Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы 1 страница

(очная форма обучения)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия
в том числе:    
Лекции (Л)
В том числе в интерактивной форме - -
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) - -
В том числе в интерактивной форме
Самостоятельная работа
Форма промежуточной аттестации: зачет - -
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов курс
Аудиторные занятия
в том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
В том числе в интерактивной форме
Самостоятельная работа
в том числе:    
Форма промежуточной аттестации: зачет
Контрольная работа
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО

ТЕМАМ ( РАЗДЕЛАМ)

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

очная форма обучения

Таблица 3

  № темы   Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
    Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практич. занятия ИФ
  Раздел 1. Общая часть  
1.1 Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации.    
  № темы   Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
    Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практич. занятия ИФ
1.2 Система, структура и организация прокуратуры Российской Федерации
1.3 Основные этапы развития прокуратуры и прокурорского надзора в России  
  Раздел 2. Отрасли прокурорского надзора  
2.1 Надзор за исполнением законов (общий надзор) в сфере таможенного дела
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере таможенного дела      
2.3. Надзор за исполнением законов таможенными органами, осуществляющими предварительное расследование  
2.4 Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу  
2.5. Надзор за исполнением законов судебными приставами  
  Раздел 3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами  
3.1. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
3.2 Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
3.3 Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами  
  Модуль 4. Иные направления деятельности органов прокуратуры  
4.1. Международное сотрудничество органов прокуратуры
4.2 Координация деятельности по борьбе с преступностью    
4.3 Участие прокуроров в правотворческой деятельности, в заседаниях органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления  
4.4 Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений      
4.5 Организация надзора и управления в органах прокуратуры  
Зачет -        
ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

заочная форма обучения (на базе среднего образования)

№ темы Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего Аудиторные занятия Самосто- ятельная работа
Лекции Практич. занятия ИФ
  Раздел 1. Общие положения  
1.1 Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации.  
1.2 Система, структура и организация прокуратуры Российской Федерации  
1.3 Основные этапы развития прокуратуры и прокурорского надзора в России    
  Раздел 2. Отрасли прокурорского надзора  
2.1 Надзор за исполнением законов (общий надзор) в сфере таможенного дела
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере таможенного дела  
2.3. Надзор за исполнением законов таможенными органами, осуществляющими предварительное расследование  
2.4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу  
2.5 Надзор за исполнением законов судебными приставами  
  Раздел 3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами    
3.1   Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел    
3.2 Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
3.3 Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами
  Раздел 4. Иные направления деятельности органов прокуратуры
4.1 Международное сотрудничество органов прокуратуры  
4.2 Координация деятельности по борьбе с преступностью  
4.3 Участие прокуроров в правотворческой деятельности, в заседаниях органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления  
4.4 Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений  
4.5 Организация надзора и управления в органах прокуратуры  
Зачет          
 
                 

Содержание дисциплины

Раздел 1. Общая часть.

Тема 1.1. Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и
правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации.

Учение о праве, законности и государстве – теоретическая основа прокурорского надзора в Российской Федерации. Сущность, понятие, цели, задачи и значение прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории России, обеспечением верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Место прокурорского надзора в системе государственной власти.

Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составная часть правовой основы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и обеспечения режима законности.

Правовые основы прокурорского надзора. Общая характеристика Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и других федеральных законов, регламентирующих организацию и деятельность прокуратуры. Роль нормативных правовых актов Генерального прокурора Российской Федерации в организации и методическом обеспечении прокурорского надзора и иных направлений в деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Принцип централизации в организации и деятельности прокуратуры.

Принципы законности, публичности, единства, гласности и независимости прокурорского надзора. Коллегиальность в деятельности органов прокуратуры. Гарантии принципов организации и деятельности прокуратуры. Нравственные начала в деятельности прокуратуры.

Функции и основные направления (правовые формы, отрасли) дея-тельности прокуратуры: понятие и общая характеристика. Предмет и объекты прокурорского надзора. Субъекты прокурорского надзора, их полномочия и компетенция. Правовые формы, средства, методы, методика и тактика прокурорского надзора. Правовые акты прокурорского надзора. Методическое обеспечение прокурорского надзора и иных направлений деятельности органов прокуратуры

Концепция прокурорского надзора на современном этапе развития Российской Федерации.

Практическое занятие «Сущность, понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации.

(продолжительность –2 часа для очной и заочной формы обучения)

1.Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные понятия прокурорского надзора.

2.Вопросы правового регулирования прокурорского надзора в Российской Федерации. Принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите роль и место прокуратуры в правовом государстве.

2. Сформулируйте определение прокуратуры Российской Федерации.

3. Раскройте содержание основных понятий прокурорского надзора.

4. Каковы сущность, цели и задачи прокурорского надзора?

5. Назовите конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

6. Определите и назовите основные принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию.

В процессе подготовки к практическим занятиям студенты, помимо учебной литературы, должны усвоить рекомендованные законы и иные правовые акты, а также изучить действующие приказы и указания Генерального прокурора РФ. Ведомственные нормативные акты содержатся в приложении к комментарию Федерального закона "О прокуратуре РФ", а также в правовых системах “Гарант” и “Консультант плюс”, в сети “Интернет”.

Детально изучая содержание принципов организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации необходимо составить конспект в рабочих тетрадях по данному вопросу, используя рекомендуемые источники и предъявить для проверки преподавателю.

Отвечая на первый вопрос плана семинарского занятия, студенты должны определить понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Подробно следует остановиться на целях прокурорского надзора, закрепленных в п. 2 ст. 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, которыми являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества. Затем надо определить задачи прокурорского надзора, разделив их на три вида: общие, специальные и частные (конкретные).

Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Определяя основные понятия прокурорского надзора, слушатели должны раскрыть сущность терминов: “прокурор”, “прокурорские работники”, “прокурорский надзор” как функция прокуратуры, как отрасль юридической науки, как учебная дисциплина, “объект”, “субъект” и “предмет прокурорского надзора”, “полномочия прокурора”, “правовые средства прокурорского надзора”, “акт прокурорского реагирования”, “тактика прокурорского надзора”, “методика прокурорского надзора”.

При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации (п. “о” ст. 71, ст. 129 Конституции РФ), дать общую характеристику Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”. Затем следует указать, что многочисленные полномочия прокурора и его процессуальное положение регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, необходимо отметить, что отдельные нормы о прокурорском надзоре содержатся также в Таможенном кодексе ТС, Трудовом Кодексе РФ, Уголовно-исполнительном кодексе РФ и др.

Подчеркивая особую значимость прокурорского надзора в различных сферах правовых отношений, законодатель счел необходимым включить об этом прямые указания в ряд Федеральных законов, например, в законы “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст. 21), “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (п. 5 ст. 38), “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (ст. 10) и др. Завершая ответ на данный вопрос, следует дать о характеристику иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, нормативно-правовым актам Генерального прокурора Российской Федерации. Необходимо также указать международно-правовые основы деятельности прокуратуры.

Освещая вопрос о принципах организации и деятельности прокуратуры необходимо прежде всего указать, что - это закрепленные в нормативных актах общие, исходные положения, раскрывающие сущность организации и деятельности органов прокуратуры в России.

Затем следует перейти к рассмотрению ст. 4 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, наименование и содержание которой отражает органическое единство принципов организации и функционирования прокурорских органов. К ним относятся: 1) законность; 2) единство и централизация органов прокуратуры; 3) независимость в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений; 4) гласность; 5) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением; 6) деполитизированность органов прокуратуры.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите роль и место прокуратуры в правовом государстве.

2. Сформулируйте определение прокуратуры Российской Федерации.

3. Раскройте содержание основных понятий прокурорского надзора.

4. Каковы сущность, цели и задачи прокурорского надзора?

5. Назовите конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

6. Определите и назовите основные принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и

иные источники

8.1.-1-8.

8.2.-1.

8.3.-1,2,3.

Тема 1.2. Система, структура и организация органов прокуратуры Российской Федерации

Система, структура и порядок образования органов прокуратуры Российской Федерации. Статус прокуратуры Российской Федерации.

Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность и основания освобождения от должности. Статус работников прокуратуры.

Генеральная прокуратура Российской Федерации. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. Прокуратуры городов и районов; межрайонные и иные прокуратуры. Специализированные прокуратуры, приравненные соответственно к прокуратурам субъектов Российской Федерации и районным прокуратурам.

Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе по руководству системой прокуратуры Российской Федерации.

Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуроров, в том числе по руководству подчиненными органами прокуратуры. Полномочия прокуроров районов, городов и приравненных к ним специализированных прокуроров.

Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководству подчиненными органами прокуратуры. Коллегии в органах прокуратуры.

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры. Печать органов и учреждений прокуратуры.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры работников прокуратуры, предъявляемые к ним требования и их статус.

Практическое занятие: «Система, структура и организация органов прокуратуры Российской Федерации»

(для очной формы обучения занятие проводится в интерактивной форме «Круглый стол» продолжительность 2 часа)

1. Студенты выступают с докладами по заданной теме, подготовленными в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть и обосновывая свое видение какого-либо проблемного вопроса по теме занятия.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. Подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Задания для самостоятельной работы

1. Система и структура органов прокуратуры РФ.

2. Организация работы органов Прокуратуры РФ

3. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.

4*. Конспектирование учебной и научной литературы.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

Для успешного выполнения заданий для самостоятельной работы по данной теме студентам необходимо углубленно изучить, используя рекомендуемую литературу, основные вопросы, придерживаясь следующего примерного плана:

1. Система органов прокуратуры и порядок их формирования.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: структура и порядок образования. Правовой статус Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения.

4. Прокуратуры района (города). Межрайонные прокуратуры.

5.Территориальные и специализированные прокуратуры, разграничение полномочий между ними.

При изучении темы следует иметь в виду, что организация работы прокуратуры это прежде всего своевременная постановка перед коллективом и каждым работником конкретных задач, правильная расстановка членов коллектива по участкам работы, эффективное руководство их деятельностью, обеспечение работы коллектива как единого слаженного механизма. Кроме того это и установление объективно необходимых контактов с представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, Департаментом судебных приставов и пр. В основном это - информационные связи призванные обеспечить своевременное поступление достоверной, качественной информации о правонарушениях, о деятельности компетентных органов по их выявлению и устранению, восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, о результативности прокурорского надзора.

Составной частью организации работы в прокуратуре является управленческая деятельность, которая предусматривает: сбор и первичную обработку информации; аналитическую работу и планирование; руководство деятельностью коллектива; повышение деловой квалификации кадров и др.

По первому вопросу студентам нужно уяснить, что систему прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации (высшее звено), прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено), прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено). В систему прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

При рассмотрении данного вопроса следует акцентировать, что особенность прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы проявляется в требовании закона о том, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Усвоение материала второго вопроса требует четкого представления о структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Следует кратко остановиться на порядке образования, составе и компетенции Коллегии, центрального аппарата, научно-консультативного совета, Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления, управления и отделы на правах управлений или в составе управлений, возглавляемые начальниками - старшими помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи и следователи по особо важным делам и их помощники. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет также советников и помощников по особым поручениям.

Далее следует подчеркнуть, что в состав Генеральной прокуратуры Российской Федерации входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором. Кроме того, при Генеральной прокуратуре Российской Федерации имеются научные и образовательные учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка (Москва), Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников (Иркутск), Юридический институт прокуратуры Российской Федерации (Санкт-Петербург).

При изучении третьего вопроса плана требуется уяснить, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов федерации (что является известным отступлением от принципа независимости прокуратуры), подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от должности без согласования с указанными выше органами государственной власти.

Четвертый вопрос требует раскрыть структуру аппарата прокуратур основного звена, порядок их формирования. Особое внимание следует уделить вопросу организации работы прокуратуры района (города) как основного звена в системе органов прокуратуры. Кроме того, надо определить полномочия соответствующих прокуроров, порядок назначения их на должность. Следует подчеркнуть, что в городах, где отсутствует районное деление, действуют прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах. В ряде субъектов федерации функционируют межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов. Исходя из особого статуса г Москвы, в столице образованы межмуниципальные (межрайонные) прокуратуры и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.

Пятый вопрос требует рассмотрения специализированных прокуратур, к которым относятся: транспортные (на железнодорожном, водном и воздушном транспорте), природоохранные, военные, прокуратуры, действующие на особо режимных объектах и территориях, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Далее следует усвоить разграничение полномочий территориальных и специализированных прокуратур, учитывая при этом, что функционирование специализированных прокуратур - одна из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений.

Наши рекомендации