Качества успешного предпринимателя
Хотя предпринимателям принято приписывать самые разнообразные формы поведения, для успеха принципиальное значение имеет несколько общих качеств. Они характерны для основателей новых предприятий и активных сотрудников существующих компаний, приводятся на Рисунке 1 и обсуждаются ниже.
Любовь к своему делу. Первая характеристика,объединяющая успешныхпредпринимателей, это – любовь к собственному делу, как в рамках новой собственной компании, так и на своем месте в существующей компании. Обычно любовь к делу основывается на уверенности в том, что выполняемая работа способна улучшить жизнь людей.
Рисунок 1.Четыре основных качества успешных предпринимателей
Любовь к своему | Ориентация на | |
делу | продукт/потребителя | |
Успешный
Предприниматель
Упорство, не взирая на неудачи
Способность к реализации идеи
13 R. D. Ireland and J. W. Webb, "Strategic Entrepreneurship: Creating Competitive Advantage Through Streams of Innovation," Business Horizons, 50 (2007): 49-59;
Любовь к своему делу объясняет, почему люди оставляют насиженное место для организации собственной компании, и почему такие миллиардеры как Билл Гейтс из «Microsoft», Майкл Делл из «Dell Inc.», Ларри Пейдж и Сергей Брин из «Google» продолжают активно работать даже после того, как обрели финансовую стабильность. Они убеждены, что предлагаемые ими продукты и услуги в состоянии изменить жизнь людей и сделать мир комфортнее для жизни. Также этим объясняется, почему, несмотря на жесточайшую конкуренцию, вокруг столько успешных стартап-проектов. В рядовых компаниях трудно найти примеры того, чтобы владелец был готов к круглосуточной работе и полной отдаче в целях достижения успеха.
Сейчас самое время сделать небольшое замечание: любя свое дело, предприниматели должны снять розовые очки. Было бы ошибкой считать, что все, что нужно – это любовь к делу, а все остальное приложится. Энтузиазм относительно идей организации дела очень важен, но также важна адекватная оценка недостатков идей и связанных с ними рисков. Кроме того, предприниматели должны понимать, что наиболее удачные идеи возникают тогда, когда их стремления соответствуют их навыкам, и, кроме того, лежат в законной плоскости.
Ориентация на продукт/потребителя
Второе определяющее качество успешного предпринимателя – ориентация на продукт/потребителя. Данное качество поясняется Стивом Джобсом, сооснователем «Apple Inc.», который пишет: «Компьютер – это самый интересный инструмент из всех, которые создало человечество… однако еще важнее сделать так, чтобы он оказался в руках максимально возможного числа людей»14. Это заявление поясняет два наиболее важных элемента любого бизнеса – продукт и потребитель. Хотя крайне необходимо думать об управлении, маркетинге, финансах и прочих вещах, все они не имеют смысла, если у компании нет хороших продуктов, нужных потребителям.
Упорство, невзирая на неудачи
Поскольку предпринимателям обычно приходится пробовать что-то новое, процент неудач, сопряженных с такими попытками, достаточно высок. Кроме того, процесс организации нового дела чем-то напоминает работу ученого в экспериментальной лаборатории. Например, химику приходится пробовать различные комбинации компонентов, прежде чем он найдет их оптимальное сочетание. Аналогично, развитие новой бизнес-идеи может потребовать серии экспериментов, прежде чем будет достигнут успех. При этом неизбежны неудачи и откаты назад. Лакмусовой бумажкой, проверяющей качество предпринимателя, является его способность справляться с этими неудачами.
Способность к действию
Способность превращения хорошей идеи в реальный бизнес является ключевым признаком хорошего предпринимателя. Роб Адамс, глава «AV Labs», называет это свойство способностью к действию15. Во многих случаях способность к действию
14K. Farrell and L.C. Farrell, Entrepreneurial Age (New York, Allworth Press, 2001).
15 Adams, A Good Hard Kick in the Ass.
является основным фактором, определяющих успех начинаемого проекта, либо его провал. Древняя китайская мудрость гласит: «начать новое дело очень просто; очень трудно сделать так, чтобы дело началось».
Способность к эффективной реализации бизнес-идеи включает в себя разработку бизнес-модели, объединение новой команды, добычу начального капитала, налаживание партнерских отношений, управление финансами, руководство сотрудниками и их мотивацию, и т.д. Эффективная работа и достижение реального результата также предполагают способность к передаче знаний, творческие способности и развитое воображение.