Методические рекомендации для преподавателя
Технология и формы преподавания
Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Гражданское право» используются как традиционные технологии в виде аудиторных занятий, состоящих из лекционных и практических занятий, так и тестирование остаточных знаний студентов, их работу с нормативно-правовыми актами и рекомендованной литературой.
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий.
Информационные технологии: использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям, практическим занятиям. Используются при изучении всех разделов и на всех видах занятий.
На практических занятиях используются следующие виды образовательных технологий.
Работа в команде - студенты объединяются в малые группы (как правило, по 3-4 человека), вырабатывая аргументацию своей позиции по проблеме, предложенной преподавателем на семинарах.
- Проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы (Все разделы дисциплины).
Междисциплинарное обучение - использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
II. Организация обучения
Изучение теоретического материала.
Информационная лекция. Лекции по данной дисциплине, предназначены для сообщения сведений, предназначенных для запоминания и для ознакомления студентов с базовыми понятиями дисциплины в рамках соответствующей темы, а также изложения нового материала в связи с предшествующим. Лекции проводятся в аудитории, оснащенной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук), что позволяет лектору акцентировать внимание студентов на наглядном отображении (с помощью видеоряда, схем, таблиц и т.д.) структуры и содержания раскрываемых вопросов и терминов.
Лекционная часть курса включает общие знания по «Гражданскому праву», без которых невозможно понять основные моменты правового регулирования гражданских правоотношений. Они читаются по наиболее актуальным и сложным проблемам и призваны вовлечь студентов в активную мыслительную деятельность, дополнительную самостоятельную работу. Основной акцент в лекциях делается на разъяснении наиболее трудных для понимания, спорных проблем гражданского права. При изложении материала демонстрация разнообразия существующих цивилистических подходов дополняется их критической оценкой и выделением наиболее эвристичных и перспективных концепций. В целом, для лекционных занятий характерны: во-первых, концептуальность, т.е. теоретическая фундаментальность, целостность построения и изложения материала с выделением ведущей идеи; во-вторых, методологическая и мировоззренческая направленность.
При условии технической обеспеченности лекционной аудитории проектором и компьютером чтение лекций сопровождается презентациями, содержащими тезисы, схемы, термины и наименования законодательных актов по лекционному материалу, что позволяет увеличить время разъяснения материала, включить практические примеры, отвечать на вопросы студентов. Предполагается промежуточный контроль усвоения материала студентов непосредственно в аудитории путем тестирования по отдельным модулям дисциплины.
Семинарское(практическое)занятие. Используется форма традиционного семинара, нацеленного на:
- углубленное изучение определенного материала курса и закрепление знаний, полученных на лекциях;
- контроль самостоятельной работы студентов по изучению материала, не рассмотренного на лекциях;
- привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации;
- формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
- приобретение практических навыков по поиску и формулированию аргументации своей позиции по отношению к тем или иным гражданско-правовым явлениям.
Работа на семинаре основывается не только на повторении, самостоятельном изучении материала, но и на аналитической, творческой деятельности студентов. При подготовке к практическим занятиям студенты должны усвоить материалы лекции и соответствующих разделов учебной литературы, ознакомиться с нормативно-правовыми актами, относящимся к данной теме.
В практике изучения гуманитарных наук в основном культивируются пять типов семинарских занятий: вопросно-ответный (развернутая беседа); семинар-дискуссия; семинар-исследование; семинар - «круглый стол»;
семинар - «пресс-конференция». В то же время семинары служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
Формы и методы проведения занятий определяет преподаватель, ведущий семинар. Обязательной составляющей семинара является организация обсуждения поставленных вопросов с вовлечением в него всей аудитории. Дискуссия должна проводиться самими студентами при контроле и регулировании со стороны преподавателя.
Примерный план семинарских занятий включает в себя:
1. Вводная часть преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Собеседование, устный опрос и обсуждение вопросов по плану семинара.
3. Ответы на проблемные вопросы, дискуссия.
4. Разбор типовых ошибок при решении.
5. Тестирование
6. Оценка работы студентов и выставление оценок.
Интерактивные методы обучения
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий.
Интерактивный метод означает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом в процессе обучения
Методические рекомендации по применению интерактивных методов
обучения.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; обучение работать в команде; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: Интерактивные экскурсии; Кейс-технологии; Круглый стол (дискуссия, дебаты); Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);; Групповое обсуждение; Тренинги.
Принципы работы на интерактивном занятии:
- занятие - не лекция, а общая работа.
- все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
- нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
- все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.