Функции маркетинга на предприятии
В качестве основных функций маркетингового отдела Компании Альфа Спа можно назвать следующие: комплексное изучение рынка Спа и Велнес технологий, управление ассортиментом продукции, координация и планирование закупок, организация и совершенствование методов сбыта и распределения продукции; разработка ценовой политики, организация научно-исследовательской деятельности по созданию новых образцов и моделей продукции, кураторство технического обслуживания, реклама и стимулирование сбыта, организация взаимоотношений с поставщиками и оценка их надежности, планирование маркетинга.
Планирование ассортимента. Эта функция сводится к решению двух основных проблем: определению того, какие изделия или их модификации должны входить предлагаемый ассортимент, и установлению уровня качества и цен, способствующих расширению сбыта и повышению конкурентоспособности.
- Организация сбыта. Основными элементами планирования и контроля сбыта являются: прогнозирование общей экономической ситуации и конъюнктуры; прогнозирование сбыта продукции предприятия; разработка финансовой сметы сбыта; установление норм сбыта; выбор каналов распределения товаров, средств и способов
транспортировки продукции; составление и осуществление планов сбыта и организации торговли; статистический анализ хода продаж; разработка новых или совершенствование уже существующих товаров и технологий, которое заключается в рекомендациях производителю продукции.
Реклама. Рекламной кампании предшествует сбор и анализ информации о рынке (внутреннем или внешнем), рекламной деятельности конкурентов,
ресурсах предприятия, характерных свойствах каждого изделия.
Выбор конкретных форм воздействия на покупателей определяется объемом средств, выделяемых на стимулирование сбыта, характером рынка, характером товара и фазой его жизненного цикла.
Сервис. На сбыт в значительной степени влияет качество сервиса, обычно подразделяемого на предпродажный и послегарантийный. Первая форма предполагает устранение после прибытия товара к местам продажи возникших во время транспортировки неполадок, монтаж оборудования, регулирование, ввод в эксплуатацию. Вторая форма сервиса заключается в том, что предприятие-изготовитель в послегарантийный период ведет планово-предупредительные н капитальный ремонты, снабжает запасными частями, дает консультации, модернизирует технику, обучает персонал на основании графика выполнения работ и заключенного договора. Все это поднимает престиж предприятия-производителя, закрепляет за ним репутацию надежного поставщика.
Планирование маркетинга. Прежде всего, должна быть выработана стратегия производства и сбыта с учетом нормативов, лимитов и госзаказов. Она учитывается при разработке планов маркетинга, объединяющих в себе планы сбыта и распределения, рекламы и стимулирования сбыта, политики цен, ассортимента продукции и устанавливающих с предельной конкретностью задачи, время (сроки и продолжительность), место и методы осуществления.
Контроль. Важным элементом маркетинга является контроль выполнения годового плана маркетинга, прибыли (в том числе доходов от различной продукции, рынков, территорий и каналов сбыта), отдачи ОТ затратна маркетинг, а также стратегический анализ, призванный дать ответ на вопрос: отвечают ли продукция, ресурсы и задачи предприятия требованиям рынка.
Сбытовая концепция
Основные концепции маркетинга
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды истории маркетинга.
Предприятие использует Концепцию маркетинга: «Сбытовой успех достигается наиболее полным удовлетворением нужд и потребностей клиентов». Лозунги этой концепции: "Производите то, что нужно покупателю!" и "Любите клиента, а не товар!". Только при высоком уровне жизни покупатель выберет более дорогой, и более подходящий ему товар. Предприятие, опираясь на данную концепцию, предлагает дополнительный спектр услуг к реализуемым товарам медицинско - оздоровительного характера. Ими являются – бесплатное обучение персонала для пользования техникой, возможность бесплатной доставки оборудования в любую точку Московской области, наличие у предприятия возможности видоизменять аппаратуру по условиям заказчика.
Ориентация предприятия на бизнес, основанная на концепции маркетинга, выступает в качестве сути стратегического маркетингового управления. На рис. 2.9 представлена характеристика этого подхода.
Ориентация на бизнес
Рис. 2,9. Ориентация на продукт, рынок и бизнес при разработке стратегии предприятия
Маркетинговая стратегия.
Воснове всех успешных стратегий, в том числе и маркетинговых, лежит принцип, сформулированный еще Наполеоном: концентрация сил в нужном месте и в нужное время. Стратегия маркетинга - это выбор наилучших способов достижения поставленных целей предприятия средствами маркетинга.
Используемые предприятием маркетинговые стратегии приведены в таблице.
Таблица 2.11
Наименование используемой предприятием стратегии | Содержание, обоснование |
Стратегия рост – сокращение | |
Стратегия роста ( интенсивного ). | Отрасль(спа-индустрии) довольно динамично развивается, поэтому стратегия роста как нельзя подходит и применяется предприятием. Она предусматривает ежегодное значительное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над показателями предыдущего периода. |
По классификации стратегий конкурентной борьбы Портера. | |
Стратегия дифференциации | Для выделения себя среди конкурентов компания имеет перед ними преимущества, отличия от них в конкурентной среде. Компания выделяет свои продукты среди конкурентных по важным для всего рынка параметрам: долговечности, надёжности, качеству, авторитету, высокому техническому уровню, сервису. |
По классификации стратегий Ф. Котлера. | |
Рыночная специализация | Предприятия в большей степени специализируется на обслуживании одного рынка различной продукцией. Сюда входит – торговля любым оборудованием для Спа- салонов, салонов красоты, курортных оздоровительных центров. |
Стратегии роста по Ансоффу | |
А)Стратегия «Развитие продукта Б)Стратегия «Развитие рынка». В)Стратегия «Проникновение на рынок». Г)Стратегия«Диверсификация» | А)Освоенный предприятием рынок перспективен, и увеличение объёмов продаж достигается за счёт расширения ассортимента выпускаемой продукции. При этом новинка тесно связана с существующим ассортиментом технологически. (далее при описании продукта товар будет описан)Новизна товара классифицируется как по 4 классам .инновация ; новая марка; модификация; усовершенствование. Для этого маркетинговая служба предприятия ведёт тщательный мониторинг рынка, отслеживая конкурентов а инновационный отдел тесно взаимодействует с предприятием производителем.(см.НИОКР) Рост объёмов продаж также обеспечивается за счёт выхода компании на новые географические рынки. (в пример приводятся заказы от НОРИЛЬСК-НИКЕЛЬ, и ООО КУРОРТ СОЧИ. По этой стратегии фирма обеспечивает рост за счёт увеличения объёма продаж освоенного ассортимента на уже освоенном рынке. ( капсулы и косметика) Рост потребления при этом достигается снижением цены, улучшением сервиса, интенсификацией продвижения продукта (рекламы, пропаганды, личных продаж и стимулирования продаж). Увеличение объёмов продаж в этом случае достигается выходом предприятия на новые рынки с новой продукцией. В частности рассматривается вариант выхода на рынок медицинских аппаратов и протезов. Это сделано компанией для обеспечением большей финансовой устойчивостью, независимостью от одного рынка. |
Стратегии изменений в производственной цепи | |
Вертикальная регрессивная (обратная) интеграция Вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция- Специализация | Компания распространяет свою деятельность на предыдущее звено производственной цепи . это заключается в разработке с компанией производителем новых типов приборов совместно. Эта стратегия используется для увеличения гарантий поставок, их качества, количества и снижения цены. Компания распространяет свою деятельность на последующее звено производственной цепи. В предложенном случае существуют факты не только продажи крупным предприятиям, но и собственные продажи. Обычно это делается, чтобы гарантировать сбыт продукции. Данная стратегия подразумевает сужение производственного звена. Это выражается в специализации предприятия только на оздоровительных учреждениях.(данная стратегия устарела и требуется отказаться от неё. См.предложения и рекомендации) |
Стратегии, основанные на желаемых рыночных позициях | |
Стратегии для лидеров рынка. | Цель выбора данной стратегии это сохранение лидирующего положения на рынке. Оно обеспечивается за счёт: дальнейшего роста рынка ·расширения рыночной доли. Рыночный рост происходит за счёт: · привлечения новых (потенциальных ) пользователей ·новых способов и сфер использования продукта ·увеличения потребления. Защита от атак конкурентов- это введение инноваций и в продукте, и в технологии, и в распределении. Кроме того, используют дифференциацию и сегментацию. Расширение рыночной доли –цель предприятия заключается в достижении минимум 50% доли рынка. |
Наиболее благоприятная стратегия для предприятия Альфа Спа является стратегия для лидеров рынка, которой она и пользуется. На данный момент, на этом рынке, предприятие является лидером и продолжает сохранять свои позиции при использовании большого числа дифференцируемых стратегий, активно использую сегментацию рынка.
2.4.4)динамика объёмов продаж
Таблица.2.12
Основные показатели динамики деятельности по предоставлению
услуг ООО ВНИИМИ
Наименование услуг | Ед.изм. | 2004г. | 2005г. | ∆% 2003-2004 | 2006г | ∆% 2004-2005 | ∆% 2003-2005 |
Обучение использования косметологической, медицинской техники | час | +65,8 | +23,52 | +104,8 | |||
консалтинг, выполнение экспертных работ; | Ед. | +300 | +175 | +1000 | |||
техническое обслуживание, ремонт медицинской и косметологической техники | Ед. | +4300 | -25,7 | +3200 | |||
организация аптек, аптечных киосков, аптечных магазинов | Кол.заказов | +200 | -41,7 | +75 | |||
организация и проведение выставок-продаж | Кол.заказов | +150 | +60 | +300 |
Выводы. Как видно из таблицы количественные показатели предоставления услуг у предприятия увеличиваются. Так, например, явно выраженное увеличение часов обучения за весь период деятельности компании увеличился на 104,8 %. И что можно отметить тенденция к увеличению показателя сохраняется. Консалтинговые услуги также пользуются спросом –в 2005 году количество заказов увеличилось в 4 раза (+300%) , а в 2006 почти в 3 раза (+175%). Высокий всплеск заказов на ремонт медицинской и косметологической техники, предприятие испытало в 2005 году. Это стало возможным после осуществления бизнес плана по оказанию данного вида услуг. И хотя к 2006 году количество заказов снизилось на 25% можно прогнозировать, что данный вид услуг в дальнейшем будет пользоваться достаточно высоким спросом. Заказы относительно организации выставок, аптек и киосков также испытывают дальнейший рост. Особенно стоит отметить увеличение услуг по организации выставок – продаж(+150% в 2005 году и +60% в 2006 году).
Таблица 2.13
Динамика объёма продаж ОООВНИИМИ
Наименование товара | Ед.изм. | 2004г. | 2005г. | ∆% 2004-2005 | 2006г | ∆% 2005-2006 | ∆% 2004-2006 |
Спа-капсулы | Шт. (тыс.руб) | (15623) | (29718) | +90,7 | (42672) | +43,5 | 173,2 |
DermaMAXpdt (оборудование для косметологии) | Шт. (тыс.руб) | (8512) | (16226) | +28,2 | (24738) | +126,8 | 184,3 |
OxyOasis (оборудование для окситерапии) | Шт. (тыс.руб) | (4649) | (8112) | +78,5 | (20103) | +156 | 357,6 |
NEWERA (косметика для СПА) | (тыс.руб) | - | - | - | - | ||
OXYGEN BOTANICALS | (тыс.руб) | +75 | +71,2 | +199,5 | |||
Итого | (тыс.руб) | +87,7 | +62,5 | +205,1 |
Выводы: около 50% от доли собственных продаж составляет продажа Капсул. Объёмы продаж ежегодно растут (+90,7%и 43,5% в 2004 и 2005 году соответственно.) После РЕБРЕНДИНГА продукции DermaMAX в 2005 году объемы продаж к 2006 году увеличились более чем вдвое + 126,8 %, а в 2005 году увеличение объема продаж на 28,2 % по отношению к 2004 году. Оборудования для окситерапии также испытывает рост –78,5% и 156 % в 2004 и 2005 годах. Что касается косметики то можно отметить увеличение темпов роста сбыта косметики OXYGEN BOTANICALS на 87,7% в 2005 году и после широкомасштабной рекламной компаниив 2005 году рост 2006 года составил 71,2%, а в целом за 3 года увеличение составило почти 200%.
По итогам рассматриваемых годов констатируем увеличение выручки от реализации в 2005 году на 87,7% и в 2006 году на 62,5%.
Таблица 2.14
Структура выручки от реализации.
Источник | ∆ 2004-2005 | ∆ 2005-2006 | ∆ 2004-2006 | |||
Собственные продажи | 99,75 | 99,7 | -0,05 | 99,5 | -0,2 | -0,25 |
Ремонт и техническое обслуживание. | 0,25 | 0,3 | +0,05 | 0,5 | +0,2 | +0,25 |
Итого | 100% | 100% | - | 100% | - | - |
Выводы: В итоге 2004 года ясно видна картина структуры выручки. Большую часть выручки составляют собственные продажи(99,75%) ремонт и техническое оснащение составляет лишь 0,25% . В 2005 и 2006 году ситуация практически не изменилась.
Таблица 2.15
Динамика объёмов продаж, млн. руб.
Дата Четверть года | 1\4 2004 | 2\4 2004 | 3\4 2004 | 4\4 2004 | 1\4 2005 | 2\4 2005 | 3\4 2005 | 4\4 2005 | 1\4 2006 | 2\4 2006 | 3\4 2006 | 4\4 2006 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Спа-капсулы | ||||||||||||
DermaMAXpdt (оборудование для косметологии) | ||||||||||||
OxyOasis (оборудование для окс итерапии) | ||||||||||||
Всего |
Вывод: При возведении линейной линии тренда видно, что прогнозируемый объём продаж будет расти. По прогнозам в первой четверти 2007 года объём продаж капсул составит примерно 80-90 капсул. Но данный вид прогноза достаточно относителен, Его можно применять при стабильных условиях существования рынка. В условиях же деятельности рассматриваемого предприятия больше приемлем экспертный метод.
В общем можно отметить рост объёма продаж.
При прогнозировании сбыта и прибыли учитывается модель жизненного цикла продукта (ЖЗП). Продукты розничной торговли ООО ВНИИМИ (в основном капсулы) находятся на этапе зрелости. Для борьбы
с конкурентами увеличивается ассигнования на НИОКР для улучшения товаров и расширение ассортимента, на рекламу, но без того темпы роста продаж увеличиваются.
2.4.5)динамика доли рынка
Таблица 2.16
Динамика доли рынка капсул и косметики, занимаемая ООО ВНИИМИ в %.
Наименование | 2004г. | 2005г. | ∆2004-2005 | 2006г | ∆2005-2006 |
Капсулы | 23,5 | 32.3 | +8,8 | 41.5 | 9,2 |
Средства ухода | +5 | +0 |
Выводы Динамика доли рынка явно определяет компанию ВНИИМИ как лидера на рынке косметологического оборудования для спа салонов. В 2004 году, когда компания только начинала функционировать ей уже принадлежало 23.5% доли рынка. К следующему году доля рынка увеличилась почти на 10%, что можно было заметить ранее в таблице № 8 , положительная тенденция роста объёма продаж привела к увеличению доли рынка ещё на 10% в 2006 году. В 2005 году при совместном увеличении объёма продаж за счёт широкомасштабной рекламной акции и поддержки зарубежных организаций (сертификаты качества, премии и.т.д.) доля рынка удвоилась. В 2006 году стагнация динамики роста замечена из – за роста конкуренции на рынке и отсутствие у предприятия толкающей программы для средств ухода за кожей. Тем не менее объём продаж увеличивается более чем в два раза. И всё таки рост объёма продаж, увеличение доли рынка при использовании соответствующих стратегий приносят свои плоды в виде увеличения прибыли. В следующих разделах проведём расчёты затрат на маркетинговые издержки и бюджет комплекса стимулирования.
2.4.6)Ассортимент и конкурентоспособности продукции и сервиса Анализ приоритетов:
Проанализируем приоритеты по продукции, поставщикам, покупателям.
Таблица 2.17