Предмет уголовного права
(Связь, показывающая, что общественно опасное поведение как реальное социальное явление посягает на базисные общественные отношения вне зависимости от их постановки законодателем под уголовно-правовую охрану)
УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Наряду с предметом уголовное право обладает и своим собственным методом. С позиций русского языка, философии и логики можно выделить по меньшей мере четыре основных аспекта термина «метод». Метод — это прием (система приемов): а) исследования (познания) предмета или другого явления; б) обоснования какой-либо системы знаний; в) построения (создания) чего-либо; г) деятельности.28 Исходя из этого очевидна тесная связь метода уголовного права с его предметом, ибо последний в уголовном праве выступает в качестве и объекта исследования, и отражения в законодательстве (отсюда вытекает необходимость научного обоснования и единого подхода к построению законодательства), и воздействия.
В юридической литературе прежде всего акцентируется внимание на методе уголовно-правового регулирования. Так, по мнению М. И. Ковалева, «единственным методом регулирования уголовно-правовых отношений является угроза применения наказания, содержащегося в уголовно-правовых санкциях, и его применение в случае совершения уголовно наказуемого деяния».29 И. Я. Козаченко отмечает, что «метод уголовно-правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия уголовного права на общественные отношения, выступающие его предметом».30 А. В. Наумов пишет, что общественным отношениям, образующим «предмет уголовного права, соответствуют специфические методы их регулирования. Метод как совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования является важной характеристикой отрасли права, выступает в качестве дополнительного основания деления права на отрасли (главный критерий, как известно, — предмет правового регулирования)».31
Кроме того, ряд исследователей обращают внимание и на содержание метода уголовного права в его более широком значении. Так, Н. Ф. Кузнецова полагает, что «понятием “метод” охватывается методология и методика познания. Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность, содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью». По ее мнению, методика в уголовном праве — это система «приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий».32
Понятие «метод уголовного права» по объему шире понятия «метод уголовно-правового регулирования». Первое понятие своим содержанием охватывает второе, включает его в себя. Метод уголовного права — это система приемов, способов, средств, используемых при определении оснований криминализации или декриминализации деяний, отражении и оценке общественно опасного поведения и других социальных явлений в уголовном праве, реализации норм уголовного законодательства. Системность метода уголовного права базируется на единстве общественно опасного
28 Кондаков Н. И. Логический словарь. С. 301; Словарь русского языка. Т. 2. М., 1982.
С. 261; Философский энциклопедический словарь. С. 364.
29 Ковалев М. И. Советское уголовное право: Курс лекций. Вып. 1: Введение в уго
ловное право. Свердловск, 1971. С. 82.
30 Уголовное право: Общая часть / Под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамовой. С. 16.
31 Наумов А. В. Российское уголовное право… С. 10.
32 Курс уголовного права… / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. С. 8.
Мальцев В. В. Предмет и метод уголовного права
поведения, хотя и отражаемого в уголовном праве в разных формах и оцениваемого на разных уровнях, тем не менее выступающего в качестве социального субстрата уголовного права. Системность способа уголовного права обусловливается также и содержанием предмета уголовно-правовой охраны: иерархичной системы наиболее важных общественных отношений существующего в России общества.
Следует поэтому согласиться с Н. Ф. Кузнецовой в том, что понятием «метод» охватывается и методология, и методика познания. Необходимо, однако, внести лишь одно уточнение: и методология, и методика как метод уголовного права относятся не только к процессу познания, но и к деятельности — изданию (конструирование) уголовно-правовых норм, их реализации. Значит, свои методологические основы и методика предполагаются как при создании уголовного законодательства или отдельных его норм, так и при их реализации.
Метод уголовно-правового регулирования не сводится лишь к угрозе применения наказания, содержащегося в уголовно-правовых санкциях. Урегулирование поведения людей часто осуществляется и в рамках одного регулятивного отношения. Нельзя считать, что убийства, изнасилования, кражи, грабежи и разбои не совершаются людьми исключительно из страха перед наказанием. Понятно, конечно, что многие из них не стали бы совершать такие деяния и в отсутствие соответствующих уголовно-правовых запретов в силу своих моральных убеждений. Однако это обстоятельство отнюдь не служит доказательством малой эффективности содержащихся в уголовно-правовых нормах правил поведения. Наоборот, оно лишь подтверждает наличие высокого нравственного потенциала этих норм, когда указанные правила поведения воспринимаются частью граждан как веления совести, и потому неукоснительно соблюдаются независимо от их закрепления или незакрепления в уголовном праве.
Регулятивные и охранительные отношения как продукт уголовного права и средство его влияния на поведение людей, хотя и составляют предмет уголовного права и являются общественными отношениями (правоотношениями), после своего возникновения уже не подвержены воздействию уголовного права. Эти отношения, пользуясь выражением Н. С. Таганцева, по существу есть не что иное, как «жизненное проявление нормы», «норма права в ее реальном бытии».33 И чем точнее норма отражает содержание предмета уголовно-правовой охраны и реального общественно опасного поведения, тем жизнеспособнее возникающие на ее основе регулятивные и охранительные отношения, тем эффективнее эти отношения в обеспечении нерушимости общественных отношений базисного характера. Следовательно, при помощи одних и тех же приемов, способов, средств и конструируются уголовно-правовые нормы, и обеспечивается устойчивость регулятивных и охранительных уголовно-правовых отношений.
В отличие от регулятивных и охранительных отношений (где предметом соответственно выступают: поведение лиц, являющихся субъектами преступлений, и содержание мер уголовной ответственности в случаях совершения этими лицами преступлений) предмет отношений ответственности —
33 Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции: Часть общая: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 32–33.
УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
это деяние, содержащее признаки состава преступления, и обусловленная его совершением мера уголовно-правового воздействия. Следовательно, отношение ответственности — это возникающая на основе совершенного преступления связь между государством и лицом, его совершившим, по поводу применения к виновному меры уголовной ответственности.
Таким образом, метод уголовного права охватывает метод (механизм) уголовно-правового воздействия, составными звеньями которого в свою очередь являются регулятивные и охранительные отношения, отношения ответственности. Регулятивные и охранительные отношения и отношения ответственности, отражая содержание и специфику уголовного законодательства, одновременно выступают и его наиболее характерными средствами воздействия на поведение. Отсюда эти отношения вполне можно считать сердцевиной (ядром, стержнем) метода уголовного права.
Поскольку само уголовное законодательство является продуктом законотворческого опыта человека, в большей или меньшей степени отражающим соответствующие социальные реалии, метод уголовного права не может быть сведен лишь к указанным средствам. Система методов, способов, приемов, средств уголовного права поэтому включает в себя и методы исследования общественных отношений и общественно опасного поведения, и способы их уголовно-правового отражения, и приемы конструирования уголовно-правовых норм, и средства эффективной реализации данных норм. При этом в целом содержание и сочетание приемов и способов, используемых на разных уровнях уголовного законодательства (обусловливания, формулирования и реализации норм), могут быть самыми различными: от социально-экономических, статистических, социологических и тому подобных методов анализа больших совокупностей при криминализации или декриминализации деяний до формально-логических приемов конструирования норм или их применения.
Разумеется, применение социально-экономических и других названных способов исследования при криминализации или декриминализации деяний нельзя отнести к специфическому методу уголовного права. Это способы исследования всякого социального явления. Однако в связи с тем, что и уголовное право по существу представляет собой социальное явление, отрывать такие способы от метода уголовного права тоже нельзя. Безусловно важным поэтому представляется и определение роли в процессе такого исследования собственно уголовно-правовых средств, допустим, при установлении оснований криминализации деяния категории «общественно опасное поведение» и принципов уголовного права.
Метод уголовного права имеет прочный методологический фундамент, который образуют прежде всего общенаучный, логический, исторический, системно-структурный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и аксиологический методы. От метода уголовного права неотрывны и способы, приемы («техника») построения норм уголовного законодательства, и приемы, средства их применения (от способов толкования норм уголовного закона и общих начал назначения наказания до правил квалификации отдельных видов преступлений и т. д.).
Итак, метод уголовного права — это система приемов, способов, средств, используемых при исследовании социальных явлений, обусловливающих содержание уголовного законодательства, конструирование
Савинский А. В. Право в борьбе с коррупцией и оргпреступностью
и применение уголовно-правовых норм; это также и система уголовно-правовых отношений (регулятивных и охранительных, отношений ответственности), которые посредством многоаспектного воздействия на поведение граждан обеспечивают охрану базисных общественных отношений (предмета уголовно-правовой охраны).