Тема 8. Проблемы обязательственного права
Обязательственное правоотношение. Проблемы классификации обязательств.
Сингулярное правопреемство в обязательствах. Делегация и цессия. Теории делегации. Теоретические проблемы сингулярной сукцессии и интерцессии. Соотношение сингулярной сукцессии со смежными юридическими отношениями. Соотношение перевода долга со смежными юридическими отношениями.
Понятие гражданско-правовой ответственности. Ретроспективная и позитивная ответственность. Соотношение санкции и ответственности. Меры ответственности и меры защиты. Особенности гражданско-правовой ответственности. Теории причинной связи. Проблема объективной (безвинной) ответственности. Формы гражданско-правовой ответственности.
Понятие денежного обязательства. Виды денежных обязательств. Юридические теории денег. Номинализм денежного обязательства. Германская ревалоризация и теория Савиньи о содержании денежного обязательства.
Ответственность за нарушение денежных обязательств. Правовая природа процентов за нарушение денежного обязательства. Сложные проценты.
Спорные вопросы учения об обеспечении исполнения обязательств. Проблема общего понятия обеспечения обязательств. Классификация способов обеспечения обязательств. «Товарная неустойка», «фидуциарный залог», «условная продажа».
Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств и мера ответственности. Проблемы обеспечительного характера неустойки. Законная и договорная неустойка. Уменьшение размера неустойки. Оценочная теория неустойки. Особенности неустойки в странах континентальной Европы и в англо-американском праве.
История развития залога. Фидуциарные договоры залога в англо-американском праве. Залог денег и ценных бумаг. Проблемы залога жилья.
Гражданско-правовое учение о поручительстве. Поручительство по римскому праву. Поручительство и договор поручительства. Соотношение поручительства со смежными правоотношениями.
Отличие банковской гарантии от гарантии. Особенности банковской гарантии. Квалификация отношений, возникающих по поводу банковской гарантии.
Значение и функции задатка. Соотношение задатка с иными обеспечительными мерами. Задаток и отступное.
История права удержания. Понятие и сущность права удержания. Отличие права удержания от других институтов гражданского права. Самопомощь и удержание в Германском праве. Право удержания в Швейцарии. Удержание и близкие к нему институты в английском праве.
Общетеоретическая классификация договоров. Юридическая природа договора. Проблемы толкования договора и доказывания его условий. Соотношение гражданско-правового договора с трудовым, административно-правовым и брачным договорами.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 2
Виды СРС | Формируемые компетенции | Форма контроля | ||||
ОК-1 | ОК-3 | ОК-6 | ОК-7 | ОК-9 | ||
ПК-1 | ПК-2 | ПК-3 | ПК-4 | ПК-5 | ||
ПК-6 | ПК-7 | ПК-9 | ПК-10 | ПК-11 | ||
ПК-12 | ПК-13 | ПК-14 | ПК-15 | ПК-16 | ||
ПК-17 | ПК-18 | ПК-19 | ||||
Подготовка к тестовым заданиям | + | + | + | + | + | Рейтинговая оценка |
Подготовка к практическому занятию | ОК-1, ПК-6, ПК-12 | ОК-2, ПК-7, ПК-13 | ОК-6, ПК-9, ПК-14 | ОК-7, ПК-4, ПК-15 | ОК-9, ПК-5, ПК-16 | Оценка за устный ответ и выполнение практического задания |
6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 3
Раздел и тема дисциплины | Наименование или содержание интерактивных занятий |
Тема 1. Гражданское право как отрасль частного права | Дискуссия |
Тема 2. Наука гражданского права | Дискуссия |
Тема 3. Учение об источниках гражданского права, толковании и применении гражданско-правовых норм | Метод «мозгового штурма» |
Тема 4.Понятие, структура и виды коллизионных норм | Дискуссия |
Тема 5. Объекты гражданских прав (общее учение) | Дискуссия |
Тема 6.Учение о сделках | Дискуссия |
Тема 7. Проблема вещных прав | Разбор конкретных ситуаций |
Тема 8.Проблемы обязательственного права | Разбор конкретных ситуаций |
7. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
9. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
10. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10.1. Использование информационных технологий
Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».
10.2. Применение активных методов обучения
Тема 1. Гражданское право как отрасль частного права
Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу связи гражданского права с другими отраслями частного права.
Тема 2. Наука гражданского права
Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу основных направлений и этапов развития науки гражданского права.
Тема 3. Учение об источниках гражданского права, толковании и применении гражданско-правовых норм
Совместное разрешение поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач.
Тема 4.Понятие, структура и виды коллизионных норм
Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу коллизионных норм гражданского права.
Тема 5. Объекты гражданских прав (общее учение)
Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу субъектов международного частного права.
Тема 6.Учение о сделках
Совместное разрешение поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач.
Тема 7. Проблема вещных прав
Разбор конкретных проблемных ситуаций, предоставленных преподавателем*.
Тема 8.Проблемы обязательственного права
Разбор конкретных проблемных ситуаций, предоставленных преподавателем*.
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕГОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
12.1. Формы текущего контроля
Формы текущего контроля составляют:
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме экзамена.
12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица 4
Наименование темы дисциплины | Работа на практических занятиях | Контрольные мероприятия | Самостоятельная работа |
Тема 1. Гражданское право как отрасль частного права | |||
Тема 2. Наука гражданского права | |||
Тема 3. Учение об источниках гражданского права, толковании и применении гражданско-правовых норм | |||
Тема 4.Понятие, структура и виды коллизионных норм | |||
Тема 5. Объекты гражданских прав (общее учение) | |||
Тема 6.Учение о сделках | |||
Тема 7. Проблема вещных прав | |||
Тема 8.Проблемы обязательственного права | |||
Итого: (макс.) |
Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:
- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;
- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 16 баллов;
- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 21 балл;
- самостоятельная работа студента – 8 баллов;
- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по
дисциплине «Актуальные вопросы современного гражданского права» производится по следующей шкале:
- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы
с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой
обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено
числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с
освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные
программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни
одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов - теоретическое
содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного
характера, необходимые практические навыки работы с освоенным
материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных
программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из
выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание
курса не освоено, необходимые практические навыки работы не
сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки,
дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к
существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Рубежный контроль успеваемости осуществляется в срок с 01.12 по 10.12; с 10.05 по 20.05.
13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ