Многие страны уже приняли соответствующие законы, включая Россию.
Вопрос 60. Роль международных договоров и иных международно-правовых актов в обеспечении функционирования международного коммерческого арбитража.
Повышение значимости арбитражного способа разрешения международных коммерческих споров + существенные различия в национальном праве – потребность в упорядочении этого института – увеличивается роль международного права, прежде всего международных договоров.
Роль международного права в разрешении международных коммерческих споров проявляется в трех направлениях:
а) унификация процедурных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств;
б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других;
в) создание и определение правовых основ деятельности специализированных международных центров по рассмотрению определенных видов коммерческих споров.
Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.
· разработана под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы, принята в Женеве 21 апреля 1961 г. и вступила в силу 7 января 1964 г.
· вышла за региональные рамки в результате присоединения неевропейских государств. Россия участвует в ней с 1962 г.
Конвенция содержит правила, определяющие порядок формирования арбитража, рассмотрения дела, вынесения решений, а также условия и последствия признания арбитражного решения недействительным.
Применима к ad hoc и к «постоянным арбитражным органам» при условии, что стороны, имеют местонахождение на территории разных договаривающихся государств (ст. 1).
Несколько важных правил для международного коммерческого арбитража закреплено в Конвенции:
1) при рассмотрении дела арбитрами могут быть не только граждане страны, где спор рассматривается, но и иностранные граждане (ст. 3);
2) предусмотрено право юридических лиц, которые по своему национальному закону относятся к «юридическим лицам публичного права», также передавать свои споры на арбитражное разбирательство. По национальным законам юридические лица публичного права часто такой возможности лишены и могут обращаться лишь в государственные суды (ст. 2);
3) установлен принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны право не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с коллизионными нормами;
4) арбитры могут по договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских посредников» (ст. 7).
Устанавливает общий принцип, согласно которому государственный суд обязан отказаться от рассмотрения спора, по которому между сторонами заключено арбитражное соглашение. Кроме того, установлены порядок отвода государственного суда, порядок рассмотрения государственным судом вопроса о наличии или действительности арбитражного соглашения и правила выбора права, по которому этот вопрос должен решаться.
Не получила широкого применения, что привело к использованию иной — был создан Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже.
Разработан в Комиссии ООН по праву международной торговли, одобрен ген асамбл 11 декабря 1985 г.
Рекомендован в качестве модели национального закона.
В 2006 г. был пересмотрен --новая редакция Закона.
Не является международным договором, поэтому не обладает обязательной юридической силой.
Многие страны уже приняли соответствующие законы, включая Россию.
В международной коммерческой практике довольно часто применяются арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН:
· Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г.,
· Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г.,
· Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г.