Типология гос-ва: различные подходы (формац-й, цивилизац-й)
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология гос-ва - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос-в на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их соц. сущность.
Типология гос-ва проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
Главным критерием формационного подхода выступают соц.-экон-е признаки. В его основе лежит учение об общественно-эконом-й формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (гос-во, право и т.п.). Именно базис (тип произв-х отношений) является, по мнению представителей формац. подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г и П. В зависимости от типов экон-го базиса выделяют следующие типы гос-ва: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Рабовладельческое гос-во есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.
Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.
Буржуазное гос-во представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.
Социалистическое гос-во, по мнению представителей форм.подхода, как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-во, базирующееся на общественной соб-ти на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское гос-во". Сущность данного гос-ва состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.
Социалистическое же гос-во - антиэксплуататорское. Это исторически последний тип гос-ва, который, по мнению К.Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить гос-ва на основе социально-экон-х факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития гос-ва. Смена одного типа другим - процесс объективный, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) она однолинейна;
2)недооцениваются духовные факторы (религ-е, нац-е, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного гос-ва.
В основе цивилизационногоподхода лежат как раз духовные признаки – культур-е, религ-е, нац-е, психолог-е и пр. Представители: англ.историк А.Тойнби, русский социолог П. Сорокин, нем. мыслитель О. Шпенглер и др. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географ-х и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую и т.п.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем гос-вам, существующим в ее рамках. Цивилизац. подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
А.Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и нац-й подходы к сущности гос-ва);
2)Более заземленная (географически адресная) типология гос-в.
Недостатки:
1) недооцениваются соц.-эконом-е факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
2) выделяя большое кол-во духовных факторов, авторы дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только полит. часть общества.
В силу того факта, что типология гос-ва является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
Выделяют также типологию гос-в в зависимости от ценносей и методов управления гос-ов:
1. Тоталитарное гос-во.
2. Авторитарное гос.
3. Либеральное гос.
4. Демократическое.