Дисциплина Б3.Б.6 Гражданское право относится к циклу Б3 Профессиональный цикл образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» базовой части
Паспорт программы дисциплины
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы высшего образования 40.03.01 «Юриспруденция»профиль 40.03.01.01 «Государственно-правовой профиль»; 40.03.01.02 «Гражданско-правовой профиль»; 40.03.01.03 «Уголовно-правовой профиль»; 40.03.01.06 «Финансово-правовой профиль»; 40.03.01.08 «Информационно-правовой профиль»в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 г. N 464.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б3.Б.6 Гражданское право относится к циклу Б3 Профессиональный цикл образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» базовой части.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целями изучения дисциплины «Гражданское право» является:
1) формирование у обучающихся устойчивой системы знаний об основах регулирования гражданско-правовых отношений; о правовом статусе участников; об основных институтах гражданского права;
2) формирование у обучающихся четкого представления о месте гражданского права в системе российского права, его роли в развитии государства;
3) достижение понимания обучающимися системы правовых норм, регулирующих гражданско-правовую сферу, принципов взаимодействия участников гражданско-правовых отношений, умения их квалифицированного применения в практической деятельности юриста;
4) получение практических навыков эффективного применения нормативно-правового материала и приобретенных теоретических знаний к конкретным ситуациям, возникающим в сфере гражданско-правового регулирования.
Задачами изучения дисциплины «Гражданское право» являются:
1) познание обучающимися основных положений, сущности и содержания основных юридических понятий, категорий и институтов отрасли гражданского права;
2) изучение и выработка навыка применения, толкования и анализа необходимых правовых актов, являющихся источниками гражданского права;
3) изучение обучающимися нормативно-правовых актов, правоприменительной практики, в том числе судебной в гражданско-правовой сфере;
4) изучение и выработка навыка применения на практике норм международно-правовых актов, Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих механизм соблюдения и защиты прав граждан.
5) закрепление знаний, полученных в рамках изучения общепрофессиональных специальных дисциплин, посвященных отдельным гражданско-правовым аспектам.
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Знает основные методы, способы и средства повышения своей квалификации в гражданско-правовой сфере. |
Умеет развивать существующие способности; выбирать знания и умения, способствующие саморазвитию и повышению квалификации и мастерства; определять пробелы собственного саморазвития и пути их ликвидации посредством повышения своей квалификации. | ||
Владеет способностью к поддержанию на должном уровне мотивации для обучения. Обладает навыками решения на практике конкретных задач своего развития, повышения квалификации и мастерства в гражданско-правовой сфере. | ||
профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности | ||
В правоприменительной деятельности: | ||
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знает основные этапы процесса разработки и реализации решений, их содержание и особенности, а также современные технологии принятия управленческих решений в гражданско-правовой сфере. |
Умеет принимать решения в точном соответствии с законом; анализировать и толковать гражданско-правовые акты с точки зрения их законности и соответствия правовым актам, обладающим высшей юридической силой; давать оценку социальной значимости гражданско-правовых явлений с точки зрения законности; выявлять проблемные несоответствия в сложившейся правовой ситуации; осуществлять поиск всей необходимой информации для решения проблем и принятия обоснованного решения; устанавливать различия и противоречия в полученной информации; конструктивно воспринимать возражения; осуществлять самоанализ на основе действий, мыслей, опыта. | ||
Владеет навыками анализа правовой проблемы и определения критериев для ее решения, поиска возможных решений и выбора наиболее оптимального в сложившейся ситуации, соответствующего действующему законодательству и правоприменительной практике. | ||
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знает сущность, специфику и содержание основных гражданско-правовых актов. |
Умеет исследовать фактические обстоятельства, лежащие в основе гражданского правоотношения; выбирать норму права, соответствующую конкретным обстоятельствам и подлежащую применению, составляющую материальную основу дела; определять комплекс норм процедурного (процессуального) характера, обеспечивающих применение материальной нормы права; проверять подлинность текста нормы права, анализировать, толковать гражданско-правовые нормы; применять полученные знания при оформлении гражданско-правовых документов. | ||
Владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, гражданско-правовых норм и гражданских отношений; навыками составления гражданско-правовых документов; навыками реализации требований юридических процедур, обеспечивающих применение материальных правовых норм. | ||
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знает действующее законодательство; юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений в форме правомерных действий (заключение сделки) и не правомерных (деликты); жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление тех или иных последствий. |
Умеет определять юридическую природу конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения; определять совокупность этих последствий; конкретизировать положения норм гражданского права относительно фактических обстоятельств. | ||
Владеет навыками определения круга фактов, необходимых для решения дела, которые могут войти в сферу применения гражданского права; навыками сбора и фиксации фактов, свидетельствующих о возникновении, изменении и прекращении гражданских правоотношений; обладает способностью выбирать подлежащую применению правовую норму для правильной квалификации обстоятельств дела. | ||
ПК-7 | Владеет навыками подготовки юридических документов | Знает различные виды и формы гражданско-правовых документов; обязательные требования, предъявляемые к гражданско-правовым документам, с точки зрения содержания, формы, реквизитов и т.д.; общие требования к технологии подготовки юридических документов; правила, приемы и средства юридической техники; требования к юридическому статусу (компетенции/правосубъектности) создателя и адресата юридического документа; юридическую силу и юридическое значение документа как доказательства; критерии законности юридического документа; меры юридической ответственности за нарушение обязательных требований создания конкретных видов юридических документов. |
Умеет характеризовать документ как юридическое (в том числе властное) волеизъявление; определять общую структуру юридического документа, собирать, систематизировать материалы; применять электронные ресурсы для поиска, систематизации, обработки необходимой информации, оформления текста, редактирования документов; применять средства языковой коммуникации для формирования необходимого стиля юридического документа; выбирать и использовать необходимые средства юридической техники; составлять отдельные виды юридических документов (договор, заявление и т.д.) | ||
Владеет юридической терминологией; навыками технического оформления и редактирования текста гражданско-правового документа; навыками ясного, краткого, логичного, достоверного изложения материала, содержащего необходимую информацию; навыками поиска необходимой информации, выбора правовой нормы, правовой позиции при формировании аргументации в содержании гражданско-правового документа. | ||
В правоохранительной деятельности: | ||
ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации | Знает требования к составлению гражданско-правовых документов, структуре, форме, условия (гражданско-правовых договоров, односторонних сделок); требования к оформлению гражданско-правовых документов, обязательных его реквизитов. |
Умеет определять общую структуру заключения, собирать, систематизировать материалы и аргументы; применять электронные ресурсы для поиска, систематизации, обработки необходимой информации, оформления текста, редактирования документов; под руководством преподавателя проектировать и составлять юридические заключения по гражданско-правовым вопросам; правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в документах. | ||
Владеет навыками технического оформления и редактирования текста юридического документа; обладает навыками поиска необходимой информации, выбора гражданско-правовой нормы, правовой позиции при формировании аргументации в содержании юридического документа. | ||
В экспертно-консультационной деятельности: | ||
ПК-15 | Способен толковать различные правовые акты | Знает понятие толкования права; виды толкования права; основные способы толкования норм права; основные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права. |
Умеет анализировать смысл правовых норм; определять основную цель и социальную направленность правовых норм; устанавливать последствия действия нормативно-правового акта. | ||
Владеет юридической терминологией; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками работы с юридической литературой по различным отраслям права, с судебной практикой, содержащей разъяснения по толкованию правовых норм. | ||
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знает действующее законодательство Российской Федерации, международно-правовые нормы, нормативно-правовые акты; основные положения и категории отрасли гражданского права; понятие, признаки и виды юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений; понятие и признаки юридических доказательств, надлежащие способы их фиксации; понятие юридических составов, их элементов (признаки) в сфере гражданских отношений. |
Умеет применять средства языковой коммуникации для формирования необходимого стиля юридического заключения и правовой консультации; давать консультацию по вопросам гражданско-правовой отрасли с применением полученных знаний и навыков. | ||
Владеет навыками анализа, толкования, применения и реализации норм права в конкретных видах юридической деятельности; навыками работы с законодательством Российской Федерации и международно-правовыми актами. Обладает способностью давать разъяснения по правовым вопросам; давать квалифицированные заключения и консультации в гражданско-правовой сфере. | ||
В педагогической деятельности: | ||
ПК-17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Знает действующее законодательство Российской Федерации, международно-правовые нормы, нормативно-правовые акты; основные положения, сущность и содержание базовых понятий и категорий правовых дисциплин; правила техники безопасности и противопожарной защиты. |
Умеет под руководством наставника проектировать различные обучающие мероприятия, основанные на использовании современных образовательных технологий в соответствии с образовательной программой; анализировать межличностные, групповые коммуникации; собирать, обрабатывать и анализировать информацию о различных правовых явлениях, в том числе с применением методов и методик современной коммуникации. | ||
Владеет способностями к целеполаганию, основами тактического и стратегического планирования образовательного процесса под руководством наставника; навыками оформления презентации актуальной информации. |
1.4 Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Теория государства и права, конституционное право, административное право, римское право, уголовное право, судебная власть, семейное право, земельное право, предпринимательское право. | Арбитражный процесс, международное частное право. |
2. Содержание дисциплины (модуля), способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и обучающегося; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающиеся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Интерактивные технологии и инновационные методы(методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, и др.). | ИИ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».