Нормативно-правовой акт: понятие, виды

Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НПА – официальный документ, исходящий от органов гос. власти. Он имеет строго определённые внешние реквизиты:

- вид акта;

- наименование принявшего его органа;

- номер акта;

-сведения о должностном лице, подписавшего акт.

Особенности НПА:

-НПА имеют гос.хар-р. Гос-во наделяет органы гос.власти, должн. лиц готовить и принимать НПА. Оно же обеспечивает и реализацию принятых НПА, вкл. принудит. воздействие.

- принимаются не всеми, а строго определёнными субъектами, спец. уполномоченными на то гос-ом, в передлах своей компетенции.

-НПА принимаются с соблюдением определённой процедуры.

-имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

-они всегда содержат юр. нормы.

Нормативный правовой акт занимает особое место в системе источников права. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

НПА классифицируют по разл. основаниям:

1) По юридической силе все НПА подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты:

- законы – обладают высшей юр. силой

- подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы чел. и гр., определяющий форму правления и гос. устройства, учреждающий федеральные органы гос. власти и др.;

2) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и Конституцией РФ (например, ФКЗ об арбитражных судах, о военных судах, о КС РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) ФЗ - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, КРФ, УК РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области и т.п.).

Виды подзаконных НПА:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа гос-ва, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-х комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов гос. власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос.управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, ПВТР).

2) По сфере действия выделяют:

- акты внешнего действия. Охватывают всех субъектов, кому они адресованы.

- акты внутреннего действия. Касаются только субъектов, входящих в состав определённого министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории.

3) В зависимости от особенностей правового положения субъектаправотворчества все НПА подразделяются на:

-НПА гос.органов;

- НПА субъектов РФ;

- НПА органов м.с.;

- локальные нормативные акты.

5) В зависимости от срока действия НПА классифицируют на:

-акты неопределенно длительного действия;

- временные акты.

Таким образом, в зависимости от различных критериев все НПА группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

ЗАКОН: ПОНЯТИ, ВИДЫ

Закон - это НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юр. силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке Все законы можно поделить на:

- Конституционные (сама конституция);

- ФКЗ – законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ (ФКЗ о КС РФ, ФКЗ о правительстве).

- все остальные законы (текущие, обыкновенные). Они не могут противоречить Конституции и ФКЗ.

Существуют и др. классификации законов по различным основаниям:

1. по их юр.силе:

-Конституция РФ;

- ФКЗ;

- ФЗ;

- закон субъектов Федерации;

2. по субъектам законотворчества:

- принятые в результате референдума

- принятые законодательным органом;

3. по предмету правового регулирования:

-административные,

-гражданские,

-уголовные и т.п.;

4.по сроку действия

-постоянные законы

- временные;

5.по характеру

-текущие

-чрезвычайные

6.по сферам действия

-общефедеральные

- региональные;

7. по содержанию

-экономические,

- бюджетные,

- социальные,

-политические и т.п;

8. по степени систематизации

-обычные

- кодификационные (ГК РФ, УК РФ и т.д.);

9. по значимости содержащихся в них норм

-конституционные

- обыкновенные;и т.д.

Стоит отметить, что в соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ по вопросам своего ведения осущ-ют собственное правовое регулирование, включая и принятие законов. Такие законы не могут противоречить ФЗ. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации на территории всего гос-ва.

Наши рекомендации