Глава XII. Источники права. защите установленных данными актами правил поведения
защите установленных данными актами правил поведения. Нормативный правовой акт является односторонним актом текстуального выражения воли правотворческого органа, и этим он отличается от нормативных договоров. Не являются исключением и нормативные правовые акты, принимаемые через референдум, так как и в этом случае текстуальное содержание дается императивно.
2. Принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание правового текста и его форму.
3. Имеет признаки официального письменного документа: название акта; указание на то, где, когда и кем он был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера.
4. Имеет собственную структуру: содержание нормативно-правового акта может выражаться в частях, разделах, статьях, параграфах, пунктах и подпунктах акта.
5. Имеет заранее установленную юридическую силу и занимает строго определенное место в иерархии нормативно-правовых актов.
6. Имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Это означает, что, во-первых, дата вступления в юридическую силу нормативно-правового акта и дата утраты им юридической силы, как правило, могут быть однозначно установлены;
во-вторых, данный акт действует на всей территории, на которую распространяется юрисдикция субъекта, издавшего акт; в-третьих, распространяется на всех субъектов, находящихся на данной территории.
7. Конституирует общие правовые нормы. При этом содержанием нормативного акта могут быть не только правила поведения, но и другая правовая информация, которая может быть использована в правовой практике: призывы, преамбулы, дефиниции и др.
Понятие закона. Все гетерономные нормативные правовые акты подразделяются назаконы и подзаконные нормативные акты(указы президента, постановления правительства и т. д.).
Законы занимают особое место в иерархии нормативно-правовых актов. Они призваны регулировать наиболее важные общественные отношения, и этим определяются их специфические отличительные черты. В современных демократических государствах законы принимаются представителями народа (в лице специальных
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
законодательных органов) путем специальной процедуры и должны отражать его (народа) волю, что придает им высшую легитимность по сравнению с другими правовыми актами. Как говорили древние римляне — «voluntas populi suprema lex», т. е. «воля народа — высший закон». Соответственно закон наделяетсявысшей юридической силой. Это означает, что никакой иной нормативный правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить. И наоборот, закон может отменить или изменить любой другой нормативно-правовой акт. В случае противоречия между текстуальными нормами закона и подзаконного акта применяется норма закона. Если противоречат друг другу нормы законов, обладающих равной юридической силой, то применяется закон, изданный позднее.
Таким образом,закон в формально-юридическом смысле можно определить как принятыйв особом порядке акт законодательного органа, регулирующийнаиболее важные общественные отношения иобладающий высшей юридической силой.
В силу особой значимости законов они принимаютсяспециально уполномоченными на этоорганами государства иличерез референдум и с соблюдениемспециальной процедуры. Такая процедура имеет несколько стадий, называемыхстадиями законотворчества.Выделяют следующие стадии:законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (промульгация).
Законодательная инициатива представляет собой право, предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений на внесение в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. При необходимости он может быть вынесен на всенародное обсуждение. Текст законопроекта обсуждается постатейно, по разделам и в целом. Предложенные поправки голосуются отдельно.
Принятие закона происходит на заседании законодательного органа (или через референдум) путем подачи голосов «за» законопроект или «против» него. Для принятия закона требуется простое (больше половины) или так называемое квалифицированное большинство (2/3, 3/4 и т. д.) голосов, поданных за законопроект.