Анализ и совершенствования комплекса маркетинга на предприятии.
Современный маркетинг претерпевает коренные изменения и постепенно становится предметом деятельности менеджеров высшего звена управления, при этом усиливается его философская составляющая. При этом базовой основой современной теории маркетинга является модель маркетинг-микса. Основой маркетинг-микса является представление маркетинговой функции, как «смеси различных компонентов», т.е. маркетолог планирует, различные средства конкуренции и соединяет их в «маркетинг-микс» для достижения целей предприятия. Концепция маркетинг-микса была предложена в 1950-е гг. Нейлом Борденом, и далее этот микс средств конкурентной борьбы был представлен в виде модели «4Р» Маккартни . Ф. Котлер, как было указано выше, называет эту «систему» комплексом маркетинга. Основой комплекса маркетинга или маркетинг-микса стало комбинированное и координированное использование различных инструментов маркетинга, к которым относятся товар (Product), цена (Price), продвижение (Promotion), товародвижение и распределение (Place).
Комплекс маркетинга на предприятии ООО Альфа Спа группа компаний ВНИИМИ.
Маркетинг в индустрии препаратов здоровья призван выявить потребности предпринимателей в создании предприятий оздоровительного и рекреационного характера, ознакомить потенциальных покупателей с доступными товарами для создания новых услуг и опций, проинструктировать их, и убедить купить товары. Таким образом, практическое назначение маркетинга: исследовать рынок, рекламировать и продвигать продукт, указать каналы сбыта. Только после такой активной деятельности предприятия могут рассчитывать на получение прибыли и достижение своих целей.
Стратегия маркетингового отдела предприятии ООО Альфа Спа сводится к управлению четырьмя ключевыми элементами — это так называемые «четыре Пи» (в английском варианте это звучит как «Product, Price, Place, Promotion — четыре P»). В русском варианте: Продукт, Цена, Каналы, Реклама и Промоушн.
Все четыре элемента маркетинга — прочно взаимосвязаны. Они работают следующим образом: Реклама и промоушен создают ожидание от брэнда, которое должно мотивировать потребителя на первую покупку и дальнейшее использование брэнда. А остальные элементы маркетинга (4 Пи) постоянно доказывают правдивость обещания данного рекламой.
В настоящее время некоторые специалисты расширяют комплекс маркетинга (маркетинг-микс) до 6 и больше элементов: товар (product), цена (price), товародвижение и распределение (place), продвижение (promotion), персонал (people), способ действия (policy). Интересным следует считать попытку включения в комплекс маркетинга проектирование во времени и в пространстве результатов маркетинговых ис-1едований («projection»). В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена -методы распространения и стимулирования.
Для анализа и совершенствования комплекса маркетинга следует рассмотреть каждую позицию отдельно.
Товар – Product
Товар является первым структурным элементом маркетинга. Маркетологи предприятия знают что конкуренты, первыми предложившие новинку, в течение какого-то времени владеют всем рынком и могут наладить выгодный сбыт, прежде чем в дело вмешаются оппоненты. Поэтому непрерывная инновационная деятельность, поиск новых товаров и услуг, являются ключевыми значениями в деятельности предприятия Альфа Спа, которое хочет преуспеть на рынке и занять на нем прочные позиции.
Таблица 4.1
Анализ и совершенствование товарной ситуации на предприятии
Вид товара услуги | Существующая ситуация | Необходимые действия для совершенствования | Достигнутый эффект |
Капсулы | Узкий ассортимент. | Поиск новых поставщиков (особое внимание уделить Китайским производителям). Исследовать рынок на потребность в новых видах товара. | Расширение ассортимента, привлечение новых групп покупателей. |
Косметика | Отсутствие анти-солярной косметики | Заказ у поставщика на разработку новой анти-солярной косметики | Расширение ассортимента, выход на новые рынки(Юг России) |
Обучение персонала для салонов красоты. | Отсутствие квалифицированных кадров | Повышение квалификации персонала. | Образование полноценной , лицензированной школы косметологов, |
Цена - Price
Важной структурной составляющей маркетинга является планирование и управление ценами продуктов предприятия. Высокая цена продукта потенциально способствует большим доходам предприятия, но в то же время покупатель может оставаться равнодушным к данному товару. И наоборот, низкая цена привлекает внимание потребителей, но малоприбыльна для предприятия. В этой связи задача комплекса маркетинга состоит в том, чтобы организовать свою производственную деятельность таким образом, чтобы цены товаров предприятия удовлетворили бы две стороны.
Руководство предприятия ориентирует цены на максимум прибыли, так как , фирма рассчитывает на покупателей, которые приобретают товар в силу его качества, уникальности и престижа, не особо интересуясь ценами. Данная политика ценообразования приносит успех, так как продукт защищен патентами и существует контроль за поставщиками товаров. Иными словами имеет место ценообразование, в основе которого лежит спрос, в качестве ориентира берется максимальная цена, которую готов заплатить покупатель, а затем, отталкиваясь от нее, устанавливается свой уровень в зависимости от позиции конкурентов.
Таблица 4.2
Анализ и совершенствование ценовой ситуации на предприятии
Вид товара, услуги | Существующая ситуация | Необходимые действия для совершенствования | Достигнутый эффект |
Капсулы | Отсутствие опции продажи в рассрочку | Переговоры с банком лизинг и кредитование. | Условий для ведения бизнеса с бюджетными орган. |
Косметика | Высокие цены. | Снижение издержек за счёт более крупных партий поставок. | Снижение цены косметики и укрепление её на рынке. |
Обучение персонала для салонов красоты. | Отсутствие рассрочки | Переговоры с банком | Достижение условий для ведения бизнеса с бюджетными организациями. |
Продвижение - Promotion
Под продвижением товара следует понимать систему операций, связанную с обеспечением доставки информации о товаре или услуге. Это может быть реализовано посредством рекламы, Продвижение включает в себя четыре составных элемента: рекламу, паблисити, персональные продажи и стимулирование сбыта.
Таблица 4.3
Анализ и совершенствование продвижения
Вид товара, услуги | Существующая ситуация | Необходимые действия для совершенствования | Достигнутый эффект |
Капсулы | Неэффективная реклама | Выделение достаточного количества финансов для заказа рекламы в рекламном агентстве. | Увеличение объёма продаж. |
Косметика | Отсутствие стимулирования сбыта | Организация пресс-конференции, участие в выставках, увеличение скидок оптовикам. | Повышения имиджа торговой марки, увеличение объёма продаж. |
Обучение персонала для салонов красоты. | Слабое паблисити | Помещение достоверной информации в средствах массовой информации | Рекламирование школы косметологов, увеличение клиентов. |