Общая хар-ка основных учений о сущности права
Остановимся кратко на харак-ке таких наиболее известных учений о праве, как естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская. Естественно-правоваятеория наиболее логически завершенную форму получила в период бурж-ых рев-ций XVII - XVIII вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.) Главные идеи: выступают следующие: 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми гос-вом, сущ-ет высшее, "естественное" право, свойственное чел-ку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права чел-ка (право на жизнь, свободу, семью, собст-сть), которые выступают критериями права позитивного; 2) право по существу отождествляется с моралью, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы; 3) источник прав чел-ка содержится не в закон-тве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога. Историческая школа права сформ-лась в кон.XVIII – нач.XIX в. (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) Основные идеи:1) право – истор-кое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно; 2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юрид-ие последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания"; 3) отрицали права чел-ка, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права чел-ка. Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформул-на в XX в. (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.) Основные идеи: 1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юрид-ой силы; 2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юрид-их правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания админ-ции, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.) Основные идеи: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется хар-ром производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках гос-ную власть; 3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает гос-нно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые гос-вом. Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. (Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др.) Основные идеи:1) психика людей - фактор, определяющий развитие общ-ва, в том числе его мораль, право, гос-тво; 2) понятие и сущность права выводятся не из деят-сти законодателя, а прежде всего из психол-ких закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный хар-р, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассм-ться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д. Социологическая теория права была сформирована в XX в. (Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд). Основные идеи: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естес-ых правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего; 2) под правом понимаются юрид-ие действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юрид-их лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права; 3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деят-сти. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
18. Понятние, признаки, функции и содержание позитивного права.
Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, кот.устан-ет и реализует Г. П выражает интересы общва, регулирует наиболее значимые общные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридие обязсти. Раскрывая понятие П, необх-мо обратиться к его признакам: 1) гос-нно-волевой хар-р, кот. Харак-ет П как выразителя гос-ой воли общ-ва, которая обусловлена экон-ими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни; 2) нормативность. П осущся как госая воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в Г юридих норм; 3) взаимозависимость П и Г, которая обнаруживается как при применении мер гос-ого принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм гос-вом; 4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в Г правовые нормы направлены в адрес неопределенного кол-ва лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение; 5) формальная определенность. П как общ-ная воля реализуется в форме официальных юрид-их актов, установленных гос-ой властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов П. 6) системность и иерархичность, кот.состоит в том, что НА применяют не изолированно, а в комплексе, в кот.акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга; 7) регулирующее воздействие, кот.реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юрид-их обяз-тей; 8) устан-ие и обеспечение Г-ом, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деят-ти с разрешения Г. Сущность и содержание П отражают основные и устойчивые свойства П. Они зависят от экон-ого строя Г, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на форм-ние П и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах чел-ка. По своей сущности П – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общ-ную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения Г; 3) гарантирует организ-сть и развитие социальных связей; 4) П является мерилом свободы и ответ-сти субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.Функции П представляют собой ключевые направления юрид-ого воздействия П на общ-ные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общ-ной жизни.
Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально-юрид-кие. Общес-ные функции – это ф-ции, посредством которых право выражается в кач-ве социальных регуляторов отношений в различных сферах общ-ной жизни: 1) полит-кая ф-ция – это ф-ция, которая направлена на правовое регул-ние между субъектами полит-ой власти; 2) экон-кая ф-ция – это ф-ция, которая направлена на юрид-кое обеспечение надежности и справедливости экон-ких отношений; 3) культурно-историческая ф-ция – это ф-ция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; 4) ф-ция социального контроля – это ф-ция, которая заключается в исполнении воздействия П на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; 5) воспитательная ф-ция – ф-ция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регул-ния. Специально-юридические функции – это ф-ции, посредством которых определяются средства и приемы регул-ния общ-ных отношений: 1) регулятивная ф-ия – это ф-я, кот.направлена на осущ-ние правового воздействия, которое устремлено на орг-цию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общ-ого развития, особ-стей обстановки как внутри Г, так и на международной арене; 2) регулятивная динамическая ф-я – это ф-ция, с помощью кот.осущ-тся воздействие на общ-ные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая ф-ия – это ф-ция, с помощью кот.реализовывается воздействие на общ-ные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная ф-ция – это ф-ция, кот.состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общ-ной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав: 5) компенсационная ф-ция – это ф-ция, с помощью кот.обесп-ется предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная ф-я – это ф-ция, кот.направлена на восстановление нарушенного П либо положения; 7) ограничительная ф-я – это ф-ция, кот.направлена на ограничение в общ-ных отношениях общ-нно опасного поведения; 8) карательная ф-ция – это ф-ия, кот.состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения. Сферы действия П и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общ-ных отношений и явл.предметом регул-ния и П, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом П и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их истор-ким судьбам.