Анализ эффективности деятельности предприятия
Целью анализа является поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) определение направлений анализа эффективности деятельности предприятия;
2) расчет показателей эффективности по выявленным направлениям;
3) оценка взаимосвязи и взаимозависимости показателей эффективности деятельности предприятия.
Основные направления анализа
Эффективности деятельности предприятия
Эффективность деятельности предприятия в целом является результатом эффективного хозяйствования по всем направлениям, видам, этапам, формам этой деятельности. Она выражается целой системой относительных показателей, точный перечень которых составить достаточно сложно и трудоемко.
Для того, чтобы упорядочить этот перечень, необходима классификация видов оценки эффективности и выявление основных принципов формирования показателей эффективности.
Классификация видов оценки эффективности:
1) по этапам (стадиям) воспроизводственного процесса:
- эффективность снабжения;
- эффективность производства;
- эффективность результатов производства.
2) по видам деятельности:
- эффективность основной деятельности;
- эффективность финансовой деятельности;
- эффективность инвестиционной деятельности.
3) по результатом деятельности предприятия, используемым в расчете показателей эффективности:
- эффективность, рассчитанная по показателям прибыли (рентабельность);
- эффективность, рассчитанная по показателям объема производства и выручки (деловая активность).
4) по объектам оценки эффективности:
- эффективность использования ресурсов предприятия;
- эффективность затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
- эффективность использования капитала;
- эффективность инвестиций;
- эффективность видов деятельности;
- эффективность управления и организации, и т.д.
Все классификации связаны между собой, поэтому, выбрав одну из классификаций за основу, мы неизбежно рассмотрим и все элементы других классификаций. В качестве такой базовой классификации возьмем классификацию под номером 3. Её выбор обусловлен тем, что она в наибольшей степени выражает сущность показателей эффективности - сопоставление результатов и затрат.
Показатели рентабельности и деловой активности
Показатели рентабельности
Основные принципы их формирования:
- использование в числителе показателей прибыли (прибыли от продаж, прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, прибыли до налогообложения, чистой (нераспределенной) прибыли).
- использование в знаменателе того объекта оценки, эффективность использования которого необходимо определить. При этом название показателя рентабельности соответствует названию объекта оценки. Например, показатель рентабельности, в знаменателе которого стоит собственный капитал, будет называться показателем рентабельности собственного капитала. Исключение составляют два показателя - рентабельность продаж и рентабельность продукции.
- обеспечение соответствия показателей в числителе и знаменателе. Чем в большей степени объект оценки охватывает деятельность предприятия, тем больше количество факторов, влияющих на прибыль должно учитываться при её выборе. Например, при оценке эффективности основной деятельности используется прибыль от продаж, а при оценке эффективности использования капитала предприятия - прибыль до налогообложения или чистая (нераспределенная) прибыль. Исключения допускаются при проведении факторного анализа.
Кроме того, т.к. прибыль - это показатель за период, то и значение объекта оценки (например, основных средств, имущества, капитала и т.д.) должно быть средним за период (среднегодовая стоимость основных средств, средняя за период величина имущества и капитала и т.д.).
- все показатели рентабельности выражаются в процентах.
Использование данных принципов позволяет моделировать показатели рентабельности и формировать факторные модели.
Рассмотрим в качестве примера некоторые показатели рентабельности, используя классификацию видов оценки эффективности под номером 4:
1) рентабельность ресурсов предприятия:
- рентабельность отдельных видов ресурсов рассчитана в теме 3 (формулы (3.12), (3.13), (3.35), (3.49), (3.50), (3.51), (3.52), (3.53);
- рентабельность производственных фондов (отношение прибыли от продаж (ф. №2) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ф. №1, стр. 120) и оборотных производственных фондов (ф. №1);
- рентабельность средств, авансированных в производственные ресурсы (отношение прибыли от продаж (ф. №2) к среднегодовой стоимости основных производственных ресурсов (производственных фондов и фонда оплаты труда в части, включенной в себестоимость реализованной за год продукции)).
2) рентабельность затрат на производство и реализацию продукции (работ. услуг):
- рентабельность продукции (формула (5.7));
- рентабельность материальных затрат (формула (3.35));
- рентабельность затрат на оплату труда (рентабельность затрат на оплату труда рабочих и всего ППП);
- рентабельность других затрат в соответствии со статьями калькуляции.
3) рентабельность имущества предприятия (расчет с использованием балансовых данных и данных формы №2):
- рентабельность всего имущества (отношение чистой прибыли (ф. №2) к среднегодовой величине имущества (ф. №1, стр. 300)).
- рентабельность отдельных элементов имущества (внеоборотных и оборотных активов).
4) рентабельность капитала предприятия:
- рентабельность всего капитала (отношение чистой прибыли (ф. №2) к среднегодовой величине капитала предприятия (ф. №1, стр. 700));
- рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли (ф. №2) к величине собственного капитала (ф. №1, стр. 490)).
5) рентабельность инвестиций:
- рентабельность инвестиций (отношение чистой прибыли (ф. №2) к среднегодовой сумме собственного (ф. №1, стр. 490) и долгосрочного заемного капитала (ф. №1, стр. 590));
- рентабельность финансовых инвестиций (отношение доходов от финансового инвестирования (ф. №2) к среднегодовой величине долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (ф. №1, стр. 140, 250));
6) рентабельность продукции:
- рентабельность всей проданной продукции (отношение прибыли от продаж (ф. №2) к полной себестоимости проданной продукции (ф. №2). Данный показатель называют также рентабельностью основный деятельностью (см. формулу 5.7);
- рентабельность i-го вида продукции (рассчитывается по аналогии с предыдущим показателем, но данные для расчета берутся по единице продукции);
7) рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (по всей продукции (ф. №2) или i-ому виду) к выручке-нетто от продажи (всей продукции (ф. №2) или i-го вида продукции)).
Выручка-нетто от продажи i-го вида продукции равна оптовой цене этого вида продукции.