Решение Верховного Суда РФ от 6 июня 2012 года N АКПИ12-693

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Решение Верховного Суда РФ от 6 июня 2012 года N АКПИ12-693

[Заявление оставлено без удовлетворения, поскольку предлагаемый для вынесения на референдум РФ вопрос является сложносоставным, каждая из его частей может восприниматься участниками референдума различно, кроме того, возможность дать на него однозначный ответ затруднена также в связи с комплексным и масштабным характером Протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО]

___________________________________________________________

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.09.2012 N АПЛ12-499 данное решение оставлено без изменения

___________________________________________________________

(Извлечение)

Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Александрове В.О., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению уполномоченного представителя региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации от субъекта Российской Федерации - города Москвы Бабкина К.А. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 апреля 2012 года N 118/917-6 "О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?", предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации",

установил:

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 апреля 2012 года N 118/917-6 утверждено заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?", предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации (далее - Постановление).

Уполномоченный представитель региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации от субъекта Российской Федерации - города Москвы Бабкин К.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене Постановления.

Как указывает заявитель, оспариваемое Постановление и утвержденное им заключение являются незаконными и необоснованными, приняты в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае присоединения к ВТО Россия необоснованно потеряет часть суверенитета, поставит отечественную промышленность и сельхозпроизводителя в невыгодные и неконкурентоспособные условия.

В суде представители Бабкина К.А. по доверенности Благов В.М., Некрасов А.М. поддержали заявленные требования.

Представители ЦИК России Ситникова А.В., Воронин Д.Ю., Соломонидина И.О. возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с законом и не нарушает права граждан на участие в референдуме.

Выслушав объяснения представителей Бабкина К.А. по доверенности Благова В.М., Некрасова А.М., представителей ЦИК России Ситниковой А.В., Воронина Д.Ю., Соломонидиной И.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" предусматривает, что на референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (пункт 10 части 5 статьи 6).

Как установлено в судебном заседании, в течение ряда лет Российская Федерация вела переговоры об условиях присоединения к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации предусматривает участие федеральных органов государственной власти.

По завершении переговоров Генеральный Совет ВТО одобрил их результаты, которые зафиксированы в Протоколе о присоединении и приложениях к нему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, реализуя свои полномочия, предоставленные ему Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", издало распоряжение от 13 декабря 2011 года N 2231-р "О подписании Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации".

Протокол был подписан Российской Федерацией 16 декабря 2011 года.

Международные договоры в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона (статья 14 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Часть 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации международных договоров Российской Федерации.

С момента одобрения Правительством Российской Федерации представленного Минэкономразвития России согласованного с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и проработанного с членами Всемирной торговой организации проекта Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации и поручения Минэкономразвития России подписать от имени Российской Федерации Протокол предлагаемый вопрос не может выноситься на референдум, поскольку относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти, которые приступили к реализации своей компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации", Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" не говорит об исключительной компетенции какого-либо органа при решении вопроса о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации, и доводы заявителя и его представителей основаны на ошибочном толковании положений пункта 10 части 5 статьи 6 указанного Федерального конституционного закона.

Таким образом, вывод ЦИК России о том, что предлагаемый вопрос не может быть вынесен на референдум Российской Федерации, соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

Вопрос, выносимый на референдум, согласно части 7 статьи 6 данного Федерального конституционного закона должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

В утвержденном ЦИК России заключении обоснованно сделан вывод о том, что предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос является сложносоставным, каждая из его частей может восприниматься участниками референдума различно. Возможность дать на него однозначный ответ затруднена также в связи с комплексным и масштабным характером Протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Формулировка вопроса предполагает предварительное ознакомление участников референдума с Протоколом о присоединении Российской Федерации. Протокол включает ссылку на номера параграфов Доклада Рабочей группы о присоединении России ко Всемирной торговой организации, которые в случае присоединения становятся международными обязательствами Российской Федерации (160 обязательств).

К Протоколу прикладывается Перечень обязательств Российской Федерации по тарифам, который включает: Часть 1 с перечислением 11256 кодов товарной номенклатуры, Часть 2 касается преференциальных тарифов, Часть 3 касается нетарифных уступок, Часть 4 касается обязательств по поддержке сельского хозяйства и экспортных субсидий, Часть 5 - обязательств по экспортным пошлинам с перечислением 466 кодов товарной номенклатуры, описанием товарных позиций по каждому коду. Приложение 1 к Части 1 касается матрицы применения обязательств по тарифам, включая коды товарной номенклатуры и параметры снижения ставок пошлин по годам примерно 7000 тарифных линий. Перечень обязательств по доступности на рынке услуг в 116 секторах (по классификации Всемирной торговой организации), каждое из которых состоит из трех или в некоторых случаях четырех обязательств в зависимости от способов поставки услуг на российский рынок.

Минимальное число обязательств, которые перечислены в Протоколе о присоединении и приложениях к нему, превышает 23150.

В данном контексте восприятие предлагаемого для вынесения на референдум вопроса как единого целого исключается, поскольку содержащиеся в Протоколе условия и обязательства различны по существу.

Кроме того, Протокол о присоединении Российской Федерации подписан на официальных языках Всемирной торговой организации (английском, французском и испанском), а Приложения к Протоколу составлены на английском языке. На русском языке - государственном языке Российской Федерации - Протокол не подписывался. Гражданин Российской Федерации не имеет возможности ознакомиться с положениями указанных условий и обязательств в целях совершения осознанного выбора. Таким образом, действительная воля народа Российской Федерации в ходе референдума может быть искажена.

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" обязывает Центральную избирательную комиссию Российской Федерации проверить соответствие вопроса референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 данного Федерального конституционного закона (часть 13 статьи 15).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации правильно установила, что вопрос "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?" не соответствует требованиям частей 5 и 7 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", и приняла мотивированное решение, утвержденное на заседании 13 апреля 2012 года.

Согласно части 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление уполномоченного представителя региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации от субъекта Российской Федерации - города Москвы Бабкина К.А. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 апреля 2012 года N 118/917-6 "О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?", предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации", оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С.Романенков

Наши рекомендации