Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы 1 страница
(очная форма обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
В том числе в интерактивной форме | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | - | - |
В том числе в интерактивной форме | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма промежуточной аттестации: зачет | - | - |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | курс |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
В том числе в интерактивной форме | ||
Самостоятельная работа | ||
в том числе: | ||
Форма промежуточной аттестации: зачет | ||
Контрольная работа | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО
ТЕМАМ ( РАЗДЕЛАМ)
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
очная форма обучения
Таблица 3
№ темы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Практич. занятия | ИФ | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||
1.1 | Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации. | |||||
№ темы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Практич. занятия | ИФ | ||||
1.2 | Система, структура и организация прокуратуры Российской Федерации | |||||
1.3 | Основные этапы развития прокуратуры и прокурорского надзора в России | |||||
Раздел 2. Отрасли прокурорского надзора | ||||||
2.1 | Надзор за исполнением законов (общий надзор) в сфере таможенного дела | |||||
2.2 | Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере таможенного дела | |||||
2.3. | Надзор за исполнением законов таможенными органами, осуществляющими предварительное расследование | |||||
2.4 | Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу | |||||
2.5. | Надзор за исполнением законов судебными приставами | |||||
Раздел 3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами | ||||||
3.1. | Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел | |||||
3.2 | Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел | |||||
3.3 | Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами | |||||
Модуль 4. Иные направления деятельности органов прокуратуры | ||||||
4.1. | Международное сотрудничество органов прокуратуры | |||||
4.2 | Координация деятельности по борьбе с преступностью | |||||
4.3 | Участие прокуроров в правотворческой деятельности, в заседаниях органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления | |||||
4.4 | Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений | |||||
4.5 | Организация надзора и управления в органах прокуратуры | |||||
Зачет | - | |||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
заочная форма обучения (на базе среднего образования)
№ темы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | ||||||
Всего | Аудиторные занятия | Самосто- ятельная работа | ||||||
Лекции | Практич. занятия | ИФ | ||||||
Раздел 1. Общие положения | ||||||||
1.1 | Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации. | |||||||
1.2 | Система, структура и организация прокуратуры Российской Федерации | |||||||
1.3 | Основные этапы развития прокуратуры и прокурорского надзора в России | |||||||
Раздел 2. Отрасли прокурорского надзора | ||||||||
2.1 | Надзор за исполнением законов (общий надзор) в сфере таможенного дела | |||||||
2.2 | Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере таможенного дела | |||||||
2.3. | Надзор за исполнением законов таможенными органами, осуществляющими предварительное расследование | |||||||
2.4. | Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу | |||||||
2.5 | Надзор за исполнением законов судебными приставами | |||||||
Раздел 3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами | ||||||||
3.1 | Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел | |||||||
3.2 | Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел | |||||||
3.3 | Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами | |||||||
Раздел 4. Иные направления деятельности органов прокуратуры | ||||||||
4.1 | Международное сотрудничество органов прокуратуры | |||||||
4.2 | Координация деятельности по борьбе с преступностью | |||||||
4.3 | Участие прокуроров в правотворческой деятельности, в заседаниях органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления | |||||||
4.4 | Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений | |||||||
4.5 | Организация надзора и управления в органах прокуратуры | |||||||
Зачет | ||||||||
Содержание дисциплины
Раздел 1. Общая часть.
Тема 1.1. Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и
правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации.
Учение о праве, законности и государстве – теоретическая основа прокурорского надзора в Российской Федерации. Сущность, понятие, цели, задачи и значение прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории России, обеспечением верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Место прокурорского надзора в системе государственной власти.
Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составная часть правовой основы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и обеспечения режима законности.
Правовые основы прокурорского надзора. Общая характеристика Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и других федеральных законов, регламентирующих организацию и деятельность прокуратуры. Роль нормативных правовых актов Генерального прокурора Российской Федерации в организации и методическом обеспечении прокурорского надзора и иных направлений в деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Принцип централизации в организации и деятельности прокуратуры.
Принципы законности, публичности, единства, гласности и независимости прокурорского надзора. Коллегиальность в деятельности органов прокуратуры. Гарантии принципов организации и деятельности прокуратуры. Нравственные начала в деятельности прокуратуры.
Функции и основные направления (правовые формы, отрасли) дея-тельности прокуратуры: понятие и общая характеристика. Предмет и объекты прокурорского надзора. Субъекты прокурорского надзора, их полномочия и компетенция. Правовые формы, средства, методы, методика и тактика прокурорского надзора. Правовые акты прокурорского надзора. Методическое обеспечение прокурорского надзора и иных направлений деятельности органов прокуратуры
Концепция прокурорского надзора на современном этапе развития Российской Федерации.
Практическое занятие «Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации.
(продолжительность –2 часа для очной и заочной формы обучения)
1.Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные понятия прокурорского надзора.
2.Вопросы правового регулирования прокурорского надзора в Российской Федерации. Принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
Задания для самостоятельной работы
1. Определите роль и место прокуратуры в правовом государстве.
2. Сформулируйте определение прокуратуры Российской Федерации.
3. Раскройте содержание основных понятий прокурорского надзора.
4. Каковы сущность, цели и задачи прокурорского надзора?
5. Назовите конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
6. Определите и назовите основные принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к практическому занятию.
В процессе подготовки к практическим занятиям студенты, помимо учебной литературы, должны усвоить рекомендованные законы и иные правовые акты, а также изучить действующие приказы и указания Генерального прокурора РФ. Ведомственные нормативные акты содержатся в приложении к комментарию Федерального закона "О прокуратуре РФ", а также в правовых системах “Гарант” и “Консультант плюс”, в сети “Интернет”.
Детально изучая содержание принципов организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации необходимо составить конспект в рабочих тетрадях по данному вопросу, используя рекомендуемые источники и предъявить для проверки преподавателю.
Отвечая на первый вопрос плана семинарского занятия, студенты должны определить понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.
Подробно следует остановиться на целях прокурорского надзора, закрепленных в п. 2 ст. 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, которыми являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества. Затем надо определить задачи прокурорского надзора, разделив их на три вида: общие, специальные и частные (конкретные).
Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Определяя основные понятия прокурорского надзора, слушатели должны раскрыть сущность терминов: “прокурор”, “прокурорские работники”, “прокурорский надзор” как функция прокуратуры, как отрасль юридической науки, как учебная дисциплина, “объект”, “субъект” и “предмет прокурорского надзора”, “полномочия прокурора”, “правовые средства прокурорского надзора”, “акт прокурорского реагирования”, “тактика прокурорского надзора”, “методика прокурорского надзора”.
При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации (п. “о” ст. 71, ст. 129 Конституции РФ), дать общую характеристику Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”. Затем следует указать, что многочисленные полномочия прокурора и его процессуальное положение регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, необходимо отметить, что отдельные нормы о прокурорском надзоре содержатся также в Таможенном кодексе ТС, Трудовом Кодексе РФ, Уголовно-исполнительном кодексе РФ и др.
Подчеркивая особую значимость прокурорского надзора в различных сферах правовых отношений, законодатель счел необходимым включить об этом прямые указания в ряд Федеральных законов, например, в законы “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст. 21), “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (п. 5 ст. 38), “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (ст. 10) и др. Завершая ответ на данный вопрос, следует дать о характеристику иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, нормативно-правовым актам Генерального прокурора Российской Федерации. Необходимо также указать международно-правовые основы деятельности прокуратуры.
Освещая вопрос о принципах организации и деятельности прокуратуры необходимо прежде всего указать, что - это закрепленные в нормативных актах общие, исходные положения, раскрывающие сущность организации и деятельности органов прокуратуры в России.
Затем следует перейти к рассмотрению ст. 4 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, наименование и содержание которой отражает органическое единство принципов организации и функционирования прокурорских органов. К ним относятся: 1) законность; 2) единство и централизация органов прокуратуры; 3) независимость в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений; 4) гласность; 5) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением; 6) деполитизированность органов прокуратуры.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Определите роль и место прокуратуры в правовом государстве.
2. Сформулируйте определение прокуратуры Российской Федерации.
3. Раскройте содержание основных понятий прокурорского надзора.
4. Каковы сущность, цели и задачи прокурорского надзора?
5. Назовите конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
6. Определите и назовите основные принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и
иные источники
8.1.-1-8.
8.2.-1.
8.3.-1,2,3.
Тема 1.2. Система, структура и организация органов прокуратуры Российской Федерации
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры Российской Федерации. Статус прокуратуры Российской Федерации.
Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность и основания освобождения от должности. Статус работников прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. Прокуратуры городов и районов; межрайонные и иные прокуратуры. Специализированные прокуратуры, приравненные соответственно к прокуратурам субъектов Российской Федерации и районным прокуратурам.
Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе по руководству системой прокуратуры Российской Федерации.
Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуроров, в том числе по руководству подчиненными органами прокуратуры. Полномочия прокуроров районов, городов и приравненных к ним специализированных прокуроров.
Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководству подчиненными органами прокуратуры. Коллегии в органах прокуратуры.
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры. Печать органов и учреждений прокуратуры.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры работников прокуратуры, предъявляемые к ним требования и их статус.
Практическое занятие: «Система, структура и организация органов прокуратуры Российской Федерации»
(для очной формы обучения занятие проводится в интерактивной форме «Круглый стол» продолжительность 2 часа)
1. Студенты выступают с докладами по заданной теме, подготовленными в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть и обосновывая свое видение какого-либо проблемного вопроса по теме занятия.
2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.
3. Подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.
Задания для самостоятельной работы
1. Система и структура органов прокуратуры РФ.
2. Организация работы органов Прокуратуры РФ
3. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.
4*. Конспектирование учебной и научной литературы.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к практическому занятию
Для успешного выполнения заданий для самостоятельной работы по данной теме студентам необходимо углубленно изучить, используя рекомендуемую литературу, основные вопросы, придерживаясь следующего примерного плана:
1. Система органов прокуратуры и порядок их формирования.
2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: структура и порядок образования. Правовой статус Генерального прокурора Российской Федерации.
3. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения.
4. Прокуратуры района (города). Межрайонные прокуратуры.
5.Территориальные и специализированные прокуратуры, разграничение полномочий между ними.
При изучении темы следует иметь в виду, что организация работы прокуратуры это прежде всего своевременная постановка перед коллективом и каждым работником конкретных задач, правильная расстановка членов коллектива по участкам работы, эффективное руководство их деятельностью, обеспечение работы коллектива как единого слаженного механизма. Кроме того это и установление объективно необходимых контактов с представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, Департаментом судебных приставов и пр. В основном это - информационные связи призванные обеспечить своевременное поступление достоверной, качественной информации о правонарушениях, о деятельности компетентных органов по их выявлению и устранению, восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, о результативности прокурорского надзора.
Составной частью организации работы в прокуратуре является управленческая деятельность, которая предусматривает: сбор и первичную обработку информации; аналитическую работу и планирование; руководство деятельностью коллектива; повышение деловой квалификации кадров и др.
По первому вопросу студентам нужно уяснить, что систему прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации (высшее звено), прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено), прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено). В систему прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
При рассмотрении данного вопроса следует акцентировать, что особенность прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы проявляется в требовании закона о том, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.
Усвоение материала второго вопроса требует четкого представления о структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Следует кратко остановиться на порядке образования, составе и компетенции Коллегии, центрального аппарата, научно-консультативного совета, Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления, управления и отделы на правах управлений или в составе управлений, возглавляемые начальниками - старшими помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи и следователи по особо важным делам и их помощники. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет также советников и помощников по особым поручениям.
Далее следует подчеркнуть, что в состав Генеральной прокуратуры Российской Федерации входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором. Кроме того, при Генеральной прокуратуре Российской Федерации имеются научные и образовательные учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка (Москва), Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников (Иркутск), Юридический институт прокуратуры Российской Федерации (Санкт-Петербург).
При изучении третьего вопроса плана требуется уяснить, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов федерации (что является известным отступлением от принципа независимости прокуратуры), подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от должности без согласования с указанными выше органами государственной власти.
Четвертый вопрос требует раскрыть структуру аппарата прокуратур основного звена, порядок их формирования. Особое внимание следует уделить вопросу организации работы прокуратуры района (города) как основного звена в системе органов прокуратуры. Кроме того, надо определить полномочия соответствующих прокуроров, порядок назначения их на должность. Следует подчеркнуть, что в городах, где отсутствует районное деление, действуют прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах. В ряде субъектов федерации функционируют межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов. Исходя из особого статуса г Москвы, в столице образованы межмуниципальные (межрайонные) прокуратуры и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.
Пятый вопрос требует рассмотрения специализированных прокуратур, к которым относятся: транспортные (на железнодорожном, водном и воздушном транспорте), природоохранные, военные, прокуратуры, действующие на особо режимных объектах и территориях, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Далее следует усвоить разграничение полномочий территориальных и специализированных прокуратур, учитывая при этом, что функционирование специализированных прокуратур - одна из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений.