Формирование корпоративной культуры и социальная ответственность бизнеса
Отличительный признак | Вид корпоративной культуры (КК) | Описание | Преимущества | Недостатки |
1.Преобладающий стиль управления организацией | 1.1.Авторитарная (директивная) КК | |||
1.2.Либеральная (попустительская) КК | ||||
1.3.Демократическая (коллегиальная) КК | ||||
2.Уровень стабильности (устойчивости) КК | 2.1.Стабильная КК | |||
2.2.Нестабильная КК | ||||
3.Степень соответствия личных и общественных интересов организации | 3.1.Интегрированная КК (высокая степень соответствия) | |||
3.2.Дезинтегрированная КК (низкая степень соответствия) | ||||
4.Общая направленность доминирующих в организации ценностей | 4.1.Личностно ориентированная КК | |||
4.2.Функционально ориентированная КК |
− Таблица.Типология корпоративной культуры(по Джеффри Зонненфельду)
Тип КК | Описание КК |
1. Бейсбольная команда | |
2. Клубная культура | |
3. Академическая культура | |
4. Оборонная культура |
− Таблица Типы корпоративной культуры
Тип КК | Описание КК | Основной фокус внимания руководства | Плюсы данного вида КК | Риски данного вида КК |
1.Благотворительная организация | ||||
2. Добровольное рабство | ||||
3. Семья | ||||
4. Тюрьма строгого режима | ||||
5. Коллектив единомышленников |
− Определение миссии организации. Диагностику корпоративной культуры организации следует начинать с определения его миссии. Под ней подразумевается основное предназначение организации, социальная роль, цель создания и самого существования организации. Первым это помогает ощутить значимость своей деятельности для общества, несмотря на небольшие размеры и скромные возможности. Вторые благодаря этому могут сплотиться и увидеть общий смысл и конечные результаты своего труда за отдельными раздробленными процессами, протекающими в каждом структурном подразделении.
− Для определения миссии организации необходимо ответить на ряд вопросов:
− 1. Каковы предназначение и роль данного вида организации в современном обществе и в масштабах всей отрасли?
− 2. Каковы предназначение и роль конкретной организации для местного сообщества?
− 3. Каковы принципиальные отличия этой организации от других подобных ему организаций, функционирующих на одной территории?
− 4. Кто является основными потребителями организации, каковы их потребности и ожидания от его посещения?
Таблица Корректировка элементов корпоративной культуры (пример)
Элемент КК | Что имеем | Чего ожидаем | Необходимые корректирующие мероприятия |
Логотип организации | Отсутствует | Создание логотипа, в полной мере отражающего социальную миссию организации и прочно ассоциирующегося с ней в сознании общественности | 1) Создание инициативной группы по разработке логотипа организации; 2) проведение мозговых штурмов среди сотрудников всех отделов; 3) выбор наиболее интересных набросков после коллективного обсуждения; 4) передача эскизов дизайнерской фирме для окончательной доработки; 5) нанесение готового логотипа на рабочие визитки, бейджи сотрудников, сенсорные киоски, буклеты, пресс-релизы, рекламные плакаты, сайт, на видное место у входа в учреждение |
− На практике покажите ключевые аспекты корпоративного управления.
− Проанализируйте, что гласят принципы структуры управления исходя из того, что интересам корпорации отвечает признание интересов заинтересованных лиц и их вклада в долгосрочный успех корпорации.
− Рассмотрите основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности
− Три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций.
− Структура отчета GRI на примере корпоративной структуры организации
− Основные показатели практики в области использования рабочей силы и обеспечения достойных условий труда на примере корпоративной структуры организации
2. Классификация функциональных обязанностей членов комитета по социальной ответственности в совете директоров
− Проанализировать схему аккумулирования и распределения ресурсов.
− Выделить один из двух путей развития корпоративной социальной ответственности бизнеса при условии, что государство, постепенно снимает с себя часть социальной ответственности.
− Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
− Проанализировать возможности проявления социальной ответственности и последствия, к которым она ведет.
− Проанализировать развитие социальной ответственности бизнеса в России
− Выделить влияние на деятельности компаний социально ответственного бизнеса.
− Инструменты реализации социальных программ
− 1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.)
− 2. Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников
− 3. Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса
− 4. Корпоративное спонсорство — предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы
− 5. Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности
− 6. Социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества
− 7. Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании
− 8. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.