Особенности российской исполнительной власти.
Из интернета:
Согласно ст. 110 п. 1. Конституции РФ, «исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Правовую основу его организации и деятельности составляет глава 6 «Правительство Российской Федерации» Конституции РФ и Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1998 года «О Правительстве Российской Федерации».
Структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства РФ определяется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства, которого назначает Президент РФ по согласованию с Государственной Думой.
Правительство РФ состоит из его Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Иногда выделяются должности первого заместителя или первых заместителей Председателя Правительства РФ.
Решение Правительства, его главы и их заместителей готовится в департаментах аппарата Правительства в согласовании с Администрацией Президента РФ, а по вопросам законодательства и бюджета также — с комитетами Государственной Думы.
Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации (ст. 114).
За результаты своей деятельности Правительство РФ несёт ответственность перед Президентом РФ и Государственной Думой. Однако Государственная Дума не правомочна отправлять в отставку Правительство даже тогда, когда последнему выражено недоверие. Конституция РФ устанавливает, что только Президент РФ может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ст. 117 п. 2). Президент же решает вопрос об отставке Правительства РФ в случае вынесения таковому вотума недоверия со стороны Государственной Думы. «После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ст. 117 п. 3).
Согласно поправке к Конституции РФ, вступившей в силу 31.12.2008 года, Правительство России обязано ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом
Органы правосудия.
Они представляют третью ветвь власти - судебную. Судебная власть осуществляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие осуществляется только судами, создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом, принятым Государственной Думой 23 октября 1996 г. (в ред. от 15 декабря 2001 г.).
Поскольку Россия - государство федеральное, то устанавливается двухуровневая судебная система:
1) федеральные суды, к которым относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ. федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ;
2) суды субъектов РФ. включающие конституционные суды субъектов РФ, мировые суды.
Мировые суды являются низшим звеном судебной системы в городах, районах и т.п. Они рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи.
Хотя судебная власть в Российской Федерации едина и неделима, однако условно правосудие можно разделить на три "ветви":
o конституционное правосудие;
o общее правосудие;
o арбитражное правосудие.
Разбирательство по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоящие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами:
o высшее звено (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;
o среднее звено (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяет законность и обоснованность решений, приговоров, определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу;
o основное низовое звено (районные, городские суды, мировые суды) рассматривает гражданские, административные, уголовные и иные дела по существу, вынося решения - по гражданским делам, приговоры - по уголовным, определения - по любому из этих производств.
Конституционное правосудие осуществляют созданный в 1992 г. Конституционный Суд РФ и конституционные суды республик. Их основная функция состоит в охране и защите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Конституции РФ. разрешении споров о компетенции между органами федеральной власти, а также Федерации и субъектов Российской Федерации.
Экономические споры и споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного.
Судьями могут быть только граждане РФ. отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом "О статусе судей в РФ" от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 15 декабря 2001 г.). Они должны иметь высшее юридическое образование и определенный стаж работы по юридической профессии. Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, основано на состязательности и равноправии сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом (обычно по уголовным делам), судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей - выбранных случайным образом людей, присутствующих на суде и высказывающих свое мнение перед окончательным принятием решения.
Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граждан не моложе 25 лет, не подвергавшихся уголовному преследованию. Всего должны быть отобраны 12 комплектных, т.е. имеющих право выносить вердикт по делу, и двое запасных. Функция заседателей состоит в определении виновности или невиновности подсудимого. Только после этого суд принимает решение голосованием.