Налогообложение в общем порядке

ПБОЮЛ уплачивает:

1) с доходов от видов деятельности, включенных в свидетельство о регистрации – НДС, акциз, подоходный налог, единый социальный налог, ЕСН и налог с доходов наемных работников, ряд других налогов(на иму­щество физлиц, сбор за открытие игорного бизнеса, др.);

2) с других доходов – подоходный налог в общеустановленном по­рядке.

Налогообложение взиманием единого налога

на вмененный доход (переход обязателен)

ПБОЮЛ уплачивает:

1) по видам деятельности, включенным в патент:

• уплачивается налог по ставке 20 % с суммы вмененного дохода, который рассчитывается по формуле, установленной Письмом Прави­тельства РФ от 01.09.98 г., исходя из вида осуществляемой деятельности,

• не уплачиваются – НДС, акциз, налог на прибыль, налог на иму­щество, ЕСН и др.,

• сегодня, для ряда видов деятельности (розничная торговля, ау­дит, бытовые услуги, общепит, транспортные услуги и др.) в тех регио­нах, где актами местных законодательных органов введен единый налог (Московская область), налогообложение путем уплаты единого налога на вмененный доход обязательно;

2) по другим доходам – подоходный налог в общеустановленном порядке.

Налогообложение по упрощенной системе

(переход добровольный до 30.11)

ПБОЮЛ уплачивает:

1) по видам деятельности, включенным в свидетельство о реги­страции ПБОЮЛ,

• налог с доходов по ставке 6% или 15 % с суммы превышения доходов над расходами (документально подтвержденными затратами на приобретение основных средств, командировками, ремонт основных средств, оплата труда, НДС по приобретенным тмц и др.),

• не уплачиваются – НДС (кроме уплачиваемого на таможне), на­лог на прибыль, налог с продаж, налог на имущество, ЕСН (кроме части на обязательное страхование) как с дохода ПБОЮЛ, так и с выплат на­емным работникам,

• остальные налоги – в общеустановленном порядке;

2) с других доходов – налог с дохода физического лица в общем порядке.

Налог на доходы физических лиц

Плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) призна­ются физические лица – налоговые резиденты РФ, а также не являющи­еся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Удержания из заработной платы работников организации подраз­деляются на осуществляемые по инициативе работодателя либо самого работника и обязательные. Основным видом обязательных удержаний является налог на доходы физических лиц.

Рассчитывается и уплачивается этот налог налоговыми агентами – ор­ганизациями и индивидуальными предпринимателями, которые выплачи­вают доходы физическим лицам. Согласно положениям гл. 23 НК РФ несмотря на то что налоговым периодом по НДФЛ является календарный год, при каждой выплате работнику заработной платы (или иных доходов ) необходимо удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет.

Обратите внимание: при выплате денежных средств физическому лицу – индивидуальному предпринимателю обязанность удержания НДФЛ зависит от вида договора, в соответствии с которым они вы­плачиваются: по гражданско-правовому договору (например, договору поставки) обязанности удерживать НДФЛ у организации не возникает, поскольку на основании п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае организация не является налоговым агентом. А по трудовому договору исчисление и удержание НДФЛ производится в общем порядке.

Объектом обложения НДФЛ признаются доходы определенные ст. 208 НК РФ. Основными видами налогооблагаемых доходов, помимо вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, вы­полненную работу, оказанную услугу являются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации недвижимости, пен­сии (за исключением трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению) и стипендии, полученные в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, на основании ст. 217 НК РФ налогом облагаются:

• суммы компенсаций (например, командировочных расходов, за использование личного автотранспорта в служебных целях), выплачи­ваемые сверх установленных законодательством норм при условии, что коллективным договором не установлено иное;

• стоимость полученных за налоговый период подарков, превы­шающая 4000 руб.

Датой фактического получения дохода признаются: день выплаты дохода, в том числе его перечисления на счет физического лица в банке (при получении доходов в денежной форме) либо день получения дохо­дов в натуральной форме.

• стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб., облагается по ставке 35%;

• доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидента­ми, – 30%;

• доходы от долевого участия в деятельности организаций, полу­ченные в виде дивидендов, – 9%;

• все виды доходов при условии, что ст. 224 НК РФ не установлено иное (в том числе заработная плата, надбавки и доплаты, премии) – 13%.

Со всех полученных в течение налогового периода доходов (дивиден­дов, процентов по вкладам, страховым выплатам, пенсиям, пособиям и др.) в денежной и натуральной (товарно-мматериальные ценности, рабо­ты, услуги, блага и др.) форме, кроме удерживаемого у источника выплат сумм налога. В базу налогообложения также включаются суммы матери­альной выгоды:

• от экономии на процентах за пользование заемными средствами;

• от приобретения товаров по цене ниже рыночной;

• от приобретения ценных бумаг.

Стандартные налоговые вычеты– по 600 руб. на ребенка или ижди­венца, от 400 руб. до 3000 руб. на каждого постоянного работника.

Социальные налоговые вычеты– до 25% дохода с направленных на благотворительность сумм, по 50 000 руб. в год за свое обучение и за обучение каждого ребенка.

Имущественные налоговые вычеты– при реализации недвижи­мости на 1 млн. руб. или при владении более, чем в течение 5-ти лет на 100% доходов; при реализации другого имущества – на 125 тыс.руб. или при владении более чем в течение пяти лет на 100% доходов.

Профессиональные налоговые вычеты– на суммы документаль­но подтвержденных и экономически связанных с предпринимательской деятельностью расходов, в отсутствие документов расходы принимают­ся на уменьшение дохода в установленном соотношении к доходу (про­изведения искусства – 20%).

Контроль за расходами физических лиц

Цель налогового контроля – установление соответствия круп­ных расходов физических лиц его доходам.

Налоговому контролюподлежат расходы граждан России, приоб­ретших в собственность имущество (недвижимое имущество, механи­ческие транспортные средства, акции и иные ценные бумаги, культур­ные ценности, золото в слитках).

Даже если Вы не представили в налоговые органысведения о Ваших крупных расходах и всех полученных доходах, то органы, осу­ществляющие регистрацию сделок с недвижимостью, нотариусы и т.п. в течение 15 дней должны уведомить налоговые органы о фактах ре­гистрации и заверения сделок, зарегистрированных ими. Помимо этого структуры, осуществляющие учет недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговые органы в течение 10 дней после регистрации о недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистриро­ванных в этих органах.

Таким образом, после совершения сделки налоговые органы будут иметь сведения, подлежащие налоговому учету.

В случае, если произведенные расходы превышают доходы, за­явленные физическимлицом в его декларации за предыдущий нало­говыйпериод, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физическоголица, то ими составляется акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направляется физическому лицу тре­бование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в налоговыйорган по месту жительства. Налоговыйпериод – это календарный год.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

С 1 января 2010 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование устанавливаются на основании:

• Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212 – ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования»;

• Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167 – ФЗ «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральным законом № 212 – ФЗ с 01.01.2010 вводятся страховые взносы, которые будут уплачиваться в государственные внебюджетные фонды.

Ст. 3 Федерального закона № 212 – ФЗ контроль за правильностью ис­числения, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в госу­дарственные внебюджетные фонды возложен на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страхо­вых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обяза­тельное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ (далее органы контроля за уплатой страховых взносов).

В соответствии с п/п 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 212 – ФЗ плательщики страховых взносов вправе получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме) о законодательстве РФ о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, а также получать фор­мы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъ­яснения о порядке их заполнения.

Согласно п/п 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 212 – ФЗ платель­щики страховых взносов вправе получать от федерального органа ис­полнительной власти, осуществляющего функции по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства РФ о страховых взносах.

На основании п. 1 ст. 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, социального страхования, является Мини­стерство здравоохранения и социального развития РФ.

Тарифы страховых взносов

В 2010 г. тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: в ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26%.

Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 г. рождения и старше все 20 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 г. рождения и младше на страховую часть пойдет 14%, и на нако­пительную – 6%.

Кроме того, в 2010 г. будут применяться пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой эко­номической зоны и для налогоплательщиков ЕСХН.

Начиная с 2011 г.тарифы страховых взносов возрастут и бу­дут составлять: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1 % и в ТФОМС – 3%. Суммарная ставка достигнет 34%.

Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 г. рождения и старше все 26 процентов пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 г. рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на накопительную – 6%.

В период с 2011 г. по 2014 г.включительно будут действовать по­ниженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.

Начиная с 2015 г.все льготные тарифы отменяются.

Уплата взносов

В отличие от единого социального налога, страховые взносы нужно начислять и уплачивать отдельно в каждый внебюджетный фонд. В общей сложности бухгалтеру нужно оформить четыре платежных поручения: в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС, – и указать в каждом соответствую­щий счет федерального казначейства. Перечислить деньги нужно не позд­нее 15-го числа месяца, следующего за отработанным. Если в платежке стоит неправильный номер счета Федерального казначейства, КБК или наименование банка-получателя и это привело к неверному зачислению денег, то обязанность по уплате взносов не считается выполненной. За не­своевременное перечисление взносов фонда начисляют пени.

Обособленные подразделения платят взносы по тем же правилам, что и единый соцналог. Если подразделение открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс и начисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов и предоставлению от­четности. При этом сумма взносов перечисляется по местонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.

Переплату по страховым взносам можно зачесть или вернуть. Для этого бухгалтер должен написать заявление в течение трех лет со дня перечисления. При этом зачесть переплату можно только в счет будущих платежей или недоимки по этому же фонду. Так, не получится зачесть взносы, излишне уплаченные, например, в ПФР, в счет недоимки по пла­тежам в Фонд социального страхования.

Государственная пошлина

Под государственной пошлинойпонимается установленный зако­ном обязательный и действующий на всей территории Российской Фе­дерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых дей­ствий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

В отличие от налогов, государственная пошлина имеет индивиду­ально возмездный характер. Обязанность по уплате пошлины возникает в связи с предоставлением определенных услуг юридического характера со стороны различных органов и учреждений.

Пошлины, денежные сборы, взимаемые соответствующими госу­дарственными органами при выполнении ими определенных функций в суммах, предусмотренных законодательством данной страны. Наи­более распространены регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу го­сударства товаров взыскиваются пошлины таможенные. В средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение су­дебных процессов и выполнение др. функций.

В современных капиталистических странах, подобно налогам, по­шлины имеют обязательный, публично-правовой характер. Но, в отли­чие от них – взимаются не со всех граждан, а только с тех, кто вступает в определенные хозяйственно-правовые взаимоотношения между собой или с государственными органами. Примером могут служить гербовые печати, применяемые при оформлении договора купли-продажи или документов по наследованию недвижимого имущества. Некоторые виды пощлин связаны с определенными услугами, оказываемыми государственными учреждени­ями, например регистрацией актов перехода собственности, охраной прав. В капиталистических странах, как правило, ставки пошлин превышают стоимость оказываемых услуг. Разница ложится налоговым бременем на граждан страны, главным образом менее обеспеченных. Так, при передаче крупных имуществ пошлины устанавливаются в небольшом проценте к их стоимости, а при таких же операциях с мелкими ценностями ставки значи­тельно повышаются.

Таможенные пошлины

Таможенные пошлиныотносятся к числу налогов на потребление.

Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутрен­него рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инстру­ментом государственной экономической политики. Они должны уравни­вать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений. Для экономиче­ски развитых стран фискальное значение этих пошлин ничтожно и пред­ставляется историческим анахронизмом.

Плательщиками таможенной пошлины являются декларанты, т.е. четыре лица, перемещающие через таможенную границу товары и/или заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляющие то­вары для целей таможенного оформления. В качестве декларанта может выступать не только лицо, непосредственно перемещающее товары, но и таможенный брокер (посредник).

В целях эффективного развития внешнеэкономических отношений при соблюдении интересов страны производится таможенное регулиро­вание, основанное на единой таможенной политике в России.

При пересечении таможенной границы взимается таможенная по­шлина.

1.11. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209 – ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства

в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникаю­щие между юридическими лицами, физическими лицами, органами госу­дарственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоу­правления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринима­тельства, виды и формы такой поддержки.

Нормативное правовое регулирование развития малого

и среднего предпринимательства в РФ

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в РФ основывается на Конституции РФ и осу­ществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми ак­тами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основные понятия, используемые

в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следую­щие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствую­щие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микро­предприятиям, и средним предприятиям;

2) федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные правовые акты Правительства РФ, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на до­стижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъ­ектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в РФ, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответствен­ных за реализацию указанных мероприятий;

3) региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные правовые акты органов государ­ственной власти субъектов РФ, в которых определяются перечни меро­приятий, направленных на достижение целей государственной полити­ки в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринима­тельства, и осуществляемых в субъектах РФ, с указанием объема и ис­точников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

4) муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные правовые акты органов местного са­моуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направлен­ных на достижение целей в области развития малого и среднего предприни­мательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реали­зацию указанных мероприятий;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – поддержка) – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного само­управления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными про­граммами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потре­бительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индиви­дуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивиду­альные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соот­ветствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, ино­странных граждан, общественных и религиозных организаций (объеди­нений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна пре­вышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим ли­цам, не являющимся субъектами малого и среднего предприниматель­ства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календар­ный год не должна превышать следующие предельные значения сред­ней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествую­щий календарный год не должна превышать предельные значения, уста­новленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.12. Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015 –1

«Об организации страхового дела в

Российской Федерации»

Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государствен­ного регулирования страховой деятельности.

Отношения в области страхования регулируются также другими ак­тами законодательства РФ, принимаемыми на основе настоящего Закона.

Действие настоящего Закона не распространяется на государствен­ное социальное страхование.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхо­вания, определяющие общие условия и порядок его проведения, уста­навливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положени­ями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования опреде­ляются соответствующими законами РФ.

Объектами страхования могут быть не противоречащие законода­тельству РФ имущественные интересы:

• связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенси­онным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

• связанные с владением, пользованием, распоряжением имуще­ством (имущественное страхование);

• связанные с возмещением страхователем причиненного им вре­да личности или имуществу физического лица, а также вреда, причинен­ного юридическому лицу (страхование ответственности).

Страхование расположенных на территории РФ имущественных ин­тересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц – резидентов РФ может осуществляться только юридическими лицами, имеющими ли­цензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

Положения о страховании в ГК РФ

Страхование представляет собой отношения по защите имуществен­ных интересов физических и юридических лиц при наступлении опреде­ленных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, форми­руемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Отношения страхования регулируются ГК РФ и Законом 1992 г. «Об ор­ганизации страхового дела в Российской Федерации».

Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного госу­дарственного страхования. Договор страхования может быть заключен путем составления договора либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщи­ком условиях подтверждается принятием от страховщика документов.

Стороны договора страхования:

1. Страховщик – организация любой организационно-правовой формы, имеющая лицензию на право осуществления требуемого вида страхования. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово – посредническая и банков­ская деятельность.

2. Страхователь – юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившие со страховщиком договоры страхования либо явля­ющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе заключать договоры страхования третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц). Страхователи вправе назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступле­ния страхового случая.

Существенные условия договора страхования:

1) об определенном имуществе либо ином имущественном интере­се, являющемся объектом страхования (в имущественном страховании) или о застрахованном лице (при личном страховании);

2) о характере события, на случай наступления которого осущест­вляется страхование (страхового случая), в том числе события в жизни застрахованного лица;

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

Формы страхования:

1) добровольное страхование– на основе публичного договора между страхователем и страховщиком, правила добровольного страхо­вания, определяющие общие условия и порядок его проведения, уста­навливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с законода­тельством;

2) обязательное страхование– осуществляется в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования опре­деляются соответствующими законами РФ.

Объекты страхования– не противоречащие законодательству Рос­сийской Федерации имущественные интересы, связанные с:

• жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспече­нием страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

• владением, пользованием, распоряжением имуществом (имуще­ственное страхование);

• возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юриди­ческому лицу (страхование ответственности).

Не допускается страхование (признается ничтожным):

• противоправных интересов;

• убытков от участия в играх, лотереях и пари;

• расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

1.13. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей при

осуществлении государственного контроля

(надзора) и муниципального контроля»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), му­ниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, ин­дивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осущест­вление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осущест­вление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществле­ние государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муници­пального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие по­рядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприя­тиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также органы государствен­ного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юриди­ческих лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муни­ципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового кон­троля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неин­фекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на произ­водстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Особенности организации и проведения проверок при осуществле­нии таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, государственного контроля (надзора) за дея­тельностью саморегулируемых организаций, лицензионного контроля, государственного контроля и надзора в области обеспечения транспорт­ной безопасности, государственного строительного надзора, контроля и государственного надзора в области связи, контроля в области обраще­ния и защиты информации, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны, контроля за оборотом оружия, контроля за оборо­том наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в области обеспече­ния безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, государственного контроля и надзора за промышленной без­опасностью, надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, при­меняются правила международного договора РФ.

1.14. Трудовой Кодекс Российской Федерации

Целями трудового законодательства являются установление госу­дарственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благо­приятных условий труда, защита прав и интересов работников и работо­дателей.

Основными задачами трудового законодательства являются соз­дание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов госу­дарства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

• организации труда и управлению трудом;

• трудоустройству у данного работодателя;

• профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

• социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

• участию работников и профессиональных союзов в установле­нии условий труда и применении трудового законодательства в преду­смотренных законом случаях;

• материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

• надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

• разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования

трудовых отношений и иных непосредственно

связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

• свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться сво­ими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

• запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

• защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

• обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопас­ности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего време­ни, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих празд­ничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

• равенство прав и возможностей работников;

• обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечиваю­щей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом мин

Наши рекомендации