Глава 2. Законодательство Российской

Федерации о банкротстве

2.1. Становление и развитие законодательства

Российской Федерации о несостоятельности

(банкротстве)

Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнару­жить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личност­ный характер: «...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов». В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоря­жение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но тем не менее это не избавляло его от личной долговой расправы.

В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в «Русской Правде» (XI – XII вв.). Так, например, ст. 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на «торгу», но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установ­ленными правилами.

Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содер­жится только в Соборном уложении 1649 г., хотя и оно практически по­вторяет то, что было заложено в «Русской правде».

Переломным моментом в регулировании отношений несостоятель­ности стал XVIII век. Именно в этот период создается большое коли­чество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 г. изданием Устава о банкротах.

Устав, состоящий из двух частей: ''Для купцов и другого звания тор­говых людей, имеющих право обязываться векселями'' и ''Для дворян и чиновников'', выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосто­рожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недей­ствительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламенти­ровал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недо­статки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав».

Устав о банкротах 1832 г. четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 г.

После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было вве­дено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

28 ноября 1927 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский про­цессуальный кодекс был дополнен гл. 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических». Согласно этому Декрету дела рассма­тривались в исковом порядке. Устанавливался срок один год с момен­та принятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего, государствен­ные учреждения взяли на себя исполнение этих функций. Законодатель­ство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существова­ние института несостоятельности несовместимо с монополией государ­ственной собственности и развитием плановых начал в экономике.

В условиях существующей рыночной экономики, когда едва ощутимые подъемы сменяются обвальными кризисами, новое для российского субъекта экономики слово «банкротство» перестало «резать уши», а цифры об обанкротившихся предприятиях и банках все чаще стали фигурировать в средствах массовой информации. Естественно, что перед российским законодателем встал вопрос о создании специальных нормативных актах, регулирующих процеду­ры банкротства. Помимо ответственности в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основа­ми гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должни­ка несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществле­ния принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного ре­зультата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 г. и введенный в действие с 1 марта 1993 г. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Основная цель включенного в 1992 г. в российское право ин­ститута несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

Наши рекомендации