Действие нпа в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос-венных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Согласно Конституции РФ Территория РФ вкл. в себя: территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море (примыкающие к берегу часть моря, не превышающая 12 морских миль), воздушное пространство над ними., в том. Числе недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой). К гос. тер-ии приравн-я морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом гос-ва.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
1. уровня гос.органа, принявшего данный акт;
2. юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
-на территорию своей страны (как правило, ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов гос.власти и управления);
-на территорию субъекта Федерации (акты органов гос. власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
-на территорию, указанную в самом нормативном акте;
-на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
С пределами действия НПА тесно связаны проблемы их действия по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, гос. органов, общ-х организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные нац-м зак-вом права и свободы. Они могут обращаться в суд и др. органы гос-ва для защиты своих прав. Ин. гр-не и ЛБГ должны уважать и соблюдать законы гос-ва, на территории которого они находятся. Однако, существуют исключения, когда действия НПА по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Так, ин-е гр-не, пользующиеся дипломатич. Иммунитетом на территории др. гос-ва, не могут быть привлечены к угол. отв-ти, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершили правонарушение вопрос об их отв-ти решается дипломатическим путём.
Некоторые нац-е НПА вообще не распростр-ся на ин-х граждан и ЛБГ (акты о выборах в органы гос-ва, о воинской службе).
Нормат. акты могут распростанять действие не на всех граждан и должню лиц, а только на отдельные категории (учителя, врачи, военослужащие). В таких НПА точно определ-я круг, подпадающих под их действие.
Имеются определённые особ-ти действия НПА по кругу лиц в УК РФ. Граждане РФ и постоянно прож-е в РФ ЛБГ, совершившие преступление за рубежом подлежат угол. отв-ти по угол. зак-ву России в след. случаях:
1. совершённое деяние признаётся преступлением в гос-ве, на территории которого оно совершено.
2. Лица небыли осуждены в иностр. гос-ве.
Установление пределов действия НПА необходимо для правильной реализации норм права.
ДЕЙСТВИЕ НПА ВО ВРЕМЕНИ. ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ,ФЗ,актов палат Федерального Собрания", эти акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
Т.е. могут быть следующие моменты вступления закона в силу:
1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;
2)НПА вводится с момента его опубликования;
3) НПА вводится с момента его подписания;
4) Если в НПА срок введения в действие не указан, по истечении 10 дней после их официального опубликования.
5)порядок вступления в силу НПА субъектов и муниц. органов определяется ими самостоятельно.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
-по истечении срока действия акта, на который он был принят;
-в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
-на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в р. силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Как правило, обратная сила закона применяется в уголовном закон-ве.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Эффективность, результат-ть законов и иных НПА во многом зависит от того, насколько точны и ясны юр-е формулировки, насколько они логично связаны. Этому способствуют правила юридической техники.
Юридическая техника – это система средств, правил и приемов разработки, оформления и систематизации норм.актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Техническими средствами являются:
- юр. термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта):
- юр. конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.
К техническим правилам НПА относятся:
1) конкретность, ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой соответствующих правовых предписаний;
3) логика и последовательность в изложении юр. информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала;
5) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в НПА, так и в зак-ве;
6)недопустимость использования в тексте документа многозначных, эмоционально окрашенных терминов (бесчинство, произвол, буйнопомешанный и т.д);
7) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов (коммунизм, присовокуплять, довольствие).
8) сокращение до минимума дублирование нормативного материала по одному и тому же вопросу.
От правил юр.техники необходимо отличать правила оформления НПА - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Юридическая техника подразделяется на следующие виды:
законодательная (правотворческая);
систематизация нормативных актов;
учет нормативных актов;
правоприменительная.
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общ-х отношений.
31. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное гос-вом и направленное на урегулирование общ-х отношений.
Правовая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы.
К признакам нормы права относят
1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; гос-во адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам – физ. и юр. лицам;
2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
3) связь с гос-вом - устанавливается гос. органами либо санкционируется им (общественными организациями) и обеспечивается мерами гос-го воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;
4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей (мера их свободы). Предоставительно-обязывающий хар-р правовых норм означает, что норма права - двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обяз-ти, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав. Предоставительно-обязывающий характер не у всех юр. норм выражен одинаково:
-четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;
-в охранительных же нормах (уголовных, административных и т.д.) больше делается упор на воплощение запретов и обязанностей;
-в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения.
5) системность,которая проявляется во внутреннем строении нормы права. Правовая норма выступает в виде специфической системы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Содержание нормы:
1) Логическое содержание. Сводится к заключённому в норме суждению, т.е. мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлениях объективной действ-ти.
2) социально-юр-е содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то, или иное общ-е отношение в единстве его объективного и субъективного состава, т.е. стабильный состав участников правоотношений и определённость содержания данных общ-х отношений.
3) волевое содержание, которое закл-ся в стремлении гос-ва, властвующего класса или соц. группы, определённым образом урегулировать общ-е отношения, используя при этом имеющиеся у гос-ва возможности.