Анализ системы мотивирования и стимулирования труда в гостинице «Бонотель»
Для анализа системы мотивирования и стимулирования труда персонала гостиницы «Бонотель» нами было проведено анкетирование среди сотрудников гостиницы в апреле 2013г.
К респондентам мы применили форму письменного опроса – анкетирование.
Анкета содержит 10 вопросов, на каждые из которых испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов ответов по своему усмотрению:
5 - вполне удовлетворяет;
4 - скорее удовлетворяет, чем нет;
3 - не могу сказать, удовлетворяет или нет;
2 - скорее не удовлетворяет;
1 - совершенно не удовлетворяет.
Опросный лист - анкета представлена в Приложении 4.
Исследование проводилось в гостинице «Бонотель» в период с 15 по 30 апреля 2013 года.
В анкетировании приняли участие сотрудники гостиницы «Бонотель» в количестве 12 человек. В качестве респондентов выступил весь персонал гостиницы, женщины и мужчины, возраст которых от 23 до 40 лет. Образование администраторов высшее и неполное высшее в сфере туризма и гостеприимства, а у остальных респондентов также встречается среднее специальное образование.
Результаты анкетирования показали следующее.
На первый вопрос: Размер заработной платы – мнения респондентов распределились следующим образом:
вполне удовлетворяет(5) – 25,02 %;
скорее удовлетворяет, чем нет (4) – 33,36 %;
не могу сказать, удовлетворяет или нет (3) – 25,02 %;
скорее не удовлетворяет (2) – 16,68 %.
Наглядно данные отображены на рисунке 11.
Рис. 11. Размер заработной платы
Из диаграммы следует, что часть респондентов (25,02 %) затрудняется оценить уровень заработной платы, 16,68 % респондентов не удовлетворены размером заработной платы, и 25,02 % респондентов вполне довольны заработной платой.
На второй вопрос: Сам процесс выполняемой работы – сотрудники в основном ответили положительно:
вполне удовлетворяет(5) – 58,38 %;
скорее удовлетворяет, чем нет (4) – 41,70 %. (рис.12)
Рис.12. Процесс выполняемой работы
Третий вопрос: Перспективы профессионального и служебного роста. Данные представлены на рисунке 13.
Рис.13. Перспективы профессионального и служебного роста
Из дианраммы видно, что перспективы профессионального и служебного роста респонденты не видят в своей деятельности. 25,02 % сотрудников скорее не удовлетворены перспективой профессионального роста, 33,36 % отвеающих – скорее удовлетворены, чем нет, а 41,70% - затрудняются ответить.
Четвертым вопросом анкеты стал вопрос: Взаимоотношение с непосредственным руководителем. Данные представлены на рисунке 14.
Рис. 14. Взаимоотношение с непосредственным руководителем
Из рисунка 14 видно, что большинство администраторов ответили на поставленный вопрос как «скорее удовлетворяет, чем нет» 47,70 %, и «не могу сказать удовлетворяет или нет» 41,70 %. Это свидетельствует о не вполне доверительных отношениях администраторов с руководителем.
Пятый вопрос анкеты звучал так: Важность и ответственность выполняемой работы. Были получены следующие результаты:
скорее удовлетворяет, чем нет (4) – 25,02 %;
не могу сказать, удовлетворяет или нет (3) -50,04 %;
скорее не удовлетворяет (2) – 25,02 %.
Наглядно данные представлены на рисунке 15.
Рис. 15. Важность и ответственность выполняемой работы
Исходя из рисунка 15, можно сделать вывод, что сотрудники гостиницы «Бонотель» не совсем удовлетворены своей работой, так как она не представляет собой особой важности для персонала.
На шестой вопрос: Условия труда (шум, освещенность, температура, чистота и др.) все респонденты ответили «вполне удовлетворяет» (100%). Это свидетельствует, об очень хороших условиях труда.
При ответе на седьмой вопрос анкеты: Надежность места работы, уверенность в завтрашнем дне - были получены следующие результаты (рис. 16).
Рис.16. Надежность места работы, уверенность в завтрашнем дне
Как видно из рисунка 16 58,38 % респондентов полностью удовлетворены показателем «Надежность места работы, уверенность в завтрашнем дне», и 41.70 % - скорее удовлетворены, чем нет.
На восьмой вопрос анкеты: То, насколько эффективно организована работа в целом – ответы распределились следующим образом (Рис. 17).
Рис. 17. Эффективность организации рабочего процесса в целом
Из рисунка 17 следует, что сотрудники гостиницы «Бонотель» не удовлетворены организацией работы в целом. Так, половина респондентов (50,04 %) не могут однозначно ответить, удовлетворяет их организация работы или нет, 25,02 % участников анкетирования скорее не удовлетворены, и 8,34 % - совершенно не удовлетворены организацией работы.
Девятый вопрос анкеты звучал так: Взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе. У сотрудников гостиницы складываются достаточно хорошие, доброжелательные отношения друг с другом (рис. 18).
Рис. 18. Взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе
На вопрос: Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе - респонденты ответили следующим образом: скорее удовлетворяет, чем нет (4) – 25,02 %; не могу сказать, удовлетворяет или нет (3) – 41,70 %, скорее не удовлетворены – 33,36%. (рис. 19).
Рис. 19. Возможности для проявления самостоятельности
Как видно из рисунка 19, администраторы гостиницы не видят возможностей для проявления самостоятельности и инициативы в своей работе.
Таким образом, результаты показали, что сотрудников гостиницы полностью удовлетворяют условия труда (100%), а так же им нравится сам процесс выполняемой работы (92%), надежность мест работы (93%) и взаимоотношения с товарищами по работе (92%). Но сотрудники в недостаточной степени удовлетворены следующими критериями: перспективы профессионального и служебного роста (62 %), важность и ответственность выполняемой работы (60%), возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе (58%). Вышеописанные результаты представлены на рисунке 20.
Рис. 20. Результаты анкетирования на выявление мотивации среди сотрудников гостиницы «Бонотель»
Грамотно мотивированный сотрудник заинтересован в том, чтобы применяемые к нему меры мотивации продолжали применяться и в дальнейшем, он понимает, что чем лучше будет работать отель, тем более он будет конкурентоспособен. То есть одно вытекает из другого.
Руководство гостиницы считает, что в настоящее время работников, в зависимости от должности, и возрастной категории, мотивируют следующие факторы:
— социальные гарантии: официальное трудоустройство, стабильная заработная плата;
— возможность получения опыта работы.
Подводя итог, можно отметить, что отель достаточно конкурентоспособен по сравнению с другими гостиницами г. Астрахань, но, к сожалению, недостаточное внимание уделяется организации программ по повышению мотивации персонала. Персонал и его потенциал является самым ценным ресурсом для конкурентоспособности гостиничного предприятия. Именно поэтому одной из основных составляющих эффективного управления предприятием является применение системы мотивации персонала. И не секрет, что каждая гостиница нуждается в своей собственной, продуманной системе, учитывающей особенности и специфику организации. Для дальнейшего повышения качества обслуживания и конкурентоспособности отеля, необходима разработка системы мотивации, учитывающая не только установки руководства, но и факторы мотивации самого персонала.