Правовые основы государственной гражданской службы
Система государственной службы включает следующие виды:
• ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА (от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
• ВОЕННАЯ СЛУЖБА (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и т.д.);
• ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 28.12.2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»; от 03.04.1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» и т.д.)
Правовые основы государственной гражданской службы
Государственная гражданская служба (ст.5 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий:
• федеральных государственных органов,
• государственных органов субъектов РФ,
• лиц, замещающих государственные должности РФ,
• лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы (ст.13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет.
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители;
2) помощники (советники);
3) специалисты;
4) обеспечивающие специалисты.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Статус гражданского служащего определяют его права, обязанности, ограничения и запреты (ст.ст. 14-17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации).
4. Административное правонарушение: понятие, состав
Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.
Административное правонарушение является основанием административной ответственности.
Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается административным правонарушением (проступком).
Состав административного правонарушения: 1) объект; 2) объективная сторона; 3) субъект; 4) субъективная сторона.
Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть признано проступком.
Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые охраняются административным правом и в отношении которых осуществлено противоправное деяние.
Объективная сторона проступка – это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.
Субъектами административного правонарушения являются вменяемые, достигшие 16-тилетнего возраста физические лица, лица, обладающие специальным административно-правовым статусом (например, водители или должностные лица); а также организации.
Субъективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).