Глава 4. Законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности
Возникшая из потребностей практики оценочная деятельность, развиваясь применительно к решению различных прикладных задач, прошла достаточно длительный путь своего становления и приобрела в рыночной экономике общепризнанный статус инструмента реализации гражданского оборота прав собственности физических и юридических лиц, связанного со всеми видами экономических активов. В условиях рыночной экономики стоимость объекта оценки отражает признаваемую рынком (потребителями) его полезность для будущей доходности.
Подход в оценочной деятельности с позиций рассмотрения объектов оценки как экономических активов, по нашему мнению, должен стать основополагающим и обратить внимание на существующие здесь проблемы. В практической оценочной деятельности, в конечном счете, мы все равно работаем с такими объектами оценки, как основные средства предприятий, запасы материальных оборотных средств, ценности, земля, ресурсы недр и др., не называя их напрямую экономическими активами.
Процедура оценки объекта в каждом конкретном случае, с одной стороны, не может быть жестоко регламентирована (стандартизирована) уже только по той причине, что, как правило, не существует двух полностью идентичных объектов оценки (если исключить случай оценки партии товаров непосредственно в момент их выпуска с предприятия). С другой стороны, необходимо иметь сопоставимые результаты оценки однородных по своим потребительским свойствам объектов. Это значит, что мы должны все же вводить определенные правила осуществления оценочной деятельности. Это необходимо и по причине того, что оценочная деятельность является одним из инструментов реализации гражданского оборота прав собственности и полный произвол в процедурах оценки недопустим. Сказанное приводит к тому, что мы должны все время искать «золотую середину» между учетом реальных особенностей объекта оценки и регламентацией (стандартизацией) самих правил проведения оценки. Последнее означает, что оценочная деятельность имеет существенную долю творческого начала и близка в определенной мере к искусству. Методы оценки весьма многообразны.
Не менее важными являются также вопросы сведения к разумному минимуму нормативного, правового и информационного обеспечения оценочной деятельности с последующей выработкой рекомендаций по их использованию на практике.
Во всех процедурах банкротства арбитражный управляющий для принятия обоснованного управленческого решения должен использовать результаты проведенной оценки, выполненной по его заказу, либо использовать данные уже проведенной оценки.
В программе подготовки арбитражных управляющих предусмотрен раздел «Оценка деятельность в арбитражном управлении».
Вопросам подготовки слушателей к экзаменам по данному разделу и посвящается данное учебное пособие.
4.1. Нормативно-правовая база оценочной деятельности
В процессе перехода к рыночным отношениям Россия вынуждена была решать нелегкую проблему формирования экономической системы, которая соответствовала бы новым условиям хозяйствования. Накопившиеся диспропорции, попытки быстрого реформирования экономической системы на основе прямого применения опыта зарубежных стран привели, в конечном итоге, к множеству проблем экономики в целом, которые в свою очередь повлекли за собой банкротства множества предприятий.
Преодоление финансового кризиса предприятия – достаточно сложная задача. В российских условиях ее сложность объективно повышается ввиду общей экономической нестабильности. В результате происходящих процессов появилась необходимость разработки и внедрения в практику новых форм и методов управления предприятиями. Применение таких методов должно было способствовать восстановлению финансово-экономического состояния предприятия, не допуская процедуры банкротства, или разработке и внедрению на кризисном предприятии стабилизационной программы в максимально короткие сроки. Именно этим целям и призвана была отвечать система антикризисного управления предприятием.
Одним из основных инструментов этой системы является оценка предприятия как способ получение точнейшей информации о стоимости кризисного предприятия.
Основная цельсоздания системы государственного регулированияоценочной деятельности – формирование условий функционирования данного сегмента рынка услуг:
• юридическое закрепление факта появления независимой оценки имущества как самостоятельного вида деятельности;
• установление прав и обязанностей участников оценки;
• обеспечение процедур включения этого вида деятельности в общую систему законодательной, исполнительной и судебной власти;
• гарантия выполнения общеобязательных требований, заложенных в стандарты оценки.
Основные инструменты государственного регулированияоценочной деятельности:
• разработка и принятие законодательных актов, регулирующих оценочную деятельность (формирование методологической базы оценки);
• взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;
• стандартизация оценочной деятельности (разработка стандартов и методических рекомендаций);
• согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков;
• контроль за осуществлением оценочной деятельности.
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, следует из Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции федерального закона№ 220 – ФЗ от 24.07.2007 г.:
– международных договоров РФ;
– нормативных правовых актов РФ.
Стандарты оценки:
• «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»;
• «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»;
• «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)».
Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
В соответствии со ст. 3 указанного закона «оценочная деятельность– это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости для целей совершенствования сделки с объектом оценки или для иных целей».
Стандартами оценочной деятельностиопределяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.
Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила саморегулируемых организаций оценщиков.
Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.
Стандарты оценки:
• раскрывают цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости и видов стоимости, отличных от рыночной;
• устанавливают требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам.
• определяют общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.
Необходимыми условиями для создания эффективно функционирующего рынка оценочных услуг являются разграничение соответствующих функций между ведомствами всех уровней государственного управления и четкая организация их исполнения. В соответствии с постановлением Правительства РФ уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в РФ С 01.01.2008 г. является Минэкономразвития России.
Проведение оценкиобъектов оценки является обязательнымв случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе:
• при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
• при использовании объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
• при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
• при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
• при передаче объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
• а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
• при национализации имущества;
• при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
• при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
• при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
• при проведении оценки объектов в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность.
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.
Для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо – оценщик представляет:
• документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
• справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
На сегодняшний момент еще одним важнейшим нововведением и краеугольным камнем всех споров последнего времени можно считать обоснование в Законе личной имущественной ответственности оценщика при осуществлении им оценочной деятельности.
Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием)убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, либо за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.
В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования, обеспечивающие эту ответственность об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности.
Саморегулируемая организациия оценщиков
Саморегулируемая организациия оценщиков – это некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.
Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиковявляется выполнение ею следующих требований:
• объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц, отвечающих установленным требованиям;
• наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в установленном размере;
• наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений;
• наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Саморегулируемая организация оценщиков вправе:
• представлять интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;
• оспаривать в судебном порядке акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и действия (бездействие) этих органов, нарушающие права и законные интересы всех или части своих членов.
Саморегулируемая организация оценщиков обязана:
1) соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;
2) формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами;
3) осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;
4) применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, в отношении своих членов;
5) отказать в принятии в члены саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
6) исключать из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;
7) вести реестр членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставлять информацию, содержащуюся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;
8) организовывать проведение профессиональной переподготовки оценщиков.
Саморегулируемая организация оценщиков обязана разместить на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в сети Интернет:
• учредительные документы;
• стандарты и правила оценочной деятельности, а также правила деловой и профессиональной этики;
• положения о коллегиальном органе управления саморегулируемой организации оценщиков, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков, об органе по рассмотрению дел о применении дисциплинарных взысканий в отношении членов этой организации, об иных органах и структурных подразделениях и информацию о составе таких органов и подразделений;
• реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, в том числе информацию о каждом ее члене (фамилию, имя, отчество; информацию, предназначенную для установления контакта; трудовой стаж, стаж оценочной деятельности; информацию о фактах применения дисциплинарных взысканий при ее наличии);
• список лиц, членство которых в саморегулируемой организации оценщиков прекращено;
• правила и условия приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, размер членских взносов и порядок их внесения, дополнительные требования к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности;
• информацию об отчетах своих членов;
• информацию о компенсационном фонде, в том числе информацию о денежной оценке компенсационного фонда, об инвестиционной декларации компенсационного фонда, о фактах обращения взысканий на компенсационный фонд;
• информацию об управляющей компании, с которой заключен договор о доверительном управлении компенсационным фондом (в том числе информацию о ее наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);
• информацию о специализированном депозитарии, с которым заключен депозитарный договор (в том числе информацию о его наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);
• информацию о договорах обязательного страхования ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков и информацию о страховщиках, с которыми заключены такие договоры (в том числе информацию об их наименованиях, о месте их нахождения, лицензиях и информацию, предназначенную для установления контакта);
• информацию о приобретении должностными лицами или работниками саморегулируемой организации оценщиков или их аффилированными лицами ценных бумаг, эмитентами которых или должниками по которым являются юридические лица, с которыми члены саморегулируемой организации оценщиков заключили трудовые договоры;
• информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации оценщиков;
• информацию о возникновении конфликта интересов между саморегулируемой организацией оценщиков и ее членами.
Состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и порядок ведения саморегулируемой организацией оценщиков этого реестра и размещения содержащейся в реестре информации в информационных системах общего пользования утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
На основании положений настоящего Федерального закона информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, предоставляется по запросам граждан, юридических лиц в порядке, определенном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. Срок предоставления такой информации не может превышать семи дней со дня поступления соответствующего запроса.
Саморегулируемая организация оценщиков обязана разработать и утвердить положение о раскрытии информации, в котором устанавливаются:
• порядок представления отчетности в саморегулируемую организацию оценщиков ее членами, объем содержания такой отчетности;
• объем публикуемой информации об отчетах членов саморегулируемой организации оценщиков;
• порядок предоставления информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, по запросам граждан и юридических лиц;
• иные не противоречащие настоящей статье требования.
Контроль за осуществлением оценочной деятельностичленами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней.
Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.
Внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.
Оценщик обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков в порядке, определяемом внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.
Саморегулируемая организация оценщиков, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Государственное регулированиеоценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ.
Функциями уполномоченных федеральных органов являются:
• выработка государственной политики в области оценочной деятельности;
• нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки;
• ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
• осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;
• обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельностив части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков – в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.
Национальным советом признается некоммерческая организация, которая создана саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрирована уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, и членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков.
Основными функциями Национального совета являются:
• обсуждение вопросов государственной политики в области оценочной деятельности;
• представление интересов саморегулируемых организаций оценщиков в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления;
• формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области оценочной деятельности;
• формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;
• защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций оценщиков;
• разработка федеральных стандартов оценки;
• осуществление предварительной экспертизы нормативных правовых актов РФ, регулирующих оценочную деятельность;
• рассмотрение проектов нормативных правовых актов РФ, регулирующих оценочную деятельность, и представление рекомендаций к их утверждению уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;
• рассмотрение образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области оценочной деятельности, и рекомендация таких программ к утверждению;
• разработка программ профессиональной переподготовки оценщиков;
• разработка рекомендаций о минимальном стаже оценщиков, сроке стажировки лиц, претендующих на членство в саморегулируемой организации оценщиков;
• создание общероссийского третейского суда в области оценочной деятельности;
• рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций оценщиков, потребителей услуг в области оценочной деятельности, оценщиков.
Договорные отношения в оценочной деятельности
В соответствии со ст. 10 Закона – Договор на проведение оценкизаключается в простой письменной форме и содержит:
• объект оценки;
• вид стоимости имущества (способ оценки);
• размер денежного вознаграждения за проведение оценки;
• сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с настоящим Федеральным законом;
• наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;
• указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;
• указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и ст. 24.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.
Неотъемлемой частью Договора становится новый документ Задание на оценку, который должен содержать следующую информацию:
а) объект оценки;
б) имущественные права на объект оценки;
в) цель оценки;
г) предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения;
д) вид стоимости;
е) дата оценки;
ж) срок проведения оценки;
з) допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.
Оба документа подписываются Исполнителем и Заказчиком работ на оценку.
Объект оценки
К объектам оценкиотносятся:
• отдельные материальные объекты (вещи);
• совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
• право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
• права требования, обязательства (долги);
• работы, услуги, информация;
• иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Вид стоимости
В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)» обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:
• рыночная стоимость;
• инвестиционная стоимость;
• ликвидационная стоимость;
• кадастровая стоимость.
Инвестиционная стоимость– при определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.
Ликвидационная стоимость– при определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.
Кадастровая стоимость– при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Под рыночной стоимостью объекта оценкипонимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
• одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
• стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
• объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектовоценки;
• цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
• платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Существуют две полярные точки зрения – одни арбитражные управляющие, юристы и оценщики стоят за то, чтобы во всех процедурах банкротства рассчитывалась только рыночная стоимость, другие говорят: – ''Прочтите внимательно определение рыночной стоимости и вы увидите, что это определение противоречит самому понятию несостоятельности – в рамках банкротных процедур необходимо рассчитывать ликвидационную стоимость, т.е. рыночную стоимость, скорректированную на величину ликвидационной скидки.''
Основой возникновения ликвидационной стоимости является наличие чрезвычайных или условно чрезвычайных обстоятельств, приводящих к нарушению рыночных факторов. К таким обстоятельствам относится фактор ограниченности времени продажи и фактор вынужденности продажи.
Согласно международным стандартам оценки «Ликвидационная стоимость или стоимость при вынужденной продаже есть расчетная величина, равная денежной сумме, которая может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткиедля проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости (РС), при условии, что покупатель информирован о затрудненияхпродавца» (п. 3.10. МСО – 2. Международные стандарты оценки).
Именно такие условия и обстоятельства чаще всего складываются при оценке имущества предприятия-банкрота в ситуации конкурсного производства.
Целью процедуры конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация несостоятельного предприятия. Таким образом, конкурсное производство есть ликвидационная процедура. А продажа имущества в рамках такой процедуры – вынужденная продажа, ограниченная фактором времени.
По мнению одного из основоположников теории оценки профессора Шеннона Пратта, именно ликвидационную стоимость рассчитывает оценщик, считая чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов. (Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа», РОО, 1995 г.)
Однако в новых стандартах, где приводятся случаи определения рыночной стоимости? теперь четко оговорено, что рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях:
• при изъятии имущества для государственных нужд;
• при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;
• при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;
• при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал;
• при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;
• при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.
Арбитражный управляющий может в Задании на оценку прописать определение оценщиком как рыночной, так и ликвидационной стоимости, но продажа активов будет осуществляться по рыночной стоимости. Тем не менее многие арбитражные управляющие, банки, страховые компании просят рассчитывать в отчете и рыночную, и ликвидационную стоимость оцениваемого имущества.
В общем виде ликвидационная стоимость может быть рассчитана двумя методами:
– Прямой метод основывается исключительно на сравнительном подходе. Применение данного метода реализуется либо путем прямого сравнения с аналогами, либо через статистическое моделирование (корреляционно-регрессионный анализ). Однако информация о ценах сделок в условиях вынужденной продажи труднодоступна, что обуславливает крайнюю ограниченность возможности применения данного метода. Хотя в случае наличия необходимой информации он обладает высокой степенью объективности.
– Косвенный метод (о нем мы уже упоминали выше) основывается на расчете ликвидационной стоимости объекта исходя из величины его рыночной стоимости. Схема расчета ликвидационной стоимости объекта имущества при использовании косвенного метода выглядит следующим образом:
Рыночная стоимость объекта – ликвидационная скидка
На сегодняшний момент существует множество очень интересных методик расчета ликвидационной скидки, позволяющих учесть и вынужденность продажи, и сокращенный срок экспозиции, и информированность покупателя о затруднениях продавца.
Требования, предъявляемые к отчету по оценке
Надлежащим исполнением договора об оценке объекта оценки является своевременное составление и передача оценщиком заказчику составленного в письменной форме с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности отчета об оценкеобъекта оценки.
Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны б