Основные стадии применения правовых норм.
Правоприменительный процесс – комплексная категория, которая включает в себя несколько стадий:
1 стадия: установление фактических обстоятельств дела. Устанавливаются только факты, имеющие юридическое значение и относящиеся к данному делу. При установлении фактических обстоятельств дела следует руководствоваться требованиями объективности, полноты, истинности доказательств, т.е. фактических данных, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для юридического дела.
2 стадия: выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению,т.е. юридическая оценка фактических обстоятельств (юридическая квалификация). Она состоит в том, чтобы:
- выбрать норму права, регулирующую данное общественное отношение;
- проверить подлинность текста нормы права, т.е. удостовериться в том, что она опубликована в официальном издании; установить, не изменена или не отменена ли она;
- проверить пределы действия нормы во времени, пространстве и по кругу лиц;
- уяснить смысл, содержание юридических предписаний (осуществить толкование).
3 стадия: принятие решения по делу (акта применения норм права) -результат индивидуального регулирования общественных отношений.
1.4. Акты применения норм права: понятие, классификация.
Акт применения норм права – это правовой акт, который содержит индивидуально-конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.
Особенности актов применения норм права:
1. Издаются компетентными субъектами и имеют государственно-властный характер, т.е. отказ от их исполнения может повлечь за собой юридическую ответственность.
2. Выступают средством перевода общих нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций.
3. Персонифицированность, т.е. фиксация субъективных прав, обязанностей, меры юридической ответственности.
4. Не могут иметь обратной силы во времени.
5. Исчерпываются их исполнением (в отдельных случаях правовые состояния, порождаемые ими, могут носить длящийся характер – например, решение о назначении пенсии).
Структура актов применения норм права:
I. Вводная часть – содержит наименование документа, органа, его принявшего, предмет дела, сроки и т.п.
II. Констатирующая (описательная) часть – изложение сути решаемого дела.
III. Мотивировочная часть – анализ доказательств, их оценка, юридическая квалификация и её обоснование.
IV. Резолютивная часть – выводы правоприменительного органа по решаемому делу.
Классификация актов применения норм права.
1. По субъектам:
· акты государственных органов (Постановление Совета Федерации о назначении на должность Генерального прокурора РФ) и общественных организаций (постановление профкома);
· акты главы государства - Президента РФ;
· акты федеральных органов власти и управления;
· акты органов власти и управления субъектов РФ;
· акты органов правосудия (основные: приговор (оправдательный и обвинительный и решение (решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, рассматривающих дело по существу; вспомогательные: акты следственных действий);
· акты органов прокуратуры (приказы, указания, распоряжения, поручения, решения, акты прокурорского надзора, например, акты прокурорского реагирования на нарушения закона);
· акты органов надзора и контроля (постановление санитарной инспекции о наложении штрафа);
· акты коллегиальные (постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии) и единоличные (приказ руководителя предприятия о принятии на работу сотрудника);
· акты местного самоуправления (распоряжение мера города о назначении главы районной администрации)
2. По характеру правового воздействия:
Ø регулятивные (решение суда по гражданскому делу);
Ø охранительные (приговор суда).
3. По юридическому значению:
ü основные – содержат окончательное решение по юридическому делу (Указ Президента о помиловании конкретного лица);
ü дополнительные - обеспечивают принятие основных актов (постановление о возбуждении уголовного дела).
4. По форме внешнего выражения:
§ отдельный документ (приговор суда);
§ резолюция на материалах дела («в приказ», «к исполнению», «оплатить»);
§ акты – действия (словесные, конклюдентные – в виде жестов) – обращение работника ГИБДД к водителям с помощью жезла (Ю.Н. Старилов).
По мнению В.М.Сырых, жест работника ГИБДД «прекратить движение автомашины или иные действия не являются правоприменительным актом. Это конкретное правоотношение, которое возникает между указанным работником и водителем автомашины, при осуществлении первым государственно - властных полномочий. Правоприменительный же акт может возникнуть лишь при условии привлечения водителя автомашины к административной ответственности за совершенное нарушение правил дорожного движения»[1].