Покушение на преступление. В соответствии с ч

В соответствии с ч. 3 cт. 30 УК «покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосред­ственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам». Данное определение покушения отражает суть и специфику института покушения.

К объективным признакам покушения следует относить: а) непосредственную направленность действия на совер­шение преступления; б) незавершенность посягательства по не зависящим от воли виновного обстоятельствам; в) его незавершенность.

Субъективным признаком покушения является умышленный характер действий.

Главной особенностью покушения, отличающей его от приготовления, является то, что при покушении объект преступ­ления ставится под непосредственную угрозу причинения ему вреда. При покушении уже совершены действия, входящие в объ­ективную сторону преступления. Но при покушении, в отличие от оконченного преступления, недостает некоторых признаков объективной стороны преступления: преступного результата, указанного в соответствующей статье Особенной части УК, или полного завершения всех действий, образующих объективную сторону преступления. Незавершенность преступ­ления так же отличает покушение от оконченного преступления и явля­ется одним из оснований для выделения покушения в самостоя­тельную стадию[9]. Однако незавершенность при покушении не следует пони­мать всегда как незавершенность фактических действий виновно­го, хотя этот признак и имеет место. Незавершенность преступления при покушении означает, что преступление не является оконченным, хотя фактически действия виновного могут быть и завершенными.

Следует иметь в виду, что при покушении нередко наступают определенные общественно опасные последствия, но иные, чем те, которые стремился причинить виновный. Это обстоятельство не превращает содеянное в оконченное преступление, так как для признания преступления оконченным необходимо наступление не любых вредных последствий, а лишь тех, которые прямо указаны в законе[10].

Незавершенность действий при покушении на преступление характеризуется не наступлением ука­занного в законе преступного результата. Это обстоятельство является характерным для преступлений с материальным соста­вом, незавершенность при покушении означает и неполное вы­полнение виновным действий, запрещенных законом.

В то же время в случаях, если преступный результат, преду­смотренный законом, наступает не сразу, а через некоторое время (например, наступление смерти происходит спустя какой-то пе­риод после нанесения ножевых ранений с целью убийства), пре­ступление следует считать оконченным. Уголовное законода­тельство не знает так называемых критических сроков развития причинной связи между действием и последствием. Уголовный закон признает преступление оконченным, если преступный ре­зультат (умышленных действий виновного) наступил независимо от того, сколько прошло времени после совершения виновным общественно опасных действий.

Законодательное определение покушения устанавливает, что покушение характеризуется не только не наступлением преступ­ного результата, что характерно для материальных преступле­ний, но и тем, что преступление не было доведено до конца. Та­ким образом, понятие «покушение» применимо к преступлениям как с материальным, так и с формальным составом.

Третьим объективным признаком покушения является не до­ведение преступления до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.

В законодательном определении покушения содержится важное указание на то, что покушением на преступление при­знается умышленное действие. Тем самым подчеркивается основной субъективный признак покушения. Покушение на преступление характерно только для умышленной преступ­ной деятельности. Не может быть покушения, так же как и приготовления, при совершении преступления по неосторож­ности. Если субъект не желает совершения преступления, следовательно, он и не может пытаться его совершить.

Покушение, так же как и приготовление, возможно только при наличии прямого умысла. При косвенном умысле лицо не желает наступления преступного результата, не стремится к завершению преступления, следовательно, не может и гото­виться к нему либо пытаться его совершить. Преступный ре­зультат для лица при косвенном умысле является одним из возможных последствий его действий, причем субъект отно­сится пассивно к его наступлению[11].

В уголовном праве покушение принято делить на два основ­ных вида — оконченное и неоконченное.

Оконченным покушением является такое покушение, при котором субъект сделал все, что он считал необходимым для совершения преступления, однако это преступление не было завершено по не зависящим от него обстоятельствам. При оконченном покушении, в отличие от оконченного преступления, всегда отсутствует тот преступный результат, к которому стремился виновный, либо не выполнены все те действия, которые он был намерен совершить для исполнения своего преступного намерения.

Неоконченным покушением является такое покушение, при котором субъект не совершил еще всего того, что он считал необходимым для совершения преступления.

Поскольку покушение обладает всеми признаками преступ­ного деяния, то основанием уголовной ответственности за него является наличие в содеянном всех признаков состава преступления — покушения на совершение конкретного преступле­ния. Поэтому при квалификации содеянного требуется ссылка на ч. 3 cт. 30 и соответствующую статью Особенной части УК. Так, при покушении на кражу чужого имущества действия виновного квалифицируются по ч. 3 cт. 30 и ч. 1 cт. 158 УК. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы за покушение не назначаются.[12]

Наши рекомендации