Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц

I. ДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

I-1. ПО ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
Со времени принятия, если не указано иное. Со времени, указанного в самом НПА. По истечении 10 дней со времени опубликования в Росс. газете, Парл. вестнике и Собрании зак-ва РФ. По истечении 7 дней со времени принятия. После регистрации в Министерстве Юстиции.
Ведомственные документы ФЗ, ФКЗ Указы Президента Ведомственные документы
I-2. ПО ВРЕМЕНИ УТРАТЫ ЗАКОННОЙ СИЛЫ
По истечении срока действия, указанного в НПА. После публикации решения об отмене в особом перечне отменяемых актов. После принятия нового НПА по тому же предмету, если в нем есть статья об отмене, или он противоречит старому. Приостановление действия НПА особым решением.
I-3. ПО ОБРАТНОЙ СИЛЕ
Обычно не имеют обратной силы. Имеют обратную силу в двух случаях: - уголовные законы, снимающие или смягчающие ответственность. - иные НПА по желанию законодателя
Указ Ельцина 1994 г. об учете интересов несовершеннолетних при приватизации квартир.
               
II. ПО ДЕЙСТВИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ
Общефедерального действия. Субъектного или республиканского действия. Муниципального действия - только на территории муниц. образования. Локального действия - только на территории учреждения.
ФЗ, ФКЗ Закон Ивановской области Устав городского округа Тейково Устав ИвГУ
VII. ПО КРУГУ ЛИЦ
Обычно действуют в отношении всех, кто находится на территории данной страны. - некоторые законы действуют только на граждан РФ; - заключенные не могут голосовать; - льготы и пенсии получают только опр. категории населения; - на дипломатов по праву экстерриториальности не распространяются УК и КоАП.

50. Правотворчество: понятие и принципы

Правотворчество (ПТ) - волевая деятельность компетентных гос. органов или всего народа по совершенствованию системы права путем создания новых норм права или изменения существующих. ПТ - это последний этап правообразования после оценки реальности и осознания потребности. Сущность ПТ - возведение в закон воли государства. Содержание ПТ - в проведении референдумов, издании законов и создании судебных прецедентов. Законотворчество - основной вид ПТ.

Принципы ПТ:

1) ДЕМОКРАТИЗМ Непосредственное и широкое участие народа в процессе ПТ.
2) ЗАКОННОСТЬ Строгое соблюдение установленных законом процедур принятия и опубликования НПА.
3) ГУМАНИЗМ Приоритет прав человека при создании НПА.
4) НАУЧНОСТЬ Связь с новейшими достижениями юр. науки.
5) ПРОФЕССИОНАЛИЗМ Участие в работе квалифицированных ученых и юристов-практиков.
6) ГЛАСНОСТЬ Открытость процесса ПТ для народа и публикация законопроектов в СМИ.
7) ТЕХНИЧНОСТЬ Соблюдение правил юр. техники НПА и ее совершенствование.
8) ТЩАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА Использование всего мирового опыта подобных законов.

Стадии и виды правотворчества

Для начала, скажем, что само правотворчество есть стадия правообразования:

1. Анализ реальной жизни - нужно ли новое право.

2. Правотворческая инициатива. Создание гипотетической модели нормы права. Неофициальная работа над законом.

Правотворчество.

СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС)

4) Законодательная инициатива определенных органов (ст. 104 К. РФ). Начинается официальная работа над законом.

5) Создание законопроекта.

6) Рассмотрение и обсуждение законопроекта в 3 чтениях в ГД.

7) Принятие закона ГД+СФ и подписание Президентом.

8) Опубликование закона в Российской газете, Парламентском вестнике и Собрании законодательства РФ. Вступление закона в законную силу.

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

I. ПО СОДЕРЖАНИЮ
Создание новых НПА - собственно правотворчество. Изменение существующих НПА, консолидация и кодификация.Консолидация и кодификация - два вида систематизации, которые являются ПТ. Негативное правотворчество - отмена ненужных и неконституционных НПА (КС РФ).
II. ПО СПОСОБУ
Создание права органами государства, например, принятие закона. Создание права народом, например, на референдуме. Санкционирование государством ранее существовавших норм - обычаев.
III. ПО СУБЪЕКТУ
ПТ гос. органов ПТ должностных лиц (Президента) ПТ народа ПТ органов местного самоуправления Локальное ПТ
IV. ПО ЗНАЧИМОСТИ
Законотворчество Парламента Подзаконное правотворчество Президента Делегированное правотворчество Правительства
           

52. Систематизация НПА: понятие и виды

Систематизация НПА - деятельность государства и простых людей по упорядочению и совершенствованию нормативного материала с целью: а) поддержания целостности и непротиворечивости системы законодательства; б) доведения правовой информации до адресатов.

Виды систематизации НПА

НЕПРАВОТВОРЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - ее может проводить любой и каждый ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - волевая деятельность компетентных государственных органов
1. Учет - прием юр. техники, проводимый с целью удобного доступа к правовой информации. Может быть электронный, карточный, журнальный. 2. Инкорпорация - вид систематизации, при которой НПА соединяются в сборник без какого-либо изменения содержания. Может быть официальная или неофициальная, отраслевая или хронологическая, общая или частичная. 3. Консолидация - вид систематизации, направленный на сведение нескольких НПА в один укрупненный блок. Предметом консолидации являются НПА. 4. Кодификация - наиболее совершенный вид систематизации, направленный на создание нового, целостного кодифицированного НПА - кодекса. Предметом кодификации являются сами нормы права. Очень редкая.
СПС "Консультант+" "Полное собрание законов Российской Империи" М.М. Сперанского - общая официальная хронологическая инкорпорация Французский гражданский кодекс, составленный из 6 старых законов УК РФ 1996 г.

53. Юр. техника: понятие, виды, характеристика

Юр. техника (ЮТ) - совокупность правил, средств, приемов и способов подготовки, составления, упорядочения правовых актов и иных документов с целью обеспечения их действия.

Объект ЮТ - текст правового акта.

Задачи ЮТ:

а) осмысление и упорядочение юр. деятельности;

б) достижение единообразного, простого и ясного оформления правовых актов и документов;

в) обеспечение краткости и стандарта в правовых актах и документах.

Виды ЮТ

1. Правотворческая ЮТ (законодательная ЮТ, ЮТ НПА) 2. Правосистематизационная ЮТ (ЮТ систематизации права) 3. ПравоприменительнаяЮТ (ЮТ индивидуальных правовых актов) 4. Правоинтерпретационная ЮТ (ЮТ толкования права)
Техника создания, изменения или отмены НПА (см. вопрос 45). Техника упорядочения НПА; приемы, применяемые при учете, инкорпорации, консолидации и кодификации (см. вопрос 52). Техника документов - индивидуальных правовых актов (решений, приговоров), возникающих в результате применения права государственными органами (см. вопрос 64). Техника актов официального толкования права (см. вопрос 69).

Частное и публичное право

В романо-германской правовой системе сложилась традиция делить систему права на частное и публичное по цели и социальному назначению. Однако это деление очень условно, т.к. интересы общества и личности всегда взаимосвязаны.

ЧАСТНОЕ ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Нормы, регламентирующие частные отношения и защищающие частные интересы граждан. Нормы, регламентирующие отношения государства и его органов с гражданами и другими подвластными субъектами, и защищающие интерес всего общества.
Чей интерес защищается?
Интерес отдельных лиц и организаций Интерес общества и государства
Какие отношения (предмет) регулируются?
Имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу каких-либо личных благ Отношения, связанные с устройством государства, правовой системы, правопорядка, правореализации
Каким методом регулируются?
Диспозитив (координация) - отношения между равными субъектами на основе свободы действий Императив (субординация) - отношения между государством и гражданами, исполняющими его властные предписания
Каков субъектный состав?
Частное лицо + Частное лицо Область свободы и частной инициативы Государство + Частное лицо Область власти и подчинения
Какие отрасли входят?
Гражданское право Трудовое право Предпринимательское право Семейное право Новые отрасли (медицинское, космическое etc.) Конституционное право Уголовное право Гражданско-процессуальное право Уголовно-процессуальное право Административное право Финансовое право

55. Юридический процесс: понятие и виды

Вся юридическая деятельность имеет процедурный характер - т.е. осуществляется в соответствии с определенными нормами права и сопровождается постоянным изданием "рабочих" правовых актов.

Юридический процесс (ЮП) - это установленная законом форма юридической деятельности, результаты которой закрепляются особыми правовыми актами. Во-первых, это форма юридически значимой деятельности, выражающейся в совершении определенных законом действий. Во-вторых, это форма юридических документов, сопровождающих эти действия.

Любой ЮП делится на стадии - крупные обособленные части, а они делятся на этапы. Так, уголовный процесс имеет пять стадий, а четвертая из них - пять этапов. 1. Возбуждение уг. дела.

2. Предварительное расследование.

3. Назначение судебного заседания.

4. Судебное разбирательство:

- подготовительная часть;

- судебное следствие;

- судебные прения;

- последнее слово;

- вынесение приговора.

Виды ЮП

I. ПО СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Судебный процесс - порядок отправления правосудия. К. РФ выделяет пять видов процесса: гражданский, уголовный, административный, конституционный и арбитражный. 2. Правовая процедура - порядок осуществления чего угодно, кроме правосудия. (Законодательство, сделка etc.)
II. ПО ПРИРОДЕ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ
3. Правотворческий (законодательство) 4. Правоприменительный (судебный) 3. Праворазъяснительный (толкование права)
       

56. Правовые отношения: понятие, структура и виды

Правоотношение - урегулированное правом общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут субъективные обязанности.

Признаки:

Наши рекомендации