Понятие и виды функций современного Г
Функцией Г считают направление его деят-сти по решению вставших перед ним задач. Ф-ции – это то, чем занимается Г. В ф-циях определяется сущность Г, его социальное назначение, направления, в которых Г осущ-ет упр-ние общ-вом. Отличие функций Г от его целей и задач. Функции Г – это хар-р и направленность гос-ной деят-сти, которая имеет решающее влияние на всю структуру гос-ого ап-та. Ф-ции охватывают деят-сть Г в целом. Многообразные ф-ии Г можно классиф-ть по разным основаниям: 1) отталкиваясь от длительности осущ-ния ими той или другой деят-ти, ф-ии Г можно разделить на постоянные (которые Г реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный хар-р, перестают действовать после решения конкретной задачи); 2) по значимости – основные и вспом-ные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления Г, исполнение основных стратегических целей и задач; 3) учитывая направленность гос-ной деят-ти, – общесоциальные и классовые; 4) в зависимости от сферы гос-ной деят-ти – внутренние и внешние. В современной юр-ой лит-ре распространена единая класс-ция ф-ий Г вне зависимости от его типа и сферы деят-ти, а именно:1) эконом-ая ф-я — направленная на обеспечение нормального функцион-ия и развития эк-ки, в частности через орг-цию общ-ных работ, охрану существующих форм собст-сти, планирование производства, орг-цию внешнеэкон-их связей и др.; 2) полит-ая ф-я — связана с обеспечением гос-ной и общ-ной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета Г от внешних посягательств и т. д.;3) социальная ф-я — согласно ей Г осущ-ет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осущ-ет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.; 4) идеологическая ф-я — поддержка определенной идеологии, орг-ция образования, поддержание науки, культуры и др. Сущ-ет также иная точка зрения, в соответствии с кот.формы осущ-ния ф-ий Г явл.деяттью главных, ключевых звеньев госого механизма. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осущния фий Г: 1) законод-ая – деят-сть закон-ных (представительных) гос-ных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых док-тов; 2) исполн-ая – деят-сть органов испол-ой власти, кот.направлена на реализацию гос-ных ф-ий в разных областях общ-ой жизни; 3) судебная – деят-сть суд.органов, направленная на осущ-ние правосудия; 4) контрольно-надзорная – деят-сть гос-ных органов по реализации гос-ого контроля и надзора над осущ-нием законов на всей тер-рии Г. Методами осущ-ния ф-ий Г считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи Г (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).Формы осущ-ния ф-ий Г – это упорядоченная по своим внешним свойствам деят-сть гос-ных органов, через которые реализуются ф-ии Г. Различают следующие формы осущ-ния ф-ий Г: 1) правовая деятсть – деят-сть гос-ых органов по изданию и реализации юрид-их актов, которая носит однородный юрид-ий хар-р; 2) организационная – однородная по своим внешним хар-кам и не приводящая к юрид-им последствиям деят-сть Г. В свою очередь, правовую деят-сть подразделяют: 1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой НПА; 2) правоприменительную, кот.направлена на осущ-ние, исполнение НП доктов через издание актов применения права; 3) оперативно-исполн-ую деят-сть гос-ных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права; 4) правоохр-ую деят-сть гос-ных органов, кот.призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражд-ие права и обеспечивать выполнение обязанностей. Вместе с тем организ-ая деят-сть включает в себя: 1) организ-но-регламентирующую деят-сть. Данная форма деят-сти направлена на решение конкретных полит-их задач, а также на функц-ние гос-ого мех-ма на технически организованном уровне; 2) организ-но-хоз-ую деят-сть , связанную с материальным обеспечением осущ-ния гос-ных ф-ий; 3)организ-но-идеологическую деят-сть — это повседневная деят-сть, при кот.используются воспитательные и разъяснительные методы.
Монархия.
Форма правления – это способ орг-ции высшей власти Г. Она оказывает влияние как на структуру верховных гос-ных органов, так и на принципы их взаимодействия. Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая гос-ная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осущ-ет функции как главы Г, так и закон-ной, испол-ой власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде г-тв мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.). М-хии м.б.двух видов: 1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной м-хии считают отсутствие гос-ых органов, кот.ограничивают власть правителя; 2) ограниченная – м.б.конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная м-хия – такая, при кот.имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осущ-ся конституцией, кот.утверждается парламентом. Признаки парлам-ой м-хии: 1) правит-во форм-ся из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законод-ой, исполн-ой и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический хар-р). При дуалистической м-хии: 1) гос-ная власть и юридически, и на практике разделена между правит-вом, которое формируется монархом и парламентом; 2) правит-во, в отличие от парлам-ой м-хии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республика.
Форма правления – это способ орг-ции высшей власти Г. Она оказывает влияние как на структуру верховных гос-ных органов, так и на принципы их взаимодействия. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных гос-вах. Признаки р-ки: 1)Выборность верховной власти; 2) сменяемость верх.власти; 3) ответственность главы Г. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики. В презид-ой р-ке: 1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой Г и правит-ва; 2) правит-во сформировывается внепарламентским путем; 3) жесткое разделение властей на законод-ую, исполн-ую и судебную. Основным признаком этого разделения явл.большая самост-сть гос-ных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления сущ-ет, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к презид-ой р-ке. В парламентарной р-ке: 1) правит-во формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2) глава Г выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3) правит-во занимает основное место в гос-ном механизме и осущ-ет упра-ние страной; 4) президент избирается парламентом и осущ-ет свою власть с одобрения правит-ва. Сущ-ют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.