Направления снижения рисковых ситуаций
На основе проведенного анализа предлагаются следующие пути совершенствования стратегического планирования:
1) В основу стратегического управления предприятия положена его миссия, состоящая в наиболее полном удовлетворении потребностей населения. Она дополняется такими стратегическими установками, как «обеспечение роста компании на базе взаимовыгодных отношений между фирмой и потребителями», «получение прибыли на основе служения обществу», «учет экономических интересов акционеров, фирм-поставщиков и посредников», «честная конкуренция на рынке» и «широкое участие персонала в управлении».
2) Необходимо сформулировать важнейшие целевые ориентиры стратегического планирования. Они включают: темп роста объемов производства и продаж, повышение нормы прибыли на единицу объема последних и расширение доли компании на рынке.
3) Необходимо реализовать принципы «скользящего» планирования и взаимосвязи долгосрочных (пятилетних), среднесрочных (двухлетних), годовых и оперативных планов.
4) Маркетинговые (сбытовые) функции в организационном отношении должны быть четко обособлены от функции производственных подразделений.
5) Система планирования на предприятии состоит в том, чтобы долгосрочный и среднесрочный планы составляли основу подготовки производственных программ на ближайший год и полугодие. Эти программы разрабатываются управляющими отделов и представляются на особо тщательное рассмотрение высшему руководству. Главные организационно-технологические элементы алгоритма сопряжения стратегических и годовых планов предприятия сводятся к следующему:
- провозглашение директором в начале каждого года стратегии предприятия в присутствии всех управляющих отделов.
- доведение целевых плановых ориентиров до подразделений в виде заданий высшего руководства по объемам производства и продаж, лимитам затрат, в том числе по заработной плате.
- самостоятельное определение управляющими отделов плановой политики последних, нацеленной на реализацию полученных «сверху» целевых заданий.
- подготовка планов на основе полученных от руководства установок, причем заблаговременно (за три месяца до начала планового периода). Финансовые показатели (параметры бюджетной части плана) подлежат особо тщательной проверке бухгалтерией.
- утверждение планов после их одобрения руководством предприятия в общий план.
Следует особо отметить, что предприятие должно отдавать предпочтение лишь строго определенным стратегиям планирования, отвечающим ценностным ориентациям руководства и объективным организационно-экономическим условиям деятельности.
К этим стратегиям относятся:
1) нацеленность на увеличение масштабов производства, прежде всего на базе внутреннего (собственного) развития;
2) достижение финансовой независимости в виде минимизации долгов, ориентация на собственную прибыль, жесткое лимитирование затрат и капиталов отделений, эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
3) следование за лидером в смысле вложения средств исключительно в направлении развития, апробирование в той или иной конкретной компании-участнице и гарантирующие успех.
Чтобы расти, компания должна увеличить объем предоставляемых услуг.
Нами разработана примерная схема распределения функций служб предприятия в процессе разработки и реализации стратегического плана (таблица 16).
Таблица 16.
Распределение функций служб предприятия в процессе разработки и реализации стратегического плана
Наименование подразделения | Элементы стратегического плана, функции |
Руководство предприятия (директор) |
|
Производственный отдел (зам.директор по производству) | 1. Разработка портфеля заказов 2. Формирование производственной программы 3. Контроль за выполнением плановых заданий. |
Финансовый отдел (финансовый управляющий) |
|
Отдел маркетинга |
|
Служба по управлению персоналом |
|
Таким образом, при условии реализации вышеперечисленных рекомендаций по совершенствованию организации стратегического планирования, DHL, по нашему мнению, станет более конкурентоспособным предприятием, быстро и адекватно реагирующим на изменения в окружающей рыночной среде.
Предусмотрена диверсификация предприятия, за счет создания нового направления деятельности – автомойка. Диверсификация – это маркетинговый ход компании, направленный на извлечение максимальной прибыли или снижения финансовых рисков. В результате данного действия увеличится количество потенциальных клиентов, а также произойдет увеличение прибыль за счет обслуживание машин других организаций или физических лиц.
Это позволит предприятию более стабильно осуществлять свою деятельность.
В связи с избыточным количеством функций у директора, решено создать отдел маркетинга, который возьмет на себя часть функций, таких как: изучения рынка перевозок, привлечения новых клиентов, реклама, ценовая политика предприятия.
Стратегия строится на основе ряда специальных политик: кадровая политика, финансовая политика, техническая политика, маркетинговая политика, имущественная политика.
В таблице 17 представлены имущественная, маркетинговая, кадровая и финансовая политики предприятия DHL.
Таблица 17.
Политики предприятия DHL
Стадии | Период, годы | Имущественная политика | Маркетинговая политика | Кадровая политика | Финансовая политика |
1 | 2012 - 2013 | Продажа автомобилей, подлежащих выбытию. Приобретение оборудования для автомойки. | Создание отдела маркетинга. | Принятие начальника отдела маркетинга и маркетолога. | Сокращение расходов для исключения необходимости в кредите. |
2 | 2013 - 2014 | Создание участка автомойки для обслуживания автомобилей Приобретение оборудования для автомойки. | Создание конкурентных преимуществ в обслуживании автомобилей. | Принятие сотрудников на автомойку. | Получение кредита на создание автомойки. Приобретение нового оборудования для автомойки за счет применения лизинговых соглашений. |
Из данных таблицы 17 следует, что стратегия компании DHL реализуется в два этапа:
- на первом этапе 2012-2013гг. в силу экономической ситуации предприятие минимизирует затраты по обслуживанию, ремонту и хранению старого неиспользуемого подвижного состава путем их продажи, приобретает новое оборудование для автомойки и для привлечения клиентов и постоянного мониторинга рынка создает отдел маркетинга;
- на втором этапе 2013 - 2014 г.г. DHL создает автомойку, для чего нанимаются дополнительные сотрудники и приобретается необходимое оборудование.
Финансирование данного проекта будет происходить за счет средств, полученных в кредит.
Основными клиентами автомойки будет непосредственно само предприятие DHL, а также сторонние компании и частные лица.
Все вышеперечисленные мероприятия в совокупности позволят предприятию увеличить объемы и рентабельность деятельности предприятия.