Нормативно-правовой акт: понятие, виды
Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
НПА – официальный документ, исходящий от органов гос. власти. Он имеет строго определённые внешние реквизиты:
- вид акта;
- наименование принявшего его органа;
- номер акта;
-сведения о должностном лице, подписавшего акт.
Особенности НПА:
-НПА имеют гос.хар-р. Гос-во наделяет органы гос.власти, должн. лиц готовить и принимать НПА. Оно же обеспечивает и реализацию принятых НПА, вкл. принудит. воздействие.
- принимаются не всеми, а строго определёнными субъектами, спец. уполномоченными на то гос-ом, в передлах своей компетенции.
-НПА принимаются с соблюдением определённой процедуры.
-имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.
-они всегда содержат юр. нормы.
Нормативный правовой акт занимает особое место в системе источников права. Его следует отличать от актов применения и толкования права.
НПА классифицируют по разл. основаниям:
1) По юридической силе все НПА подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты:
- законы – обладают высшей юр. силой
- подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) - основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы чел. и гр., определяющий форму правления и гос. устройства, учреждающий федеральные органы гос. власти и др.;
2) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и Конституцией РФ (например, ФКЗ об арбитражных судах, о военных судах, о КС РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
3) ФЗ - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, КРФ, УК РФ и пр.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области и т.п.).
Виды подзаконных НПА:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа гос-ва, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-х комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов гос. власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос.управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, ПВТР).
2) По сфере действия выделяют:
- акты внешнего действия. Охватывают всех субъектов, кому они адресованы.
- акты внутреннего действия. Касаются только субъектов, входящих в состав определённого министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории.
3) В зависимости от особенностей правового положения субъектаправотворчества все НПА подразделяются на:
-НПА гос.органов;
- НПА субъектов РФ;
- НПА органов м.с.;
- локальные нормативные акты.
5) В зависимости от срока действия НПА классифицируют на:
-акты неопределенно длительного действия;
- временные акты.
Таким образом, в зависимости от различных критериев все НПА группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.
ЗАКОН: ПОНЯТИ, ВИДЫ
Закон - это НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юр. силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке Все законы можно поделить на:
- Конституционные (сама конституция);
- ФКЗ – законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ (ФКЗ о КС РФ, ФКЗ о правительстве).
- все остальные законы (текущие, обыкновенные). Они не могут противоречить Конституции и ФКЗ.
Существуют и др. классификации законов по различным основаниям:
1. по их юр.силе:
-Конституция РФ;
- ФКЗ;
- ФЗ;
- закон субъектов Федерации;
2. по субъектам законотворчества:
- принятые в результате референдума
- принятые законодательным органом;
3. по предмету правового регулирования:
-административные,
-гражданские,
-уголовные и т.п.;
4.по сроку действия
-постоянные законы
- временные;
5.по характеру
-текущие
-чрезвычайные
6.по сферам действия
-общефедеральные
- региональные;
7. по содержанию
-экономические,
- бюджетные,
- социальные,
-политические и т.п;
8. по степени систематизации
-обычные
- кодификационные (ГК РФ, УК РФ и т.д.);
9. по значимости содержащихся в них норм
-конституционные
- обыкновенные;и т.д.
Стоит отметить, что в соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ по вопросам своего ведения осущ-ют собственное правовое регулирование, включая и принятие законов. Такие законы не могут противоречить ФЗ. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации на территории всего гос-ва.