Конституционные основы бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации

Реферат

По дисциплине «Бюджетное право»

Правовые основы бюджетной деятельности в Ярославской области

БГТИ (ф) ОГУ 080105.65.6013.595.О

Руководитель работы

____________Пестова Т.П.

"_____"_______________20___г.

Исполнитель

Студент группы 405

__________Платонова Ю.В.

"_____"________________20__г.

Бузулук 2013

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………......
1 Конституционные основы бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации………………………………………………………  
2 Источники права, регулирующие бюджетные правоотношения в Ярославской области……………………………………  
3 Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений в Ярославской области……………………………………    
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Введение

Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности - составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более - в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета - свыше трех лет.

Составление проекта бюджета - один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.

Правовую основу субъектов в Российской Федерации составляют: Конституция Российской Федерации; федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации; конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Объект исследования - Субъект Российской Федерации - Ярославская область.

Предметом исследования выступают источники права, регулирующие бюджетные правоотношения в Ярославской области.

Целью данной работы является раскрытиеправовых основ бюджетной деятельности в субъекте Российской Федерации - Ярославской области. Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи:

- рассмотрим конституционные основы бюджетной деятельности субъектов РФ;

- определим источники права, регулирующие бюджетные правоотношения в Ярославской области;

- рассмотрим проблемы нормотворчества органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений в субъекте РФ Ярославской области.

Конституционные основы бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации

В конституции Российской Федерации четко выделяются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации.

В ведении Российской Федерации, согласно статье 71 Конституции, находятся:

-федеральный бюджет;

-федеральные налоги и сборы;

-федеральные фонды регионального развития.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся установление общих принципов налогообложения и сборов.

Статьей 73 Конституции устанавливается, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что не отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велико, что перечислить все вопросы, которыми они должны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно. Приведение в Конституции списка вопросов, отнесенных к исключительному ведению субъектов Федерации, вынудило бы регионы ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.[1]

По мнению экспертов, такой подход позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов - федеральных и субъектов Федерации - точностью определять пределы полномочий субъектов Российской Федерации. Естественно, при этом не исключается возможность возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. Эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции. В соответствии с п. 3 ст. 125 Конституции споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации вправе решать Конституционный Суд Российской Федерации.

В ст. 76 Конституции устанавливается, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Важно подчеркнуть формулировку «принимаемые в соответствии с ними», поскольку только при соблюдении этого условия законы или иные акты регионов будут иметь юридическую силу и могут применяться судами и иными органами, организациями и гражданами.[2]

Субъекты Федерации не могут формировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде Российской Федерации.[3]

Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституцией, уставом субъекта Федерации, законами и иными региональными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

-распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

-верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

-единство системы государственной власти;

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

-разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

-самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

-самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации. Уставом (конституцией) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Положения об указанных территориальных органах утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность за нарушение федерального законодательства, а также обеспечивают соответствие федеральному законодательству принимаемых или принятых ими конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия регионами нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Наши рекомендации