Глава XII. Источники права. защите установленных данными актами правил поведения

защите установленных данными актами правил поведения. Норма­тивный правовой акт является односторонним актом текстуального выражения воли правотворческого органа, и этим он отличается от нормативных договоров. Не являются исключением и нормативные правовые акты, принимаемые через референдум, так как и в этом случае текстуальное содержание дается императивно.

2. Принимается с соблюдением определенной процедуры, при­званной оптимизировать содержание правового текста и его форму.

3. Имеет признаки официального письменного документа: на­звание акта; указание на то, где, когда и кем он был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера.

4. Имеет собственную структуру: содержание нормативно-пра­вового акта может выражаться в частях, разделах, статьях, парагра­фах, пунктах и подпунктах акта.

5. Имеет заранее установленную юридическую силу и занимает строго определенное место в иерархии нормативно-правовых актов.

6. Имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Это означает, что, во-первых, дата вступления в юридическую силу нормативно-правового акта и дата утраты им юридической силы, как правило, могут быть однозначно установлены;

во-вторых, данный акт действует на всей территории, на которую распространяется юрисдикция субъекта, издавшего акт; в-третьих, распространяется на всех субъектов, находящихся на данной терри­тории.

7. Конституирует общие правовые нормы. При этом содержа­нием нормативного акта могут быть не только правила поведения, но и другая правовая информация, которая может быть использована в правовой практике: призывы, преамбулы, дефиниции и др.

Понятие закона. Все гетерономные нормативные правовые акты подразделяются назаконы и подзаконные нормативные акты(указы президента, постановления правительства и т. д.).

Законы занимают особое место в иерархии нормативно-пра­вовых актов. Они призваны регулировать наиболее важные обще­ственные отношения, и этим определяются их специфические отли­чительные черты. В современных демократических государствах законы принимаются представителями народа (в лице специальных

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

законодательных органов) путем специальной процедуры и должны отражать его (народа) волю, что придает им высшую легитимность по сравнению с другими правовыми актами. Как говорили древние римляне — «voluntas populi suprema lex», т. е. «воля народа — высший закон». Соответственно закон наделяетсявысшей юридической силой. Это означает, что никакой иной нормативный правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни из­менить. И наоборот, закон может отменить или изменить любой другой нормативно-правовой акт. В случае противоречия между текстуаль­ными нормами закона и подзаконного акта применяется норма закона. Если противоречат друг другу нормы законов, обладающих равной юридической силой, то применяется закон, изданный позднее.

Таким образом,закон в формально-юридическом смысле можно определить как принятыйв особом порядке акт законодательного органа, регулирующийнаиболее важные общественные отношения иобладающий высшей юридической силой.

В силу особой значимости законов они принимаютсяспециально уполномоченными на этоорганами государства иличерез рефе­рендум и с соблюдениемспециальной процедуры. Такая процедура имеет несколько стадий, называемыхстадиями законотворчества.Выделяют следующие стадии:законодательная инициатива, обсуж­дение законопроекта, принятие закона, опубликование (промуль­гация).

Законодательная инициатива представляет собой право, пре­доставленное строго определенному кругу лиц или учреждений на внесение в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.

Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. При необходимости он может быть вынесен на всенародное обсуждение. Текст законопроекта обсуждается поста­тейно, по разделам и в целом. Предложенные поправки голосуются отдельно.

Принятие закона происходит на заседании законодательного органа (или через референдум) путем подачи голосов «за» законо­проект или «против» него. Для принятия закона требуется простое (больше половины) или так называемое квалифицированное боль­шинство (2/3, 3/4 и т. д.) голосов, поданных за законопроект.

Наши рекомендации