предпринимательскими способностями, эти качества перечислены в таблице 2.
Таблица 2.Общие черты и качества предпринимателей
Ориентация на результат | Оптимистичный настрой | ||
Поиск возможностей | Способность убеждать | ||
Креативность | Способность к продвижению | ||
Решительность | Умение распределять и балансировать | ||
ресурсы | |||
Энергичность | Уверенность в себе | ||
Соблюдение профессиональной этики | Инициативность | ||
Умеренная способность к риску | Упорство | ||
Умение работать в коллективе | Терпимость к иным точкам зрения | ||
16 J. Cope, 'Toward a Dynamic Learning Perspective of Entrepreneurship," Entrepreneurship Theory and Practice
29 (2005): 373-97; Morris, Entrepreneurial Intensity.
Продолжительная концентрация внимания | Воображение |
Миф номер два: предприниматели – игроки. Второй миф о предпринимателяхоснован на убеждении о том, что они – игроки, которые сильно рискуют. На самом деле, предприниматели принимают умеренные риски, как и большинство людей17.
Миф номер три: предприниматели в первую очередь мотивируются деньгами.
Конечно, было бы наивным полагать, что предприниматели не рассчитывают на финансовое вознаграждение. В то же время, как уже обсуждалось выше, деньги редко являются основной причиной для организации новой компании.
Миф номер четыре: предприниматели должны быть молоды и энергичны. Возрастнаиболее высокой предпринимательской активности в качестве владельца дела – от 35 до 45 лет18. Сегодня в предпринимательскую деятельность вовлекается все больше людей всех возрастов.
Миф номер пять: предприниматели любят быть в центре внимания.
Действительно, некоторые предприниматели любят эпатаж. Однако большинство предпринимателей не привлекают к себе внимания общественности. Напротив, многие предприниматели, работающие в сфере дорогостоящих товаров и услуг, избегают общественного внимания.
Виды начинающих компаний
Как видно из рисунка 2, существует три вида начинающих компаний: компании на зарплатной основе, компании на основе образа жизни и предпринимательские компании.
Компании на зарплатной основе представляют собой небольшие фирмы,приносящие доход своим владельцам аналогично тому, как это делают работники для своего работодателя. Примерами компаний на зарплатной основе являются химчистки, магазины товаров первой необходимости, рестораны, аудиторские фирмы, предприятия розничной торговли и парикмахерские салоны. В эту категорию попадает подавляющее большинство субъектов малого бизнеса. Компании на зарплатной основе предлагают потребителям стандартные товары и услуги, которые обычно не имеют инновационного характера.
Рисунок 2.Виды начинающих компаний
Компании на зарплатной | Компании на основе образа | Предпринимательские |
основе | жизни | компании |
17 Morris, Entrepreneurial Intensity.
18 J. Ballou, T. Barton, D. DesRoches, F. Potter, E. J. Reedy, A. Robb, S. Shane, and Z. Zhao, The Kauffman Firm Survey (Kansas City, MO: Ewing Marion Kauffman Foundation, March 2008), 15.
Компании, | Компании, | Компании, приносящие на |
предоставляющие своим | предоставляющие своим | рынок новые товары и |
владельцам доход так, как | владельцам возможность | услуги за счет организации |
если бы они выполняли роль | жизни в определенном | и использования |
наемных работников | стиле, что является их | возможностей, которые |
обычного коммерческого | основой. | существуют помимо |
предприятия. | непосредственно | |
контролируемых | ||
владельцами ресурсов. | ||
Компании на основе образа жизни предоставляют владельцу или владельцамвозможность вести определенный образ жизни и зарабатывать себе на жизнь, занимаясь любимым делом. К числу компаний на основе образа жизни относятся объединения инструкторов по лыжам, профессиональные ассоциации гольфа и туристических гидов. Данные организации не являются инновационными, для них не характерен быстрый рост. Обычно, компании на основе образа жизни продвигают определенный вид спорта, хобби или иной способ проведения свободно времени, в их штат входят сам собственник и небольшая группа сотрудников-единомышленников.
Предпринимательские компании выводят на рынок новые товары и услуги.Как ужеотмечалось выше, суть предпринимательства состоит в придании новым продуктам ценности и донесении их ценности до потребителей. В этом контексте понятие «ценность» включает в себя стоимость, значимость и полезность. Предпринимательские фирмы выводят на рынок новые товары и услуги за счет создания новых возможностей и их последующего выгодного использования. Такие компании, как «Google», «eBay» и «Apple», являются прославленными, очень удачными примерами предпринимательских компаний. Распознав новые возможности, компании данного типа создают товары и услуги, которые имеют денежную стоимость, значимы для потребителей и полезны для них, поскольку дают им возможности, которых у них ранее не было.