Глава XIV. Система норм права
ГЛАВА XIV
СИСТЕМА НОРМ ПРАВА
Отрасли, подотрасли и институты права
Нормы права функционируют не сами по себе, а в рамках единой системы, на основе которой осуществляется правовое регулирование поведения участников общественных отношений. В контексте излагаемой в данном учебнике концепции права, в которой право не отождествляется с нормами,следует различать систему права и систему норм права.
Система права, рассмотренная в своей эйдетической структуре, состоит изправовых норм и возникающих на их основеправовых отношений (см. главу IV «Понятие права»). В своем социологическом ракурсе система права представляет собойединство функционирующих в данном общественормативно определенных правовых отношений.
В отличие от системы правасистема норм права — этосовокупность взаимосвязанных меиеду собой правовых норм. Основные элементы такой системы —нормы права — в зависимости от своего функционального предназначения объединяются в более общие структурные подразделения системы —институты, подотрасли и отрасли норм права.
Подотраслью права, точнее —отраслью норм права, принято пониматьсовокупность действующих правовых норм, специфическим образом регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Деление совокупности действующих правовых норм на отрасли права осуществляется в соответствии с двумя основными критериями:предметом правового регулирования и методом правового регулирования.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Регулируемые правовыми нормами общественные отношения называютсяпредметом правового регулирования. Каждая отрасль норм права имеет собственный предмет правового регулирования, т. е. регулируемые ею однородные общественные отношения. Так, предметом правового регулирования гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и т. д.
Помимо предмета правового регулирования к основным критериям деления норм права на отрасли относят такжеметод правового регулирования. Подметодом правового регулирования традиционно понимаетсяспособ правового воздействия наповедениеучастников общественных отношений. Вгосударственно-организованном праве метод правового регулирования представляет собой способ правового воздействия на правовые отношения состороны государства. Точнее было бы сказать, что метод правового регулирования — этоспособ организации первичного правового текста,позволяющий определять поведение участников коммуникативных отношений. Существуют два типичных метода правового регулирования— императивный и диспозитивный.
С помощьюимперативного метода регулируются общественные отношения, один из участников которых обладает властными полномочиями, а другой — обязанностью подчиняться. Императивным методом, таким образом, регулируются отношениясубординации,властеподчинения, т. е. публично-правовые отношения. Правило поведения, которое формулируется при использовании данного метода, является императивным, т. е. властно предписывающим лишь один возможный вариант поведения обязанной стороны:соблюдение запрета илиисполнение обязанности. При этом властные правовые предписаниянепосредственно устанавливают порядок возникновения прав и обязанностей участников общественных отношений и их объем. Нарушение установленных правовых обязанностей вызывает наступление нормативно определенных негативных последствий
Глава XIV. Система норм права
(санкций) независимо от желания потерпевшего, что позволяет в данном случае говорить омонологическом характере коммуникации, осуществляемой с приоритетом прямой связи.
Отношения между юридически равными субъектами, не связанными друг с другом отношениями власти и подчинения, регулируются при помощидиспозитивного метода, илиметода автономии.Метод автономии является методомкоординации отношений, характерным для частного права. Нормы, используемые при данном методе правового регулирования, предоставляют субъектам право выбора варианта поведения в границах, установленных правовыми нормами, в том числе право добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязанности по отношению друг к другу. Нарушение установленных правовых обязанностей влечет наступление негативных последствий (санкций) не из самого факта нарушения, а лишь потребованию заинтересованной стороны в исковом порядке, что позволяет в данном случае охарактеризовать коммуникацию какдиалогическую, осуществляемую с приоритетом обратной связи.
В рамках каждой отрасли норм права методы правового регулирования получают свою специфику в зависимости от предмета правового регулирования и характеризуются понятиемправового режима.' Понятие «правовой режим» призвано полнее характеризовать своеобразие правового регулирования каждой отрасли. Зачастую в основе конкретного правового режима лежит определенное сочетание автономного и императивного методов, обусловленное особенностями предмета правового регулирования. В своем наиболее «чистом» виде указанные методы проявляются вгражданском праве(автономный метод),уголовном праве и административном праве (императивный метод).
Указанные отраслиматериального права, наряду с соответствующим отраслямипроцессуального права (гражданско-процес-суальное право, уголовно-процессуальное право, административно-процессуальное право), образуют так называемыеосновные отрасли системы норм государственно-организованного права.Во главе них находится отрасльконституционного права, которая
' Алексеев С. С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 372-375. 359
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
определяет основные нормативные начала развития других отраслей. Помимо названных, в системе норм права выделяют также отрасли, в свое время отделившиеся от основных:трудовое право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, налоговое право и др.
В рамках крупных правовых отраслей выделяютподотрасли,состоящие изряда правовых институтов, имеющих определенную родовую обособленность. Например, в отрасли гражданского права выделяют такие подотрасли, как авторское право, жилищное право, наследственное право и др.
Институт права — этоустойчивая группа правовых норм,регулирующих определеннуюразновидность качественно однородных общественных отношений. Правовые институты могут бытьотраслевыми и межотраслевыми. Примерами отраслевых правовых институтов являются такие институты отрасли трудового права, как институт заключения трудового договора, институт расторжения трудового договора, институт заработной платы и т. д. Примером межотраслевого правового института является институт юридической ответственности, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, административного, гражданского права и других отраслей.
Частное и публичное право
В системе норм права можно также выделить такие общности, как частное право и публичное право. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке давно — оно было известно уже римским юристам. В современных правовых системах делению права по этому критерию придается различное значение. Наибольшее значение оно сохраняет в так называемойромано-германской правовой системе, впитавшей в себя основные положения древне-римской правовой доктрины.
Е. В. Спекторский в связи с этим писал: «Все юридические нормы и отношения обыкновенно распределяются по двум категориям права частного и публичного. Такое различие и даже противоположность имеет не только классификационное значение, но также и принципиальное. Это различие двух юридических систем. Система частного права — это собственно система римского гражданского права, доведенная уже классическими юристами до такой степени логического совершенства, что они уже видели в ней логику права вообще (ratio juris) и даже логику самой природы (ratio naturalis). В дальнейшей обработке юристами конца